Водопропускные трубы для автомобильных и железных дорог: виды и особенности

Водопропускные трубы — это искусственные сооружения, которые прокладываются под автомобильной магистралью или железнодорожным полотном и используются для пропуска стоков. Вода может проходить через такие трубы непрерывно или через определённые интервалы. Также такие трубы могут выполнять функцию проходного тоннеля для людей.

Водопропускные трубы чаще всего устанавливаются под автомобильными и железными дорогами для отвода воды и предотвращения размывания насыпи

Особенности и преимущества водопропускных труб

Водопропускной трубопровод позволяет организовать дренаж под автомобильной или железной дорогой. Чаще всего такую конструкцию монтируют в целях отвода ручья или русла небольшой реки. Такой трубопровод применяют и в случаях, когда необходим отвод дождевой и талой воды.

Важно! При небольшой высоте дорожной насыпи нет возможности организовать полноценный мост, поэтому водопропускной трубопровод в таком случае является единственным выходом из ситуации.

Рассмотрим основные преимущества использования водопропускного трубопровода:

Положительные моменты при монтаже этих конструкций во многом зависят от конкретного случая и от материала, из которого выполнен водопропускной канал.

Виды водопропускных труб

Все водопропускные трубы классифицируют по нескольким основным критериям.

Трубы для водопропускных сооружений могут быть из разных материалов, в том числе полимеров

Водопропускные трубопроводы могут быть изготовлены из следующих материалов:

По поперечным сечениям, в зависимости от их формы, водопропускные трубы бывают:

По количеству очков в сечениях:

Кроме этого, существует подразделение водопропускных труб по работе поперечного сечения. Однако такой параметр берут во внимание только в том случае, если проводится гидравлический расчёт труб.

Рассмотрим виды водопропускных труб по работе поперечного сечения:

Напорные изделия работают всей площадью своего сечения, тем самым создавая максимальные пропускные показатели. Полунапорные работают всем сечением только в области оголовка трубы. Безнапорные постоянно работают только частью своего сечения.

Безнапорные трубы пропускают небольшое количество стоков и устанавливаются там, где объемы воды небольшие

Размеры

Водопропускные конструкции с круглым сечением, монтируемые под автополотном или железной дорогой, могут обладать следующими диаметрами:

Конструкция для внутрихозяйственного типа дорог, может обладать сечением 500 мм и длиной до 10 м.

Особенности железобетонных труб

На сегодняшний день стоимость на бетонные и железобетонные конструкции считается наиболее бюджетной из всех возможных вариантов. Низкая цена на эти материалы является определяющим фактором для многих строительных компаний. Кроме этого, такие конструкции обладают отличными показателями прочности и герметичности.

Железобетонные водопропускные трубы более прочные, по сравнению с изделиями из бетона. Главным преимуществом железобетонных труб считается возможность организации их производства на месте монтажа (у дороги). В противном случае их транспортировка выполняется с использованием специальных грузоподъёмных машин.

Как уже было сказано выше, водопропускной трубопровод может служить не только для отвода вод, но и выполнять функцию пешеходного перехода. Диаметр канала может быть от 500 до 4000 мм. Кроме этого, стоит отметить тот факт, что водопропускные железобетонные трубы могут использоваться и в сейсмоактивных районах. Исследования показали, что независимо от показателей диаметра, водоотводный канал может выдерживать даже сильные землетрясения (до 9 баллов по шкале Рихтера).

Железобетонные трубы отличаются высокой прочностью и могут использоваться в сейсмически активных регионах

Производятся такие трубы в виде отдельных сегментов. Звенья железобетонные водопропускных труб могут иметь длину от 1 до 4 м. Железобетонные изделия регламентируются ГОСТом 24547–81.

Трубы из полимеров

На сегодняшний день изделия из полимеров становятся всё более популярными. Кроме этого, возможности современных производств позволяют выпускать полимерные трубы, которые обладают высокими прочностными характеристиками и могут заменить трубы из железобетона или металла. Вместе с тем вес полимерных изделий гораздо ниже в сравнении с другими материалами, что облегчает транспортировку и установочные работы.

Однако, несмотря на высокие прочностные характеристики, водопропускные трубопроводы из пластика монтируются в железные арки. Металлические конструкции позволяют обезопасить сооружение от обвала.

В некоторых случаях вокруг пластикового канала сооружают специальную каменную арку или короб — габион. В результате получается прочная конструкция, которая способна выдерживать большие нагрузки и обладающая устойчивой к коррозийным воздействиям полимерной сердцевиной. Эксплуатационный срок такой конструкции в нормальных условиях может достигать не один десяток лет.

Металлические водопропускные трубопроводы

Металлические конструкции обладают гофрированным корпусом и являются наиболее прочными. Такие водопропускные каналы способны выдерживать колоссальные нагрузки, однако, такие трубы обладают одним большим недостатком — они подвержены коррозии.

Металлические трубы подвержены коррозии, поэтому используются в качестве временных конструкций

Полезная информация! Из-за ржавления металлические водопропускные трубы, как правило, используются в качестве временных конструкций.

Наиболее популярный вариант использования таких труб — временный проход под автомобильной магистралью. Проходы производятся с целью отвода воды с одной стороны дороги на другую. Такая необходимость зачастую возникает в случае засорения или обвала основного водопропускного канала. Кроме этого, металлическую трубу могут использовать как защитный футляр для полимерного трубопровода, обладающего устойчивостью к коррозийным воздействиям.

Гофрированные железные водопропускные трубопроводы применяются и для армирования стенок буровых скважин. Иногда из таких труб всё же монтируют постоянную конструкцию, однако, это происходит крайне редко.

Собираются металлические водоотводные каналы из отдельных сегментов. Сборка, как правило, выполняется на месте установки. Стоит также отметить, что такие трубы могут иметь практически любую форму в готовом виде. Это связано с тем, что они имеют гофрированные стенки, которые способны сгибаться. Если металлические листы имеют защитный антикоррозийный слой, такая конструкция может прослужить до 50 лет. Затраты на обустройства водоотводного металлического канала на 20–30% ниже, чем железобетонного.

Технология производства

Предприятия, которые производят подобные трубы, придерживаются ряда важных правил:

Произведенные ЖБ трубы проверяются по многим параметрам, которые должны соответствовать стандартам ГОСТ

Таким образом выполняется производственная доработка и сортировка отдельных изделий для водопропускных трубопроводов.

Обратите внимание! Транспортировка этих элементов к месту, где будут проходить монтажные работы, проводится в соответствии с необходимыми нормами, чтобы не допустить порчу продукции. Вся продукция доставляется до места монтажа в таком же виде, в каком она после сортировки была доставлена на склад.

Перед монтажом в обязательном порядке проводятся подготовительные мероприятия.

Подготовительные работы перед монтажом

В самом начале, перед монтажом водопропускного канала, производится подбор площадки, на которой впоследствии развернётся строительство. После того, как необходимое место выбрано, выполняется его очистка от посторонних предметов (травы, веток, мусора и т. д.).

Далее все составляющие будущего водопропускного трубопровода раскладываются в правильной последовательности для последующей сборки. Перед сборкой необходимо провести соответствующую разметку и определить ось изделия, а также контур котлована. Кроме этого, перед подготовительными работами выполняются все необходимые расчёты (включая гидравлический расчёт). Всё это нужно для того, чтобы в процессе монтажа не возникло непредвиденных ситуаций, также от этого зависит нормальная эксплуатация водопропускного трубопровода в будущем.

Нюансы монтажа

Работы по рытью котлована проходят с применением специальной техники, однако, выравнивание стенок котлована выполняется вручную (при помощи лопат). В случае, если почва на дне котлована неустойчивая и мягкая, её прокладывают булыжником. Он прокладывается по всей площади дна котлована с применением специальных инструментов.

Подготовка котлована для труб производится при помощи техники

Рытьё котлована проводится без установки специальных ограждений, но в некоторых случаях ограждения всё-таки необходимы. Например, если в яму могут попасть водяные стоки. Довольно часто перед рабочими встаёт необходимость в укреплении стенок котлована. Подобное укрепление производится с учётом строительных норм и правил безопасности в тех случаях, когда поблизости с разрабатываемым котлованом находятся жилые или производственные постройки.

Размеры котлована, как правило, зависят от конкретного случая и определяются с учётом диаметра и формы сечения водопропускного трубопровода. Углы откосов такой конструкции имеют прямую зависимость от свойств конкретного грунта, в условиях которого осуществляются монтажные работы.

Важно! При обустройстве котлована под водопропускной канал необходимо заранее предусмотреть и удобно спланировать расположение трубы, чтобы в случае поломки водопропускной трубопровод был доступен для ремонтных работ.

Для проведения работ по установке гидроизоляционного покрытия или антикоррозийной защиты необходимо запомнить одно важное правило — расстояние между стенками фундамента и стенками котлована не должно быть меньше 70 см. Это нужно для удобства выполнения работ, ведь эти процедуры осуществляют рабочие. Если же использование людей не является обязательным — этот показатель снижается до 10 см. Стоит также отметить, что при отсутствии необходимости в обустройстве фундамента, котлован для водопропускного трубопровода роется точно по размерам трубы.

Монтаж фундамента

В случае, если фундамент состоит из сборных железобетонных плит, то в первую очередь проводится установка звеньев, которые составят оголовок будущей водопропускной трубы. Укладка блоков выполняется до уровня подошвы, а дальше проводится работа по заполнению пазух до того же уровня.

Для монтажа фундамента используют бетонные блоки или плиты

Рассмотрим основные этапы обустройства монолитного фундамента:

  1. В первую очередь необходимо изготовить или приобрести уже готовую опалубку.
  2. Далее подготавливается необходимый для заливки бетонный раствор.
  3. На третьем этапе подготовленный заранее бетонный раствор заливается в опалубку.
  4. Когда раствор застынет, необходимо демонтировать опалубку и залить образовавшиеся пазухи.

Монтаж водопропускной трубы

Перед проведением монтажных работ необходимо очистить все элементы конструкции (звенья, блоки и т. д.) от грязи. Если монтаж проводится зимой, то нужно очистить все изделия от снега и льда. После этого можно приступить непосредственно к монтажу. Монтаж выполняется в три этапа:

  1. Конструктивные элементы, которые обладают плоскими гранями, монтируют на цементный раствор. Цилиндрические части водопропускного трубопровода устанавливаются на специальные деревянные подкладки. После этого, под цилиндрические звенья заливают раствор.
  2. Заливка раствора проводится с одной стороны до того момента, пока он не появится с другой стороны. Благодаря этому достигается выравнивание и полное заливание всех швов в конструкции. В случае если бетонирование проводится для каждого звена отдельно — используется раствор с подвижностью по эталонному конусу в 12 см.
  3. После того, как работы по бетонированию водопропускного канала завершены, осуществляется его гидроизоляция. Ее проводят с помощью мастики.

Ремонт водопропускных труб

На сегодняшний день существует несколько основных вариантов по ремонту водопропускных труб. Как правило, ремонт водопропускных трубопроводов выполняется безкотлованным методом. То есть, ремонтные работы проводятся без откапывания трубы из котлована. Котлованный метод используется гораздо реже — в тех случаях, когда необходима полная замена трубопровода.

Восстановление функций канала может проводиться при помощи новой трубы, которая просто вставляется в старую

Рассмотрим основные варианты по ремонту водопропускных коммуникаций:

Кроме этого, существует ещё один способ ремонта таких труб — микротоннельный, однако, он используется крайне редко из-за больших затрат на оборудование. К тому же, один комплект оборудования подходит только к определённому диаметру трубы с круглой формой сечения.

Санация

Санация — это способ, основанный на протаскивании рукава из пластика внутри ремонтируемого водопропускного трубопровода. После того, как протаскивание рукава закончено, в него закачивают воздух с целью создания избыточного давления. Рукав, накачанный воздухом, повторяет форму трубы изнутри. Затем его облучают ультрафиолетовыми лучами. В результате этого рукав затвердевает и образуется своеобразный дополнительный каркас, который не только ремонтирует трубу, но и усиливает прочностные характеристики конструкции в целом. Толщина стенок подобного рукава составляет примерно 8 мм.

Обр атите внимание! Все ремонтные работы занимают всего несколько часов, поэтому такой способ ремонта водопропускного трубопровода является очень популярным.

Технология SPR является способом ремонта водопропускных конструкций, которые отличаются большими показателями диаметра. Кроме этого, такая технология используется для ремонта труб не только с круглой формой сечения, но и для других.

Процесс ремонта по такой технологии проходит в 2 этапа:

  1. Внутри ремонтируемого канала навивают профиль. Профиль, как правило, изготавливается из поливинилхлорида (ПВХ) и армируется специальными вставками.
  2. Производится заливка раствора в зазор между ремонтируемой трубой и корпусом.

После ремонта с использованием технологии SPR, несущие показатели конструкции увеличиваются в 2–3 раза.

Релайнинг

Релайнинг выполняется путём прокладки в старую водопропускную трубу новой, которая сделана из стеклопластика. Внутри происходит стыковка звеньев, а затем зазор между двумя стенками заливается, как и в прошлом случае, цементным раствором.

Стоит отметить, что в мире существует множество технологий по ремонту водопропускных труб, однако наиболее популярных, проверенных временем способов всего несколько и их применяют практически во всем мире.

Какую водопропускную трубу под дорогой проложить – виды, особенности, преимущества материалов

Водопропускные трубы, расположенные под дорогой – это нечто вроде альтернативы мостам, поэтому при отсутствии необходимости в последних можно воспользоваться такой заменой. К тому же, в некоторых ситуациях возведение моста попросту невозможно – например, если дорога расположена слишком низко.

Конструкция водопропускной трубы – это канал, проходящий через дорожную насыпь. Для обустройства водопропускного канала используются трубы такого диаметра, чтобы его было достаточно для транспортировки большого объема атмосферных осадков. Кроме того, нередко такие трубы используются при создании крупных дренажных систем и подземных переходов. В данной статье речь пойдет о водопропускных трубах и особенностях их применения.

Виды водопропускных труб

На современном рынке стройматериалов водопропускные трубы представлены очень разнообразно. Основным параметром, по которому классифицируются такие трубы, является материал изготовления.

Согласно такому способу классификации выделяют следующие виды водопропускных труб:

Каждый материал имеет свои особенности.

Железобетонные водопропускные трубы

Одним из главных достоинств железобетонных конструкций для отведения воды является возможность их создания на том месте, где они будут устанавливаться. Процесс обустройства в данном случае предполагает установку армированной опалубки, в которую будет заливаться раствор бетона.

Описанное выше качество можно назвать достаточно полезным, но у него есть серьезный недостаток – железобетонная водопропускная труба под дорогой устанавливается очень долго. Конечно, у такой проблемы имеется решение, которое заключается в приобретении готовых железобетонных конструкций и доставке их к месту монтажа. Главное качество такого материала – способность выдерживать воздействие различных внешних факторов. Читайте также: “Виды железобетонных труб, характеристики и применение”.

Пластиковые водопропускные трубы

Различные варианты полимерных изделий для обустройства водопропускных каналов являются хорошим решением. Пластиковые трубы хорошо выдерживают внешние нагрузки, но для этого их приходится дополнительно усиливать при помощи бетонной арки, которая заливается по наружному краю трубы, причем слабая сопротивляемость бетона подвижкам грунта в данном случае не имеет никакого значения.

При необходимости можно снизить нагрузку на систему, используя специальные металлические короба, заполненные камнями. Установленная таким образом водоотводная труба под дорогой сочетает в себе надежность и долговечность – срок службы пластикового водопропускного канала может достигать 50 лет.

Металлические трубы и СМГК

Водопропускные трубы из металла – это неплохой вариант решения проблемы отведения воды, но только если рассматривать его с одной стороны. Металлические конструкции имеют лучшие показатели прочности по сравнению с аналогами, но это достоинство полностью нивелируется слабой устойчивостью к коррозии. Из-за этого металлические трубы используются для обустройства водопропускных каналов только временно.

Впрочем, есть еще одно применение изделиям из металла. Их часто используют для проколов дорожного полотна. Дело в том, что возможность ремонта водопровода, проходящего под дорогой, есть не всегда, поэтому труба расчищается при помощи внешней дренажной системы, позволяющей провести ремонт или качественную очистку системы.

Неплохим решением является использование металлических труб в качестве внешнего защитного кожуха, обеспечивающего защиту основного трубопровода. Обычно для этих целей применяются трубы, используемые для армирования стенок буровых скважин.

Чтобы создать надежный и качественный водопропускной канал, лучше всего использовать СМГК – сборные металлические гофрированные конструкции. Согласно общей классификации, обычными трубами такие конструкции не являются – цельная система становится таковой только в том месте, где необходимо выполнить монтаж водопропускных труб.

Читайте также:  Как выбрать дренажный насос для канализации

СГМК имеют массу положительных качеств, которыми обделены простые трубы. Основное достоинство сборной конструкции заключается в возможности обустройства сложных конструкций, которые способны прослужить несколько десятков лет и при этом спокойно переживать воздействие сейсмических сдвигов. Гофрированная дорожная труба, помимо всего прочего, обходится почти на треть дешевле, чем альтернативные варианты.

Монтаж водопропускных труб под дорогой

Технология обустройства водоотводных каналов под дорогой включает в себя несколько этапов:

  1. Подготовка котлована.
  2. Заливка фундамента.
  3. Укладка трубопровода.
  4. Обустройство дорожной насыпи.

Первым делом необходимо выкопать котлован, размеры которого совпадают с рассчитанными в ходе проектирования. Также важно учитывать грунт, который преобладает на участке – неподходящая почва может помешать обустраивать тяжелую конструкцию. Кроме того, тип грунта напрямую влияет на то, как будут обустраиваться стенки котлована. Читайте также: “Виды водопропускных труб, способы и сферы использования”.

Создание котлована осуществляется традиционным образом:

Глубина котлована не должна быть меньше, чем уровень промерзания почвы в данном регионе, иначе водопропускная система попросту придет в негодность из-за воздействия вспучившегося грунта. Чтобы отвести воду из котлована, применяются обычные дренажные системы или насосы. Это важный момент – водопроводящие каналы чаще всего проходят по влажным участкам, поэтому необходимо позаботиться о качественной дренажной системе, которая позволит конструкции нормально функционировать.

Для укрепления стенок котлована и насыпи используются габионы – специальные модули, заполненные обычными камнями. Чтобы система получилась максимально надежной, под ней укладывается гидроизоляционный материал.

Фундамент, как основа

Следующий шаг – создание фундамента. Естественно, почва должна выдерживать фундамент вместе со всей конструкцией, поэтому базовым опорным слоем является смесь из песка и гравия. Засыпка такого слоя позволит предотвратить повреждение элементов водопропускного канал при пучении грунта.

Сам фундамент может выполняться по одной из двух схем:

  1. Блочный фундамент. Процесс укладки в данном случае начинается с блока, расположенного прямо под оголовьем трубы. Этот блок укладывается примерно на 30 см ниже уровня промерзания почвы. Далее устанавливаются последующие блоки. Возникающие высотные перепады компенсируются за счет песчано-гравийной смеси, а при большой разнице высот используются сваи. Укладка блоков фундамента начинается с заднего конца трубы.
  2. Монолитный фундамент. Такой тип фундамента знаком даже тем, кто не занимался строительством. Для монтажа устанавливается съемная опалубка, выставленная на слое гидроизоляции. Заливать монолитный фундамент нужно с одного прохода, поэтому перед работой придется тщательно рассчитать необходимый объем.

Блочная конструкция фундамента отличается быстротой обустройства, а монолитная – высокой механической прочностью, которой достаточно для сопротивления сильным подземным толчкам. Перед созданием фундамента нужно точно знать, какие виды оголовков водопропускных труб будут использоваться – этот фактор может повлиять на конструкцию фундамента.

Когда фундамент застынет, на него можно будет устанавливать водопропускные трубы. Сначала нужно установить бровку грунта, потом сформировать выходы для труб, после чего приходит пора монтировать СМГК или железобетонные изделия. Все свободное пространство от фундамента до стенок труб должно заполняться смесью песка и гравия.

Фиксация СМГК осуществляется посредством заклепок или защелок, а верх конструкции усиливается специальной стяжкой, добавляющий системе надежности. Железобетонные конструкции тоже укрепляются цементной стяжкой, но монтаж арок осуществляется прямо на плиты без какой-либо подсыпки.

Финальный этап работы – укрепление водопропускных труб при помощи габионов или бетона, после чего их можно засыпать грунтовым слоем, толщина которого напрямую зависит от прочностных показателей трубы. Когда перепускная труба под дорогой установлена, можно спокойно приступать к обустройству самого дорожного полотна.

Заключение

Использование водопропускных труб позволяет перемещать влагу под дорожным полотном. Конечно, такие системы актуальны далеко не во всех ситуациях, но иногда они являются единственным вариантом отведения воды.

Водопропускные трубы для автомобильных дорог

В данной статье будут рассмотрены водопропускные трубы, их основные особенности, строительство котлована и фундамента, а также конструкции, используемые для строительства водопропускных труб.

Трубы водопропускные для автомобильных дорог – это искусственные сооружения, пропускающие под дорожными насыпями небольшие постоянные или действующие периодически водотоки.

В ряде случаев такие трубы могут также играть роль тоннельных путепроводов или скотопрогонов.

В процессе проектирования дороги, особенно в случаях, когда насыпь имеет небольшую высоту, чаще всего встает выбор между одним из двух возможных типов сооружения – труба или малый мост.

Труба водопропускная является предпочтительным вариантов в случае незначительных отличий технико-экономических показателей данных сооружений по следующим причинам:

Особенности водопропускных труб

В зависимости от материала тела трубы различают следующие типы труб:

Кроме того, трубы водопропускные железобетонные и другие различаются по следующим параметрам:

Железобетонные водопропускные трубы также имеют следующие значения диаметров отверстий:

Важно: засыпка над плитами или звеньями труб до нижнего уровня одежды дороги должна иметь толщину не менее 50 сантиметров.

Трубы железобетонные водопропускные и автодорожные мосты (средние и малые) могут располагаться на участках автодорог, профиль и план которых принят для дорог данной категории. Трубы обычно оборудуются в безнапорном режиме, исключением могут быть напорный или полунапорный режим с целью пропускать расчетный расход воды.

Кроме того, запрещается строить трубы водопропускные в случае наличия ледохода или наледей, а при устройстве на ручьях и реках, где имеются нерестилища рыб, обустройство труб требует разрешения рыбнадзорной инспекции.

О строительстве водопропускных труб

Расчет водопропускных труб при строительстве включает в себя также следующие нюансы:

Важно: естественный грунт, расположенный ниже глубины замерзания, заменяют на песчано-гравийную смесь.

В соответствии с несущей способностью труб их классифицируют на три группы:

  1. Первая группа – расчетная высота засыпки грунтом составляет 2 метра;
  2. Вторая – 4 метра;
  3. Третья – 6 метров.

Важно: в зависимости от условий конкретного строительства при переходе через водоток или другие препятствие допустимо применение труб, имеющих другую расчетную высоту засыпания грунтом.

Котлованы для водопропускных труб

При разработке котлованов под фундаменты для водопропускных труб чаще всего не предусматривают крепление. Устойчивость стенок такого котлована невозможно обеспечить только в условиях водонасыщенного грунта со значительным притоком воды – в таком случае осуществляют разработку грунта, защищая его креплением.

Кроме того, крепление котлована предусмотрено в случае строительства трубы, расположенной на небольшом расстоянии от эксплуатируемых сооружений – в таком случае крепление обеспечивает устойчивость этих сооружений.

Различные характеристики котлована зависят от целого ряда факторов:

Важно: если подобные работы не планируются, данную величину можно уменьшить до 10 см.

Железобетонные трубы водопропускные

В случае безопалочного бетонирования фундамента размеры котлована принимаются равными размерам самого фундамента;

  • В случае разработки котлована с откосами расстояние от подошвы откоса до фундамента не должно составлять менее 30 см.
  • В любом случае размеры котлована должны быть увязаны с возможностями используемого землеройного оборудования. Кроме того, при строительстве котлована следует предотвратить его заполнение грунтовыми и поверхностными водами, для чего по периметру котлована отсыпаются грунтовые валики.

    В случае сооружения трубы на месте постоянного водотока производят строительство запруд либо при помощи канав русло отводят в сторону.

    Удаление воды, проникающей в котлован, может осуществляться двумя способами:

    1. В низовой части котлована устраивают выпуск в канаву для отведения воды, что чаще всего применяется в случае строительства косогорных труб.
    2. Обеспечивают водоотлив механизированный. Для этого низовую часть котлована оборудуют ограждаемым приямком, вода из которого откачивается с помощью насоса.

    Важно: приямок должен быть расположен вне контура фундамента, чтобы обеспечивать водоотведение на протяжении всех фундаментных работ, включая засыпку пазух.

    По мере того, как котлован углубляются, ограждения приямка также опускают.

    Фундамент

    Осуществляя строительство водопропускных труб, монтаж фундамента из сборных элементов для водопропускной трубы выполняют следующим образом:

    1. Производят укладку блоков фундаментов оголовков, доводя до подошвы фундамента самой трубы.
    2. Производят засыпание пазух фундаментов оголовков до равного уровня.
    3. Выполняют засыпку пазух оголовочных фундаментов грунтом местным.
    4. Места сопряжений фундаментов с разной глубиной заложения засыпают смесью песка и гравия или песка и щебня.
    5. Смесь уплотняют послойно и заливают раствором цемента.
    6. Производят одновременную укладку фундаментов оголовков и посекционный монтаж фундамента трубы.

    Важно: монтаж выполняют последовательно с места, где находится выходной оголовок водопропускной трубы, двигаясь в направлении входного оголовка. При многорядной кладке выполняют перевязку швов.

    Процесс обустройства монолитного фундамента включает в себя следующие операции:

    Полезно: фундамент имеет несложные очертания, поэтому для изготовления опалубки можно применять обычные инвентарные щиты.

    В случае обустройство сборно-монолитного фундамента подготавливают подушку или основание, куда затем в межсекционные швы устанавливается опалубка.

    Промежутки между находящейся в швах опалубкой и сборными элементами заполняют смесью бетона. В регионах со слабым грунтом используются также свайные фундаменты.

    После того, как устройство фундамента и засыпка пазух завершены, начинают монтаж сборных оголовков и непосредственно тела трубы.

    Для монтажа сборных труб используют самоходные краны, определяя их грузоподъемность в соответствии с массой блоков оголовков, тела трубы и фундамента, учитывая возможный вылет стрелы крана. Порядок монтажа зависит от условий местности и того, какая конструкция выбрана для оголовочного участка трубы.

    Конструкции водопропускных труб

    Как уже было сказано, водопропускными называют гидротехнические сооружения водопропускного типа в виде искусственной структуры гражданского или промышленного назначения.

    Подобные конструкции обычно сооружают непосредственно на естественном или искусственном водоеме, либо на небольшом отдалении от него. Чаще всего водопропускные сооружения выполняются в виде водопропускной трубы, расположенной над автомобильной дорогой.

    Кроме того, водопропускные железобетонные трубы могут использоваться для корректировки или изменения русел малых речек.

    Строительство таких сооружений чаще всего сегодня выполняется с использованием металлических гофрированных конструкций (МГК), применяемых для следующих объектов:

    Сборные гофрированные металлические конструкции

    Металлические гофрированные сборные конструкции (СМГК) имеют более низкую стоимость при строительстве водопропускных сооружений по сравнению с железобетоном, а также имеют целый ряд преимуществ перед конструкциями других типов:

    Габионные конструкции водопропускных труб

    Широкой популярностью при строительстве водоотводных и водопропускных труб и сооружений, а также — при строительстве стабилизирующих и удерживающих сооружений, подпорных стен и локальных очистных дорожно-мостовых сооружений, пользуется также применение габионных конструкций.

    В готовом виде такое сооружение представляет собой укрепленную габионами водопропускную трубу необходимого диаметра.

    Габионы получили столь широкое распространение благодаря целому ряду положительных характеристик:

    Вот и все, что хотелось рассказать о том, что собой представляют водопропускные трубы для автомобильных дорог. Следует дополнительно заметить, что строительство данных сооружений (как и монтаж канализационных труб или установке металлопластиковых труб своими руками) требует особой тщательности и соблюдения требований и норм строительства и безопасности, поскольку их нарушение может вызвать не только повреждение или разрушение самой трубы, но и дороги, под которой данная труба пролегает.

    Классификация и способы ремонта водопропускных труб

    По большей своей части все водопропускные трубы используются при строительстве автомобильных дорог. В этом сооружении труба играет роль тоннеля для воды.

    В некоторых случаях такие материалы имеют настолько большие габариты, что становятся не только тоннелем для воды, но и подземным пешеходным переходом.

    Некоторая классификация

    Все водопропускные трубы можно разделить на несколько категорий по разным параметрам. Такими параметрами можно назвать следующие характеристики:

    Итак, изделия могут быть произведены из следующих материалов:

    По форме различают такие типы:

    Водопропускная труба прямоугольного сечения

    По количеству очков различают одноочковые, двухочковые и многоочковые.

    Последний параметр, работа поперечного сечения, актуален только тогда, когда проводится гидравлический расчет труб. Различают следующие типы:

    Напорными называются те элементы, которые работают всем своим сечением, то есть обеспечивают максимальную пропускную способность. Полунапорными называют те изделия, которые работают всем сечением только у оголовка, а вся остальная часть работает неполным сечением. Соответственно, безнапорными можно назвать те трубы, которые постоянно работают неполным сечением.

    Кроме всего прочего обладают данные изделия и иными характеристиками, которые так же нужны для того, чтобы выполнить расчет водопропускных труб. В первую очередь речь идет о размерах.

    Итак, изделия с круглым сечением, которые предназначены для укладки на автомобильных дорогах, могут иметь следующие диаметры:

    Надо сказать, что это далеко не все данные. Вообще у каждого из материалов есть свои особенности, поэтому целесообразно будет рассмотреть классификацию данных изделий по материалу изготовления более детально.

    Железобетон

    Сегодня бетон и железобетон являются самыми малостоящими материалами, которые могут быть предназначены для производства водопропускных труб. При этом изделия из железобетона отличаются прочностью и отличной герметичностью. Понятно, что железобетонные изделия гораздо крепче и прочнее тех изделий, которые сделаны из чистого бетона.

    Железобетонная водопропускная труба

    Одним из самых важных критериев данных труб является возможность быстро развернуть их производство прямо у дороги, то есть на месте монтажа. Если же производство на месте не налажено, то к месту монтажа подобные материалы доставляются грузоподъемной техникой из специализированных складов.

    Читайте также:  Дельные советы — как клеить пенопластовый потолок

    Нужно сказать пару слов и про самостоятельные работы по производству подобных тоннелей для отвода влаги. Производство предполагает заливку бетона в специальную опалубку, которая предварительно армируется. Понятно, что данная процедура сильно замедляет процесс строительства. По этой причине, как правило, материалы поступают на места уже в готовом к применению виде.

    Водопропускная труба под дорогой может выполнять роль не только водоотвода, но и роль пешеходного перехода, как уже было сказано ранее. Такое предназначение обуславливает размеры – от 0,5 метра до 4 метров в диаметре. При этом и самая маленькая, и самая большая железобетонная труба способна выдерживать нагрузку при землетрясениях до 9 баллов по шкале Рихтера.

    Изделия производятся в виде отдельных звеньев. Каждое звено имеет максимальную длину в 4 метра, а минимальную – 1 м.

    Выпуск осуществляется по ГОСТу 24547-81.

    Полимеры

    Сегодня изделия из пластика под дорожным полотном можно встретить довольно часто. Это связано с тем, что пластиковые изделия все больше и больше завоевывают данный сегмент рынка. В свою очередь, это стало возможным благодаря тому, что промышленность на сегодняшний день выпускает полимерные элементы, которые способны выдерживать просто огромные нагрузки. При этом вес самого изделия в разы меньше, чем вес его аналога, сделанного из бетона.

    Полимерная водопропускная труба

    При всей своей прочности, полимерные трубы не способны выдерживать больших масс грунта вместе с автомобилями. По этой причине, монтаж данных элементов осуществляется с одновременным устройством железобетонной арки вокруг них. Таким образом, данная бетонная арка будет служить своеобразным фундаментом.

    Вторым способом разгрузки полимерных изделий является устройство габионов – специальных коробов, которые заполнены большими камнями.

    На выходе получается очень прочный внешний корпус, который способен выдерживать просто колоссальные нагрузки, и полностью неподдающаяся коррозии сердцевина. Это купе материалов способно служить по предназначению не один десяток лет.

    Металл

    Металлические гофрированные водопропускные трубы, как показывает расчет прочности, являются самыми выносливыми к нагрузкам. Связано это с тем, что само по себе железо справляется с внешними нагрузками гораздо лучше бетона и тем более пластика.

    Существенным недостатком, который становится камнем преткновения перед повсеместным распространением труб из этого материала, является то, что железо в большой степени подвержено коррозии, то есть боится влаги.

    Металлическая водопропускная труба

    Этот факт заставляет использовать элементы из металла только в качестве временных сооружений. Самым распространенным случаем их использования можно назвать необходимость временного «прокола» дорожного полотка, с целью отвода воды с одной его стороны на другую. Часто такая необходимость возникает тогда, когда основные водоотводные конструкции ремонтируются или просто засорились.

    Металлические гофрированные водопропускные трубы часто используются с целью своеобразного кожуха для внутренней части основного водоотвода.

    Используется гофрированная водопропускная труба и для армирования стенок буровых скважин.

    Есть и те случаи, когда изделия из металла используют в качестве самостоятельной и постоянной конструкции. В таком случае эта конструкция собирается из отдельных гофрированных частей.

    Процесс сбора, как правило, осуществляется на месте монтажа. Сборка производится из гофрированных листов. И если вдаваться в подробности определений, то данная конструкция трубой являться не будет. И вот почему: гофрированная водопропускная труба используется тогда, когда необходимо сделать конструкцию не идеальной формы. Это значит, что данная «труба» может иметь самую разнообразную по своей сложности форму.

    При правильной защите листов металла, сборная конструкция данного типа способна прослужить порядка 50 лет, при этом общие затраты по сравнению с железобетонными изделиями на 20-30 процентов ниже.

    Технология строительства

    На заводах по производству подобных изделий существуют некоторые правила строительства:

    Установка водопроводной трубы

    Вот таким образом осуществляется окончательная доработка и сортировка всех элементов (если их несколько). И в таком же виде они потом доставляются на место монтажа. Однако перед ним проводится подготовительная часть.

    Подготовка к монтажу

    Сперва выбирается площадка под строительство. Она полностью убирается от посторонних предметов, то есть всякой растительности и других. Дальше все элементы трубы раскладываются в определенные места в необходимой последовательности.

    После этого делается разметка, то есть разбивается ось изделия и контур котлована.

    Надо сказать, что непосредственно перед началом подготовительного этапа проводятся все возможные расчеты, в том числе и гидравлический.

    Непосредственные работы

    Итак, не стоит вдаваться в подробности того, как труба примеряется к местности, то есть ставятся отметки уровня среза грунта, исследование дна котлована и так далее. Этим занимаются специально обученные люди.

    Что касается непосредственных работ, то тут все гораздо проще. Рытье котлована, который, как правило, имеет весьма внушительные размеры, осуществляется при помощи специальной техники. Но в такой работе присутствует и ручной труд – все стенки котлована выравниваются лопатами.

    Дальше, если дно вырытого котлована очень мягкое и зыбкое, то оно полностью выкладывается булыжником. При этом камни трамбуются специальными инструментами.

    Монтаж водопроводной трубы

    Котлован роется, как правило, без всяких ограждений. Из этого правила есть исключение. Оно касается тех случаев, когда в месте разработки постоянно находится вода. В таком случае рытье осуществляется с применением защитных крепежей.

    Часто приходится укреплять стенки котлована, предупреждая тем самым их обрушения. Это делается в тех случаях, когда рядом со строительной площадкой находятся постоянно эксплуатируемые здания и сооружения.

    Котлован роется по размерам и форме самой трубы. При проектировании и разработке котлована по возможности учитывается доступность трубы в случае, если ей понадобится ремонт. Такие параметры, как крутизна откосов, напрямую зависят от характеристик грунта.

    В том случае, когда будет проводиться гидроизоляция, дополнительная защита или иные работы, предполагающие наличие людей, расстояние между стенками фундамента и стенками котлована должно быть не меньше 70 см. Если же нахождение людей не требуется, то эта величина может быть снижена до 10 см. А в том случае, когда бетонирование проводится без устройства фундамента, котлован роется точно по размеру трубы.

    Устройство фундамента

    Когда фундамент сооружается из сборных железобетонных плит, то первыми укладываются блоки оголовков. Укладка осуществляется вплоть до уровня подошвы. Дальше заполняются пазухи до того же уровня.

    Чтобы сделать монолитный фундамент, необходимо:

    Укладка водопроводной трубы

    Укладка

    Перед непосредственным монтажом все блоки оголовков, звенья и блоки фундамента очищаются от грязи или ото льда и снега.

    Все звенья и блоки, которые имеют плоские грани, устанавливаются на цементный раствор. Цилиндрические части монтируются на деревянные подкладки. В дальнейшем под эти звенья доливается бетон.

    Раствор заливается с одной стороны, при этом смотрится его появление с другой. Так достигается полное выравнивание и плотное заполнение всех швов. При бетонировании отдельных звеньев применяется раствор с подвижностью по эталонному конусу в 12 см.

    После бетонирования осуществляется гидроизоляция. Ее проводят при помощи мастики.

    Ремонт железобетонных труб

    Сегодня существует сразу несколько различных способов ремонта водопроводных труб безкотлованным методом, то есть без их откапывания. Исключением является тот случай, когда неправильно был произведен гидравлический расчет, и трубу, например, требуется просто заменить.

    Итак, ремонт первым способом основан на санации изделий. Технология заключается в том, что внутри ремонтируемой конструкции протаскивается рукав, изготовленный из полимерного материала. После этого в рукав закачивается воздух, создавая тем самым избыточное давление.

    Ремонт водопропускной трубы

    Этот рукав под действием давления воздуха полностью повторяет все изгибы трубы изнутри. Дальше его облучают ультрафиолетовым светом, в результате чего он становится твердым. При этом толщина стенки такого ремонтного состава составляет около 8 мм. Такой ремонт хорош не только тем, что полностью восстанавливает работоспособность конструкции, но и тем, что придает ей дополнительный запас прочности – примерно в 1,5-2 раза.

    Весь ремонт занимает всего несколько часов.

    Вторая технология, которая получила название SPR, пригодна для труб с большим диаметром. Так же ремонт по этой методике может быть осуществим не только на круглых, но и другой формы сечения трубах.

    Суть технологии заключается в том, что внутри навивается специальный профиль, который изготовлен из поливинилхлорида. Этот пластик дополнительно армируется специальными вставками.

    После того, как внутренний корпус конструкции изготовлен (из ПВХ), между ним и первоначальной трубой заливается высокотиксотропный песчано-цементный раствор.

    Такой ремонт повышает несущую способность в 2,5 и даже в 3 раза.

    Ремонт по третьей технологии (метод релайнинга) заключается в том, чтобы внутри старой трубы проложить новую, сделанную из стеклопластика. Внутри звенья новой конструкции стыкуются между собой. Пространство между двумя стенками заполняется, как и в прошлом случае, таким же цементно-песчаным раствором.

    Кроме всего прочего существует еще и ремонт, который называется микро тоннельным. Однако он не получил широкого распространения, так как комплект оборудования, который предназначен только для конструкций круглого сечения и только под один диаметр, стоит очень дорого.

    В заключении хотелось бы отметить, что ремонт может быть осуществлен и по другим технологиям. Выше представлены лишь самые распространенные, которые были запатентованы ведущими мировыми специалистами в этой области.

    О новой технологии устройства водопропускных труб

    Какими бывают и зачем нужны водопропускные трубы?

    Водопропускные сооружения закладываются под дорожным полотном для его защиты от движения вод.

    Водопропускная труба для отвода воды

    Трубы для их обустройства отличаются размером диаметра и материалом изготовления.

    Характеристики водопропускных труб

    Применяются водопропускные трубы, как альтернатива малым мостам. В случае одинаковых технико-экономических показателей моста и трубы, она предпочтительней в силу таких своих преимуществ:

    К конечному потребителю попадают следующие типы труб, в зависимости от материала изготовления:

    Перечисленные виды могут отличаться между собой такими характеристиками:

    Главным требованием к обустройству водопропускных конструкций является отсутствие ледохода или наледей. Для осуществления их монтажа на зарыбленных водоемах требуется разрешение рыбнадзора.

    Типы водопропускных труб

    Как уже было упомянуто, различают три типа труб: железобетонные, пластиковые (полимерные) и металлические. Железобетонные конструкции характеризуются относительной дешевизной, хорошей прочностью и оптимальными показателями герметичности.

    Устройство водопропускной трубы под дорогой

    Преимуществом железобетонных изделий является возможность их производства прямо на строительной площадке. Чтобы сделать такую трубу самостоятельно, нужно выполнить заливку бетона в армированную опалубку. Диаметр изделий составляет от 0.5 м до 4.0 м.

    Они устойчивы к сейсмической нагрузке в 9 баллов. Могут использоваться в дорожных полотнах, с колеей более 1.5 м.

    Пластиковые конструкции для водопропускных задач под дорожным покрытием демонстрируют достаточно высокое сопротивление внешней нагрузке, поэтому широко применяются в на практике. Тем не менее, для более надежной эксплуатации рекомендуется соорудить бетонную арку над пластиковой трубой, внешняя сторона которой станет опалубкой.

    Помимо бетонной заливки можно использовать габионы. Это металлические короба, которые заполняются валунами. Преимущество пластиковых труб – устойчивость к движению грунта, по сравнению с жесткими железобетонными конструкциями.

    По своей прочности металлические трубы намного прочнее пластиковых или железобетонных аналогов.

    Однако, они беспомощны перед коррозийными процессами, поэтому чаще всего применяются для однократного прокола почвенной насыпи с целью осушить прилегающую к ней территорию.

    Такая манипуляция может понадобиться, если ремонт основного водопропускного сооружения невозможен.

    Гофрированные металлические конструкции

    В последнее время широкое распространение получили гофрированные водопропускные трубы. Они используются не только для отведения излишков воды под дорожными полотнами, но и для укрепления или изменения русла небольших речек. С их помощью монтируются многопролетные мосты.

    Гофрированные изделия имеют главное преимущество – более низкую стоимость. Кроме того, они демонстрируют такие достоинства:

    1. Высокую степень адаптации, благодаря широкому ассортименту изделий с разным сечением.
    2. Небольшой вес и возможность доставки изделий в паллетах.
    3. Простоту монтажа, доступного специалистам без опыта установки водопропускных сооружений.
    4. Прочность и гибкость трубы, которая в комбинации с оптимальной толщиной засыпки почвой демонстрирует сейсмологические показатели выше, чем у бетонных конструкций.
    5. Продолжительный срок службы. Гофрированные изделия могут прослужить до 100 лет.
    6. Доступную цену на продукцию, что позволяет сэкономить до 30% стоимости сооружения водоотвода.
    7. Возможность эксплуатации во всех климатических зонах.

    Гофрированные трубы выпускаются из оцинкованной рулонной стали. Они характеризуются диаметром от 1.0 до 15.0 м.

    Сечение может иметь несколько форм:

    Элементы водопропускных труб: оголовки и звенья

    Удлинение оголовками используется для сопряжения корпуса трубы с почвенной насыпью, а также для обеспечения оптимальных условий для протекания воды.

    Полимерная гофрированная водопропускная труба

    Различают такие типы оголовков:

    Портальный оголовок простой в производстве, однако, его конструкция не обеспечивает плавного протекания воды. Из-за этого его используют в местах с малыми объемами воды и небыстрым течением для труб диаметром 0.5-0.75 м.

    Раструбный оголовок состоит из портальной стенки и открылков. Два открылка развернуты относительно продольной оси трубопроводы под углом 20-30˚. Изделие демонстрирует хорошую пропускную способность, поэтому может использоваться в напорных и безнапорных трубах. Чтобы повысить эффективность его работы, у входного оголовка монтируют конические или повышенные звенья.

    Воротниковый оголовок обустраивается таким способом, что его окаймление надевается на крайнее звено трубы, которое срезано до полости откоса. Устройство обтекаемого оголовка обеспечивает высокую пропускную способность, но оно сложно в производстве. Оно выполнено в виде усеченного конуса.

    Звенья применяются при укладке насыпей под дорожные полотна, а также в сфере сооружения дорог промышленного или провинциального назначения. Изготавливаются звенья из бетона и арматуры.

    Благодаря прочности материала звенья выдерживают сейсмическую активность до 9 баллов и не имеют температурных ограничений. Различают звенья круглые, прямоугольные и с плоским опиранием.

    Так как трубы железобетонные отличаются сборной конструкцией, то звенья обеспечивают удлинение водопропускного сооружения на нужное расстояние. Такие звенья эффективны на неустойчивых грунтах.

    Монтаж и демонтаж гофрированных водопропускных труб (видео)

    Монтаж водопропускных систем под дорогой

    Монтируется водопропускная труба в соответствии со следующими этапами:

    1. Разработка котлована.
    2. Устройство фундамента.
    3. Установка трубы.
    4. Обустройство насыпи.

    Выбор размера котлована зависит от размеров водопропускной трубы. Также для его расчета берется тип структуры почвы, так как она призвана удерживать достаточно тяжелую конструкцию. Процесс разработки котлована включает традиционные этапы: снятие плодородного слоя грунта, выемка первой ступени, выемка второй ступени и тому подобное.

    Чтобы избежать деформации конструкции вследствие пучения грунта, нужно вырыть котлован ниже уровня промерзания почвы.

    Так как устройство водопропускных конструкций происходит на сильно увлажненных участках, следует позаботиться о дренаже. Он обустраивается за счет дренажной траншеи вокруг сооружения или при помощи насоса. Чтобы укрепить стенки выемки применяются габионы. Под ними с целью защиты сооружения устанавливается гидроизоляция.

    Какой бы тип трубы не был выбран, она монтируется на специальный фундамент, заложенный на песчано-гравийной подушке. Подушка защищает устройство основания от деформации. Фундамент может быть блочным или монолитным.

    Закладка блочного фундамента начинается с оголовка. Первый блок монтируется на глубину до 30 см. Затем перепады высоты компенсируют песчано-гравийной засыпкой. Монолитное основание заливается на армированный каркас. Его устройство характеризуется максимальной прочностью.

    Установка земляной бровки – это начальный этап монтажа трубы. Сначала монтируются выходные оголовки. Затем поверх фундамента закладываются арочные элементы конструкции. В конце производится устройство входного оголовка. На соединениях бетонной конструкции сцепление выполняется при помощи цементного раствора, а на гофрированных – при помощи защелок.

    Завершающим этапом монтажа водопропускной конструкции является обустройство дорожной насыпи. Ее толщина может достигать двух, четырех или шести метров.

    Что такое водопропускные трубы, каковы особенности их эксплуатации

    На любой местности можно найти речки, водоёмы, овраги и просто места протекания весенних паводков. Такие рельефные особенности весьма усложняют обустройство дорог, особенно это касается соединения населённых пунктов. Существует два инженерных решения данной проблемы: мосты и водопропускные трубы.

    О втором из них и пойдёт речь в этой статье.

    Фото водопропускной трубы, расположенной под железнодорожными путями

    Читайте также:  Алюминиевые окна на балкон: раздвижные фото и установка лоджий, распашные балконные рамы и профиля монтаж

    Технические и конструкционные особенности

    Водопропускная труба – это специальное цилиндрическое сооружение определённых размеров, которое устанавливается в основании дорожного полотна и является своеобразным туннелем для протекающего под ним водяного потока. То есть, если имеется, например, ручей, через который необходимо проложить качественную дорогу, в его русло монтируется описываемая конструкция, и уже по ней выполняются запланированные работы.

    Следует знать: пропусканием воды функциональность таких труб не ограничивается, и иногда они используются для создания скотопрогона или других путепроводов.

    Водопропускная труба в качестве железнодорожного туннеля

    Сравнение с мостом

    Если, по сути, основной задачей рассматриваемого изделия является прокладка дороги через водное препятствие, то почему бы не установить для этого малый мост?

    Дело в том, что при примерно одинаковых затратах на строительство у трубы есть несколько преимуществ:

    Вариант, в котором нагрузки на сооружение практически отсутствуют

    Таким образом, можно прийти к выводу, что в случае большого расстояния между берегами мост остаётся единственно возможной постройкой, а вот при малом – гораздо более рациональной станет установка водопропускной трубы.

    Разновидности

    Прямоугольная железобетонная водопропускная труба под дорогой

    Существует множество видов рассматриваемых конструкций, их отличительные черты можно выделить в следующую таблицу:

    Размеры

    Правильно подобранные размеры – гарантия качественного функционирования

    Рекомендуемое соотношение диаметра и длины водосточной трубы выглядят так:

    Диаметр, мДлина, м
    1Не более 30
    0,75Не более 15
    0,5Не более 10

    Также существует определённая формула, по которой производится расчет водопропускных труб:

    СимволЗначение
    LтрДлина всей конструкции
    вШирина полотна грунта
    нТолщина насыпного слоя
    сТолщина стенок
    dДиаметр сечения
    мКоэффициент заложений откосов

    Общие правила обустройства

    В местах образования ледоходов строятся мосты

    Совет: для обустройства труб в реках, где происходит рыбный нерест, необходимо в первую очередь получить разрешение у рыбного надзора. В обратном случае застройщика будет ожидать крупный штраф.

    Режим работыРасстояние, см
    Безнапорный50
    Напорный100
    Полунапорный100

    Входной оголовок водопропускной трубы

    Следует знать: в нестандартных условиях допускается использовать иные грунтовые засыпки и расчётные высоты с целью достижения более рационального использования ресурсов.

    Следует знать: наличие трещин на трубах из бетона и железобетона не допускается. Исключением является лишь усадочная ширина, не превышающая 0,05 мм.

    Чертёж откосного крыла

    Строительные работы

    Лекальные блоки под звенья водопропускных труб из бетона

    О выполнении работы лишь своими руками речи и быть не может, так как элементы конструкции габаритные и тяжёлые. А вот с монтажной бригадой и соответствующим оборудованием справиться будет несложно.

    Котлован

    Земляные работы при установке водопропускной конструкции

    При рытье котлована соблюдается ряд правил:

    1. Крепление стен предусматривается только в случае высокого насыщения почвы грунтовыми водами.

    Крепления боковых стен траншеи

    1. Крутизна откосов определяется в соответствии глубины траншеи и свойствами разрабатываемой почвы.
    2. Если планируется установка гидроизоляции на или другие подобные работы, предполагающие присутствие людей в котловане, то его стенки должны быть удалены от фундамента на расстояние не меньшее чем 0,7 м.

    Совет: если же никакие дополнительные работы после укладки трубы не планируются, то можно ограничиться промежутком в 0,1 м. Этого будет вполне достаточно для обеспечения нормального проведения монтажа.

    1. По периметру объекта обустраиваются грунтовые валики, предотвращающие проникновение поверхностных вод в траншею.
    2. В тех случаях, когда установка осуществляется на территории водоёма, можно воспользоваться одним из двух способов удаления жидкости с места застройки:
      • Если дело обстоит на склоне, то от дна котлована просто роется дополнительная траншея для отвода воды в канаву.
      • В остальных же случаях потребуется создание приямка и выкачка из него жидкости при помощи насосного оборудования.

    Фундамент

    Закладка основания для водопропускного сооружения

    Наиболее распространёнными являются сборный и монолитный фундаменты, реже применяется сборно-монолитный, а для мест со слабым грунтом лучше подойдёт столбчатый.

    Рассмотрим ход монтажа на примере самого трудоёмкого варианта – монолитного:

    1. Устанавливаем опалубку по периметру заливки.
    2. Замешиваем или доставляем бетонный раствор.
    3. Производим заливку и трамбовку смеси.

    Совет: в процессе заливки бетона рекомендуется пробивать его периодически стальным прутом. Это позволит избежать образования воздушных карманов.

    1. Накрываем бетон плёнкой и поливаем водой до его схватывания.
    2. Снимаем опалубку.
    3. Засыпаем пространство между землёй и монолитом фундамента гравием, смешанным с песком.

    Сборный вид основания отличается тем, что вместо заливки раствора, производится монтаж готовых бетонных компонентов.

    Материал трубы

    Бетонное сооружение в сельскохозяйственной местности

    Бетонные или железобетонные трубы являются классическими в данном вопросе и проверены временем. Но хочется уделить отдельное внимание более продвинутому варианту, представляющему собой металлическую гофрированную конструкцию.

    Практичные металлические гофрированные водопропускные трубы

    Преимущества такого типа сооружения:

    Гидроизоляция

    Гидроизоляция водопропускного сооружения

    Гидроизоляционные работы чаще всего выполняются при помощи битумного раствора или листов рубероида. Главное перед укладкой материала очистить поверхность трубы от мусора, грязи, а зимой и от оледенения.

    Обратная засыпка

    После того как конструкция установлена, её следует обратно засыпать грунтом. Для этой цели вполне подойдёт тот, который ранее был изъят из котлована.

    Происходит всё следующим образом:

    1. Равномерно засыпаем землю в пространство между почвой и стенками сооружения.
    2. Когда грунт засыпан по обе стороны, уплотняем его с помощью специальных трамбовочных машин.
    3. После этого создаём насыпь сверху, толщина которой соответствует вашему проекту.
    4. Непосредственно над трубой уплотнение не происходит во избежание технических перегрузок на изделие.

    Заключение

    Сооружение мостов не всегда оправдано при строительстве дорог через реки или овраги. Чаще гораздо рациональнее установка водопропускной трубы, которая обходится дешевле и имеет ещё несколько немаловажных преимуществ (см.также статью “Опрессовка труб в вашем доме”).

    Залогом успешного монтажа является соблюдение определённых правил, которые подробно описаны выше. Сам же процесс состоит из земляных работ, закладки фундамента, укладки самого изделия и обратной его засыпки.

    Водопропускные трубы на водоёме

    Видео в этой статье предоставит вашему вниманию дополнительное количество информации, имеющей непосредственное отношение к рассмотренным материалам.

    Установка описанных сооружений позволяет решить множество проблем, связанными с прокладкой дорог на местности, изрезанной реками и овражками.

    Выбираем водопропускные трубы по 5 правилам: сооружения под автодорогой- это серьезно

    На страницах этой статьи мы рассмотрим такой вид технических трубок, как водопропускные трубы. Они особенyы тем, что под них роется котлован и строиться специальный фундамент, либо строительство проходит с использованием готовых конструкций для укладки водопропускных каналов. Железобетонные трубы, что используются при строительстве автомобильных дорог являются важными элементами, это сооружение служит для прохода подземных грунтовых вод под дорогой, без вреда для асфальта.

    Если конструкция работает периодически, при разливе рек или ручьев весной, то в остальное время нередко такие конструкции используются как дорога для скота или подземные переходы. В городской местности такое встречается нечасто, а вот в сельской наоборот. Водопропускные сооружения строятся двумя видами:

    1. Небольшой мост;
    2. Водопропускная труба под автодорогой.

    Мы разберемся какой вариант предпочтительнее и какие особенности имеет труба.

    Виды и типы водопропускных каналов

    Помимо этого, виды водопропускных труб делят еще и по характеристикам:

    Выбирая малые водопропускные сооружения учтите, что такие водопроводы и небольшие мосты располагаются в исключительно пригодных для них местах – на дорогах должных категорий. Классически оголовки водопропускных труб монтируются безнапорными, изредка выбирается напорный или полунапорный режим, исходя из принятых расчетов пропускной способности канала. Нередко железобетонные безнапорные трубы ставятся в местах прохода рек и ручьев – здесь на помощь придется звать рыбонадзорную службу, чтобы не испортить нерест рыбам постройкой.

    Как проходит строительство водопропускных прямоугольных труб

    Как и при каждом другом строительстве водопропускные железобетонные трубы перед закладкой требуется правильно рассчитать:

    Водопропускное сооружение под небольшим мостом

    Строительство железобетонных котлованов: расчет диаметра для качественного ремонта

    Когда кладется труба под дорогой для отвода воды заранее рассчитывается котлован. Однако при этом учтите, что рассчитать крепления для устойчивости не получиться – в условиях регулярного подтопления даже железобетонный блок продержится не так уж и долго. Помимо этого, если монтаж металлических водопропускных труб проводиться под напором, то крепления ставятся на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы удерживать конструкцию от поползновений, иначе грунт раздавит трубы со временем.

    Учтите, что выбор характеристик при проектировании зависит от парочки таких факторов:

    В каждом случае расчет водопропускных сооружений и котлована под конструкцию напрямую связан с наличием определенной землеройной техники для строительства. При этом не вывозите при строительстве сразу вырытый грунт с места стройки, так после вкладывания трубы на предусмотренное место – потом же придется засыпать обратно, чтобы прикрыть оставшееся пространство. Учитывайте, что при построении водостока под напором не обойтись без построения отдельной запруды, в которую выйдет оголовок.

    Постройка фундамента на автомобильной дороге

    Металлические гофрированные водопропускные трубы кладутся на фундамент, который собирается из сборных элементов, выполняется это действие по такому алгоритму:

    1. Кладутся бетонные блоки фундаментов, на нижнюю часть фундамента кладется труба;
    2. Пазухи оголовок и портальная стенка водопропускной трубы засыпаются до верхнего уровня;
    3. Там, где бетонные блоки стыкаются кладется смесь песка с щебнем. Это делается, чтобы вода не проливалась сквозь щели;
    4. Уплотнение и усиление водопропускных труб проводиться с помощью цементного раствора;
    5. После проведения этих работы делается укладка фундамента и монтаж оголовков по секциям. Для этого потребуется сварка водопропускных труб.

    Однако есть и вариант построить бесшовный фундамент, тут алгоритм приводиться такой:

    Так как трубы под дорогами кладутся прямо, без изгибов, то для опалубки подойдут классические доски или щиты. А если строиться сборной фундамент, то не забудьте сперва сделать из песка подходящую подушку, чтобы фундамент клался не на голый грунт.

    Если швы между соборным фундаментом не выходит сделать маленькими, то не забудьте заполнить швы бетоном. А если грунт в вашем регионе неустойчивый, то придется и сваи забивать, чтобы построить надежно. Оголовки и гофрированные водопропускные трубы на автомобильных дорогах не допускается класть до полного застывания бетона, иначе конструкция просядет. Так как каналы вкладываются большого диаметра, то для монтажа понадобятся автомобильные краны. Заранее выберете наиболее тяжелый элемент, чтобы стрела крана выдержала постройку. Да, и постройка проводиться с учетом климата конкретного района местности.

    Конструкционные особенности портального трубопровода: устройство на русле под железной дорогой и других сообщениях

    Устройство водопропускных труб на автомобильных дорогах рассматривается отдельно, как и другие гидротехнические сооружения.

    Трубы для прохода воды классически сооружаются под автомобильным дорогами, где есть обильные грунтовые воды или рядом с ними находятся озера, через которые приходится прокладывают дамбу. В этом случае под насыпь укладываются безнапорные водопропускные трубы ж б, чтобы вода и живущие там рыбы по озеру курсировали, как и раньше. Нередко при строительстве дорог или железнодорожных путей приходиться корректировать русла рек, этому моменту помогает строительство водопропускных труб.

    В качестве альтернативы железобетонным конструкциям используются гофрированные варианты, которые кладутся в такие места:

    Железобетонные и металлические гофрированные безнапорные водопропускные трубы используют в градостроительстве.

    Сборные металлические гофрированные экземпляры: оголовки и звенья в строительстве

    Гидравлический расчет дорожных водопропускных труб с использованием металлической гофры имеет определенный смысл: такой вариант экономически дешевле в сравнении с железобетонными и стальными трубами. Помимо этого, существует еще ряд типичных преимуществ:

    Водопропускные трубы из металла способны прослужить долгое время.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *