Железобетонные (ЖБ) опоры ЛЭП и столбы: основные разновидности, установка, монтаж

Опоры, выполненные из железобетона, применяются в строительстве воздушных линий (ВЛИ и ВЛ) для электричества. Они изготовлены так, чтобы обеспечить необходимые расстояния, соответствующие технологии монтажа ЛЭП.

Из армированного бетона изготовлено более 70% подобных конструкций в стране.

Классификация по назначению

Электрические опорные ЖБИ рассчитываются так, чтобы с запасом принимать на себя главную часть нагрузки от натянутых прямых проводов и при их отводах, изгибах и поворотах.

Нормами ПУЭ и ГОСТ для реализации требуемых параметров по натяжению и удержанию проводов воздушных линий выделено несколько видов опорных конструкций по назначению:

Специальные

Их делают следующих типов:

  1. С целью прохода естественных или искусственных препятствий — переходные.
  2. Противоветровые — используются в зонах с сильными ветрами.
  3. Для реализации пересечений воздушных линий с разных сторон — перекрестные.
  4. Транспозиционные — применяются для изменения положения проводов.
  5. Чтобы подключать новых абонентов, ставят ответвительные сооружения.

Концевые

Они могут быть отнесены к разновидности анкерных систем, но в специальном исполнении для одностороннего тяжения. Их обозначает литера «К».

Угловые

Используют в местах поворота ВЛ. Условное обозначение — «У». На больших углах ставят изделия анкерного типа, на малых — промежуточные. Суммарная нагрузка с двух соседних пролетов наибольшая в середине поворотного угла.

Анкерные

При монтаже ВЛ с помощью анкерных систем осуществляют тяжение проводов на прямых участках.

Кроме того, опоры размещают, когда меняется сечение линии, при переходах через преграды, реки, дороги, железнодорожные ветки.

Промежуточные

Назначение данных конструкций — поддерживать провода, а не натягивать. Но их все равно на случай аварий делают с запасом прочности.

Промежуточные сооружения устанавливают между анкерными без изгибов и поворотов. 85% опор в воздушной линии являются промежуточными.

Маркировка опор из бетона

Маркировка ЖБ изделий состоит из ряда букв и цифр.

На назначение опоры указывают первые буквы:

  1. Ответвление анкерное — ОА.
  2. Угловые ответвительные анкерные — УОА.
  3. Анкерные концевые — АК.
  4. Переходная угловая анкерная — ПУА.
  5. ПОА — переходная анкерная ответвительная.
  6. ПП — переходная промежуточная.
  7. О — ответвительная.
  8. Угловые промежуточные — УП.
  9. Промежуточные — П.

Первая цифра характеризует линию, для которой предназначена конструкция. Например, это 35 — линия электропередач 35 кВ.

Следующая цифра — размер. «1» предполагает, что опора сделана на основе столба СВ-105 и имеет высоту 10,5 м. Если использован столб 110, то будет стоять «2».

В обозначении столбов могут быть еще буквы (а, в, с, ав, аг — различия по методу изготовления) и римские цифры (III, IV — класс армирования), например СВ 95-3с-IV.

Конструкции

В основе опоры ЛЭП лежит армирующий металлический каркас, залитый бетоном.

Состав раствора меняется в зависимости от предназначения конструкции. Центрифугированные смеси бетона используются для производства изделий линий электропередачи 35-110 кВ.

Железобетонные опоры имеют конструктивные недостатки:

Опорные сооружения должны предусматривать возможность размещения:

  1. Коммуникационных и секционных устройств.
  2. Муфт кабельных концевых.
  3. Аппаратов защиты.
  4. Щитков и шкафов для электроприемников.
  5. Всех типов светильников наружного освещения.

Изделия для ЛЭП отличаются, кроме материала (стеклопластик, дерево, металл, железобетон):

Элементы опорной системы

Основными элементами большинства бетонных осветительных, переходных, транспозиционных и т.д. опорных сооружений является железобетонный столб (стойка). Она обеспечивает нужные габариты проводов. В одной опоре их может быть 3 и более штук.

Кроме того, в состав опорных конструкций могут входить:

  1. Подкос (забирает часть нагрузки тяжения провода с одной стороны).
  2. Приставка — нижняя часть, которую вкапывают глубоко в грунт.
  3. Раскос — соединяющая между собой ряд элементов деталь, усиливающая жесткость и жесткость всей системы.
  4. Траверса для закрепления проводов.
  5. Фундамент — служит, чтобы передавать в грунт нагрузки от внешних воздействий (ветер, гололед), проводов, изоляторов, стоек. Одностоечный железобетонный столб не нуждается в монолитных, свайных или сборных фундаментах. У таких элементов в грунт просто заделываются нижние концы.
  6. Ригель — усиливает возможности фундамента держать нагрузки в горизонтальной плоскости. Повышает устойчивость опорного сооружения, препятствует опрокидыванию на слабом грунте от действия сил притяжения линии.
  7. Дополнительные элементы: тросостойки, оттяжки, надставки, подножники.

Бетонные опоры по количеству удерживаемых цепей

В зависимости от числа цепей опоры делятся:

  1. На одноцепные — данный вид используется для всех номинальных напряжений ВЛ. В том числе применяются и как световые опоры железобетонные. Их ригель устроен так, что он дает возможность зацепить только одну линию электропередачи.
  2. На двухцепные — для линий 35-330 кВ. Ригель на таких изделиях чаще всего размещен с двух сторон.
  3. На многоцепные — используются в районах с большой плотностью населения и высокой ценой земельных участков. Примером такой системы может служить 6-цепная опора, где на нижней траверсе расположены 2 цепи 110 кВ, над ними 2 цепи 220 кВ и на 2 верхних ярусах 2 цепи 380 кВ.

Установка

Правила установки железобетонных опор определяются ГОСТами и СНиП и одинаковые как для Москвы, так и для других регионов России.

На очищенной от посторонних предметов ровной площадке собирают опору. Для тяжелых конструкций 35 кВ и больше привлекают такелажников.

Порядок сборки изготовленных из вибрированных стоек одностоечных опор для линий электропередач до 10 кВ:

  1. Для того чтобы закрепить траверсу и заземляющий спуск, поднимают вершину изделия. Раскосы и траверсы надевают на болты, устанавливают гайки и затягивают.
  2. Перед установкой изоляторов набивают колпачки из полиэтилена. Монтируют изоляторы, гайки кернят.
  3. В завершении устанавливается плакат-трафарет, где указан год установки, порядковый номер.

Опоры поднимают с помощью крана, вертолета или методом наращивания. Перед установкой проверяется правильность подготовки фундамента и котлованов.

Для различных линий используют опоры разного типа и размера.

ВЛ до 1 кВ

На воздушных линиях менее 1 кВ ставят опоры:

Возможна сборка и установка железобетонных опор из вибрированных стоек, которые делаются на подвеску 2-4 проводов радио и от 2 до 9 проводов воздушной линии.

ВЛ до 10 кВ

Для воздушных линий от 6 до 10 кВ осуществляют монтаж изделий одностоечных с подкосами и промежуточных, анкерных, концевых и угловых — А-образных.

Конструкции из вибрированных столбов СНВ имеют траверсу, которая сделана для подвески 3 проводов до 120 мм² из алюминия.

На анкерных и угловых с подкосами одностоечных опорах стальные траверсы ставят для проводов каждой фазы.

На промежуточных одностоечных опорах из центрифугированных стоек ставят верхушечные штыри и траверсы из дерева 80*100 мм.

ВЛ 35-500 кВ

На линиях 35 кВ и выше используют портальные и одностоечные свободностоящие унифицированные с оттяжками опоры.

Их конструктивными частями служат тросостойки, траверсы и столбы, которые имеют асфальтобитумную гидроизоляцию.

Для исключения доступа влаги в стойку ставят крышки-заглушки, нижняя из которых является дополнительным способом увеличить площадь опирания и прочность закрепления конструкции в грунте.

В верхней части столба для крепления траверс имеются отверстия. Заземляющий спуск проложен внутри бетона.

Опоры с металлическими траверсами портальные одностоечные ставят на линии электропередачи 330-500 кВ в качестве промежуточных.

Для линии 35-220 кВ применяют промежуточные конструкции с цилиндрическими и коническими стойками, 2- или 1-цепные, свободностоящие одностоечные.

Анкерные угловые сооружения делают в виде железобетонных изделий с оттяжками для ВЛ 35-110 кВ.

Заземление

Конструктивно заземление во всех столбах освещения и стойках ВЛ выполняется на заводской производственной площадке. Сверху и снизу изделия выводится наружу арматура, имеющая в диаметре 10 мм, стальной прут которой проходит по всей длине столба.

После заземления арматуры заземляют нулевой провод (повторное заземление). Проводник обязан иметь диаметр более 6 мм.

Заземляющее устройство должно иметь сопротивление менее 30 Ом. В населенной местности, если сопротивление грунта менее 100 Ом/м, — до 10 Ом.

Заземлитель устанавливается в железобетонные столбы в соответствии с проектом:

  1. Стандартная глубина траншеи 1 м при ширине 0,5 м.
  2. Формируются контуры и осуществляется обварка элементов.
  3. Выполняется защита стыков от коррозии.
  4. Монтируется заземляющий спуск.

Для опор освещения с питающим кабелем заземление делают через его оболочку.

Таблицы всех видов бетонных опор

Характеристики основных опор представлены в таблицах.

Опоры железобетонные одноцепные вибрированные для I и II районов по гололеду высотой 11 м со стойками СВ-110-3,5 для ВЛ 10 кВ.

ШифрМарка проводаВысота крепления нижнего провода, ммПролет между опорами, м
УОА10-2760080-75
УА10-2810080-75
А10-2810080-75
ОА10-2915080-75
Уп10-2АС95/16860080-75
П10-4АС70/11810065
П10-3АС50/8760095-85

Опоры железобетонные двухцепные вибрированные высотой 16 м со стойками СВ-164-12 для ВЛ 10 кВ.

Таблица размеров электрических столбов
МаркировкаL (мм)B (мм)H (мм)
СВ 9.5-2.09500220165
СВ 10.5-3.610500220165
СВ 10.5-5.010500220180
СВ 164-1216400220180
СК 105-310500220370
СК 105-510500220370
СК 105-810500220370
СК 105-1010500220370
СК 105-1210500220370
СК 105-1410500220370
СК 120-412000220391
СК 120-612000220391
СК 120-1012000220391
СК 120-1212000220391
СК 120-1512000220391
СК 120-1712000220391
СК 135-4.613500220412
СК 135-1013500220412
СК 135-1213500220412
СК 135-1513500220412

Руководствуясь таблицей размера железобетонных столбов, можно провести электричество на загородный участок от дома соседа или другого источника питания.

Опоры железобетонные ЛЭП: обзор конструкций, методов производства и установки

Для передачи электроэнергии на расстояние существует необходимость в установке стоек, поддерживающих провода воздушных линий на определенном удалении от земли и друг от друга. Опоры железобетонные ЛЭП в нашей стране пользуются большим спросом. Не менее половины всех опорных конструкций электросетей изготовлены из этого материала.

Особенности и применение опор, изготовленных из железобетона

Дистанционная передача электрической энергии может быть осуществлена двумя способами:

  1. посредством размещения кабеля в земле;
  2. распределением воздушным способом.

При устройстве воздушных линий необходимыми конструкциями для размещения проводов являются опоры. Они могут быть изготовлены из дерева (такие модели практически не используется сегодня), из бетона, металла или композитных материалов. Правда, последний вид в нашей стране пока не получил широкого распространения.

Бетонные опорные сооружения применяются для строительства, реконструкции и ремонта высоковольтных и низковольтных линий электропередачи, устройства уличного освещения, прокладки оптоволокна и удержания молниеотводов. Наиболее популярны следующие опоры ЛЭП железобетонные: размеры в длину — 9,5 и 11 м, масса — 0,8 и 1,1 т соответственно.

Железобетонные опоры ЛЭП производятся по технологии заливки армирующего каркаса раствором бетона.

При изготовлении бетонных стоек производители руководствуются требованиями, установленными в действующих стандартах:

Также следует учитывать нормы, изложенные в документах серий 3.407.1-136, 3.407.1-143, 3.407.1-152, 3.407.1-157, 3.407-175, 3.507 кл-10.

Важнейшим преимуществом конструкций является независимость материала от коррозионных процессов. Допускается эксплуатация изделий при значительных отрицательных температурах, доходящих до -55 градусов.

Их применяют и в условиях повышенной сейсмической активности. Бетон стоек с воздействиям агрессивных сред. При проведенной защитной обработке поверхности срок службы железобетонных опор ЛЭП может составлять 70 лет. К тому же они не боятся пожаров и привлекательны по соотношению цена/качество.

Но сезонные перепады температур могут приводить к появлению в материале трещин и сколов. Определенные трудности при монтаже и транспортировке доставляет большая масса конструкций из бетона.

В состав опор входят:

Возведение ЛЭП регламентируется Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Опоры из железобетона применяются при установке линий с напряжением от 0,4 до 1150 кВ. От этого значения во многом зависят габариты и масса конструкции.

Виды конструкций

Для прокладки линий электропередач используются как свободностоящие опоры (одно- и многостоечные), конструкции с оттяжками и вантовые сооружения. В зависимости от количества цепей применяются одно-, двух- и многоцепные модели. Конструкции можно классифицировать по нескольким признакам.

Метод производства

  1. Вибрирование. Эта технология бетонирования опор применяется для изготовления конструкций, устанавливающихся для устройства ЛЭП с напряжением, не превышающим 35 кВ. При производстве изделий используется вибрация во время заливки бетонного раствора в специальные формы, которая позволяет уплотнить смесь и повысить ее однородность.

Стойки и подкосы могут быть произведены из ненапряженного или предварительно напряженного материала.

  1. Центрифугирование. В данном случае есть возможность добиться более равномерного распределения раствора.

Применяется этот метод для изготовления стоек, которые предназначены для устройства ЛЭП напряжением от 35 кВ.

Важно! При помощи центрифугирования могут быть изготовлены и низковольтные опоры, например, железобетонная опора ЛЭП на 6 кв.

При изготовлении стоек применяются портландцемент, песок мелкой фракции и гравий. Для производства изделий, эксплуатирующихся в различных условиях, используются различные добавки, в том числе, пластифицирующие и морозостойкие.

Армирование конструкций производится стержнями и проволокой, покрытыми специальными составами, предотвращающими внутреннюю коррозию. Закладные детали также проходят обработку.

Назначение

В зависимости от варианта подвешивания электрических проводов используются анкерные стойки, в которых производится фиксация посредством натяжных зажимов, и промежуточные бетонные опоры для ЛЭП, где устанавливаются поддерживающие крепления.

Эти типы опор железобетонных ЛЭП, в свою очередь, разделяются на несколько категорий, использующихся для разных целей.

  1. Прямые промежуточные. Они монтируются на прямых участках трасс. Доля стоек такого типа составляет не менее 90% от общего количества всех опор.
  2. Угловые промежуточные. Конструкции размещаются на поворотах линий.
  3. Анкерно-угловые. Устанавливаются на поворотах ЛЭП, но по сравнению с промежуточными моделями могут выдерживать более высокие нагрузки.
  4. Анкерные. Эти сооружения необходимы для осуществления перехода линий через естественные или искусственные преграды.
  5. Концевые. Такие анкерные опоры для ЛЭП бетонные размещаются в начале и конце трасс.

  1. Специальные конструкции.

В последнюю группу входят несколько моделей, которые выполняют определенные функции в ситуациях, где стандартные варианты не подходят:

Способ установки стоек

Предлагаем посмотреть видео в этой статье.

Конструкции развозятся к точкам установки. Производится сборка своими руками опоры в соответствии с разработанной для каждого типа технологической картой, после чего оформляется акт приемки.

При монтаже конструкций используется грузоподъемная техника, которая должна позволять произвести вертикальный подъем изделия и удерживать его до полного закрепления на фундаментной основе либо в грунте. Выбор метода зависит от типа опор, вида грунта, рельефа местности и условий эксплуатации линии.

  1. Монтаж в грунт.

Инструкция по установке железобетонных стоек:

При невозможности применения подъемной техники монтаж может быть произведен вертолетом. В исключительных случаях допустима установка стоек вручную.

Важно! При заглублении стоек в почву часть конструкции, которая будет находиться в грунте, следует обработать гидроизоляцией для предотвращения губительного воздействия грунтовых вод.

Для проведения работ на бетонных опорах используются специальные лазы (когти). Они — удобны, надежны и позволяют быстро подняться, не привлекая спецтехнику. Естественно, все строительно-монтажные мероприятия должны проводиться в строгом соответствии с техникой безопасности.

  1. Закрепление на фундаменте.

Опора линий электропередач может быть зафиксирована на железобетонном основании, которое заливается по месту или привозится в готовом виде. Стойка устанавливается на фундаменте с помощью фланцевого соединения.

Важно! Фундамент для увеличения срока службы следует обработать мастикой, защищающей от влаги.

Форма конструкции

Что такое опоры из железобетона? Они выполняются в виде длинных стоек различной формы. Эти изделия могут иметь одинаковое сечение по всей своей длине или представлять собой конус.

  1. Стойки цилиндрические.

  1. Стойки конический формы.

В зависимости от формы сечения различают следующие варианты стоек:

Номенклатура изделий

Для маркировки бетонных опор применяются буквенно-цифровые группы. Она различается в зависимости от используемого при изготовлении стандарта.

Наиболее часто используются следующие варианты аббревиатур:

Например, опоры ЛЭП железобетонные серии СВ 110 — 3,5 — это стойки вибрированные, имеющие длину 11000 мм, с изгибающим моментом 3,5 тс/м.

Благодаря своим функциональным характеристикам и доступности железобетонные стойки для опор ЛЭП пользуются большим спросом у частных потребителей и организаций. Популярности способствуют высокий уровень унификации и развитая производственная база.

Бетонные столбы для ЛЭП: виды столбов, характеристики, изготовление опор

Осветительные опоры, выполненные из железобетона, используются в городе и за городом, в том числе для автомобильных магистралей,улиц и тротуаров, площадок для складов и промышленных предприятий. Бетонные столбы освещения также используют для монтажа воздушных линий, показатели напряжения которых достигают 10 кВ. Когда же их параметры составляют минимум 35 кВ, используются опоры, выполненные из центрифугованного бетона.

Столбы освещения из железобетона прямоугольного сечения

Виды столбов

Осветительные опоры такого типа бывают самых различных форм, а также размеров и производятся с помощью центрифуги или вибропресса при использовании высококачественного бетона, армированного металлической проволокой.

Подобные бетонные столбы бывают следующих марок:

На фото — стойки опор СКЦ

Характеристики

Рассмотрим преимущества применения железобетонных опор:

Бетонные опоры для столбов воздушных электрических линий

Теперь разберемся с недостатками изделия

Совет: помогает в данном случае резка железобетона алмазными кругами особой прочности.

Следует констатировать, что по своим характеристикам такие опоры существенно превосходят деревянные, но уступают металлическим.

Заводское изготовление железобетонных опор

Изготовление опор

Уличные бетонные столбы для освещения изготавливаются поэтапно:

  1. На первом шаге — подготовьте арматуру, нарезав или нарубив ее согласно типоразмерам. Для этого лучше всего воспользоваться специальным станочным оборудованием. Затем высадите анкерные головки и подготовьте контурные спирали. После чего загните контурные стержни и петли.
  2. Затем замесите бетонную смесь из цемента, химических добавок и инертных компонентов. Засыпьте все в бетономешалку, залейте водой и тщательно перемешайте. После этого подождите несколько минут, чтобы раствор получил необходимую консистенцию, и вылейте в бетоноукладчик.

Схематическая форма для изготовления своими руками столбов из железобетона

Благодаря применению передовых технологий во время производственных процессов гарантируется отменные качественные характеристики приготовленных изделий. Все это должно быть подтверждено соответствующими сертификатами и прочими свидетельствами.

Как уже указывалось выше, ассортимент осветительных опор из железобетона может быть достаточно многообразным, исходя из различных размеров, форм и так далее. Соответственно, потребитель может выбрать то, что ему конкретно необходимо.

Применение бура с алмазной коронкой

Совет: если для подвода линий электропередач от столба к дому придется проходить сквозь бетонный фундамент или стену, вам поможет алмазное бурение отверстий в бетоне с помощью специально разработанных для этого коронок.

Вывод

Сегодня встретить бетонные столбы, использующиеся как опоры электропередач, можно в разных местах. Благодаря недорогой технологии производства и долговременной эксплуатации, изделия по праву пользуются спросом у потребителей. Подавляющее их количество изготавливается на заводе, так как именно там можно полностью воспроизвести всю технологическую цепочку.

Однако есть и такие домашние мастера, которые изготавливают для собственных нужд подобные сооружение самостоятельно. Видео в этой статье поможет найти вам дополнительную информацию по этой тематике.

Железобетонные опоры линий электропередачи

Вступление

Железобетонные опоры линий электропередачи используются в монтаже воздушных линий электропередачи (ВЛ и ВЛИ) в населенных пунктах и на не населенной местности. Делаются железобетонные опоры на основе стандартных бетонных столбов: СВ 95-2В, СВ 95-3В, СВ110-1А, СВ 110-3,5А, СВ110-5А.

Железобетонные опоры ЛЭП – классификация по назначению

Классификация железобетонных опор по назначению, не выходит за рамки видов опор стандартизированных в ГОСТ и СНиП. Подробно читать: Виды опор по назначению, а здесь напомню кратко.

Промежуточные бетонные опоры нужны для поддержания тросов и проводов. На них не оказывается нагрузка продольного или углового натяжения. (маркировка П10-3, П10-4)

Анкерные бетонные опоры обеспечивают удержание проводов при их продольном тяжении. Анкерные опоры обязательно ставятся в местах пересечения ЛЭП с железными дорогами и другими естественными и инженерными преградами.

Угловые опоры ставятся на поворотах трассы ЛЭП. На малых углах (до 30°), где нагрузка от натяжения не велика и если нет смены сечения проводов, ставятся угловые промежуточные опоры (УП). При больших углах поворота (более 30°) ставятся угловые анкерные опоры (УА). На конце ЛЭП ставятся анкерные они же концевые опоры (А). Для ответвлений к абонентам, ставятся ответвительные анкерные опоры (ОА).

Маркировка опор из бетона

Стоит остановиться на маркировке опор. В предыдущем параграфе я использовал маркировку для опор 10-2. Поясню, как читать маркировку опор. Маркируются железобетонные опоры следующим образом.

Конструкции железобетонных опор

Конструкции опор из железобетона, тоже не выходят за рамки стандартных опорных конструкций.

Применение опор должно соответствовать проектных расчетам. Для расчетов используются различные нормативные таблицы, объем которых занимает несколько томов.

Бетонные опоры по количеству удерживаемых цепей

Если ригели опоры позволяют цеплять только одну линию ЭП, она называется одноцепной (ригель с одной стороны). Если ригель с двух сторон, то опора двухцепная. Если можно навесить много линий проводов, то это многоцепная опора.

Установка бетонных опор

Расчет опор производится СНиП 2.02.01-83 и «Руководство по проектированию ЛЭП и фундаментов ЛЭП…». Расчет идет по деформации и по несущей способности.

Чтобы закрепить промежуточную опору типа П10-3(4) нужно просверлить цилиндрический котлован диаметром 35-40 см, на глубину 2000 -25000 мм. Установочный ригель на такую опору не нужен.

Анкерные угловые и анкерные ответвительные опоры, обычно монтируются с установочными ригелями. Обращу внимание, что ригеля могут ставиться на нижний край опоры и подкоса, закапываемого в землю и/или на верхний край опоры, по верху котлована. Ригеля обеспечивают дополнительную устойчивость опоры. Глубина закапывания опоры зависит от промерзания грунта. Обычно 2000-2500 мм.

Заземление бетонных опор

Благодаря конструкции стоек опоры, заземление опор делать очень удобно. В стойках СВ опор, в заводских условиях при их изготовлении, сверху и снизу стойки выводится металлическая арматура 10 мм в диаметре. Эта арматура неразрывно идет по всей длине стойки. Именно эта арматура и служит для заземления железобетонных опор.

Железобетонные опоры ЛЭП — характеристики, преимущества

Железобетонные опоры ЛЭП изготовлены из бетона, который дополнительно армирован металлом, как понятно из названия. Им присвоена маркировка СВ, что означает «стойки вибрированные». Применяются они для прокладки линий электропередач 0,4-10 кВ.

Значительными преимуществами ж/б опор являются:

Недостатки тоже есть

Речь здесь идет, в первую очередь, про высокий вес подобной опоры, соответственно, монтаж опор такого типа должен производиться профессионалами высочайшего класса. Также имеется вероятность появления различных дефектов во время транспортировки (речь идет о трещинах, сколах). Кроме этого, из-за воздействия влаги и перепадов температур возможно выкрашивание бетона, что снижает прочность всей конструкции.

Характеристики железобетонных стоек ЛЭП

⇒Железобетонные столбы изготавливаются разных марок и обозначаются таким образом, например, стойка бетонная СВ 95-2, где 95 – длина стойки в дециметрах, а 2 – условная несущая способность.

Согласно ГОСТ 23009-78 стойки изготавливаются следующих типоразмеров:

Они различаются также по методу армирования, от которого зависит несущая способность.

Стойки опор ЛЭП СВ 95

Ж/б опоры СВ 95 широко применяются для прокладки и монтажа сетей с напряжением 0,4 кВ и для прокладки линий связи. Они преимущественно используются для подключения к электросетям дачников, при установке дополнительного электростолба. Для их изготовления используется тяжелый бетон (класс В30), который соответствует нормативам ГОСТ 26633-91. В качестве наполнителя данного бетона производители применяют гранитный щебень с показателем прочности не менее M 1200 – M 1400, морозоустойчивости F 300.

Стойки СВ 95 могут эксплуатироваться при температуре, достигающей -55 градусов Цельсия. Они успешно эксплуатируются в районах I-V категории и могут устанавливаться там, где сейсмичность не превышает 7 баллов по шкале Рихтера. Железобетонные опоры ЛЭП СВ 95.2 и СВ 95.3 оснащаются закладными изделиями, необходимыми для того, чтобы выполнять крепление конструкций и осуществлять присоединение необходимых элементов заземления. Данные стойки сужаются кверху и их длина составляет 9,5 метров. Сечение опор прямоугольное и равняется: в основании высота – 240 мм, вверху – 165 мм, ширина в основании и вверху одинаковая – 150 мм. Вес стойки равен 750 кг.

Железобетонный столб СВ-95 на предприятии — изготовителе снабжается закладными железными изделиями, предназначенными для присоединения конструкций и деталей заземления.

Стойки СВ 110

Железобетонные стойки СВ 110 предназначены для линий электропередач напряжением до 10 кВ. Они могут устанавливаться также и для линий связи. Ж/б столбы СВ 110 устойчивы к воздействию агрессивной среды, низкой и высокой температуры и могут с успехом устанавливаться в районах с повышенной степенью пожарной опасности.

Столбы железобетонные СВ 110 также находят свое применение и в качестве опор для освещения. Их изготовление ведется с применением тяжелого бетона методом вибропрессования. Данные бетонные смеси обладают классом прочности на сжатие В30.

Длина стоек СВ 110-3,5 и СВ 110-5 составляет 11 метров. В основании опоры высота равна 280 мм, а вверху высота составляет 165 мм. Ширина основания равна 170 мм, верхняя часть составляет 175 мм. Вес бетонной опоры равен 1150 кг. Стойки СВ 110-3,5 имеют расчетный изгибающий момент 35 кНм, а СВ 110-5 соответственно 50 кНм.

Железобетонные опоры СВ 110 изготавливаются из тяжелого бетона, обладающего следующими характеристиками:

Каждая из них снабжена закладными металлическими изделиями, предназначенными для закрепления конструкций и подсоединения деталей конструкции заземления и изготавливается в строгом соответствии со стандартами ГОСТ и ТУ.

Все опоры в обязательном порядке имеют сертификат соответствия и паспорт качества.

Что собой представляют опоры из бетона — 3 этапа производства столбов для освещения

В качестве стойки для линии электропередач чаще всего используется железобетонный столб освещения. Существуют также деревянные и металлические опоры, однако бетон гораздо прочнее первого и в несколько раз дешевле второго варианта. Таким образом, по соотношению цена/качество он востребован чаще своих аналогов. Кроме того, имеет и ряд других достоинств.

  1. Сильные и слабые стороны укрепления из бетона
  2. Преимущества
  3. Недостатки
  4. Разновидности
  5. Виды столбов
  6. Технические характеристики
  7. Производство
  8. Инструменты и материалы
  9. Опалубка и каркас
  10. Заливка столба

Сильные и слабые стороны укрепления из бетона

Преимущества

Недостатки

Разновидности

Марки бетонных опор

МаркировкаВес, тнВысота, мСечение
СКЦ0,7—1,059—11Круглое (коническое)
СНВ (СВ)0,8—3,59,5—16,5Трапециевидное
СВН ©0,8—1,79—10,5Восьмигранное
СЦС (СНЦс)0,7—1,059—11Кольцевое

Виды столбов

Технические характеристики

Опоры освещения из бетона прочны и долговечны, устойчивы к воздействию окружающей среды. Устанавливаются такие столбы как на городских площадях и улицах, так и за их пределами на дорогах общего назначения и автомагистралях. Хорошая видимость в любое время суток играет большую роль в безопасности участников дорожного движения. Высота бетонного столба освещения варьируется в зависимости от размеров территории:

Производство

Создание бетонных столбов осуществляется методом вибропрессования и центрифугирования. Усиление прочности бетонного изделия достигается с помощью армирования, а устойчивость к трещинам, морозу и влаге обеспечивается добавлением в раствор специальных компонентов. В сейсмически активных зонах предпочтение отдается опорам с утолщенными стенками. На такие стойки крепятся осветительные приборы.

Вибропрессование применяется для производства основы для линий электропередач с напряжением 0,38—35 кВ. Свыше 35 вольт требует изготовления методом центрифугирования.

Процесс производства бетонных столбов начинается с создания металлического каркаса. Он состоит из стальных прутов, вкладышей, контурных спиралей, петель и трубок. Далее конструкция крепится к опалубке, заливается бетонным раствором, выравнивается и закрывается теплоизоляцией. После чего проводится изотермическая обработка изделия. Окончанием работ является демонтаж опалубки, обрезка арматуры и наращивание стержней контура заземления.

Инструменты и материалы

Опалубка и каркас

Чтобы приступить к сооружению опалубки, необходимо заранее продумать форму столба, создать чертеж и рассчитать параметры будущего изделия. Опираясь на полученные данные, из фанеры или дерева раскраиваются и вырезаются детали опалубки. Затем все части, кроме верхней, надежно фиксируются между собой, обеспечивая максимально плотное прилегание на стыках. Дополнительной гидроизоляцией послужит полиэтиленовая пленка, которой застилают опалубку.

Для придания прочности изделию сооружается каркас из стальных прутьев, которые привариваются между собой.

Важную роль в бетонной опоре играет металлический каркас. Кроме дополнительной прочности, он также придает устойчивости конструкции. Сооружается он из стальных прутьев во всю длину столба и множеством коротких стержней, закрепляющихся в качестве перемычек между несущими деталями. Все части каркаса привариваются между собой либо надежно скручиваются проволокой.

Заливка столба

Конструкция арматуры помещается в опалубку так, чтобы при заливке металл находился в 3—4 см от поверхности бетона. Сам раствор следует укладывать медленно и осторожно, избегая образования пустот. Попадание воздуха можно предотвратить, если при заливке раствор как будто прорезать мастерком, а удаляются пузырьки использованием виброрейки. А также важно, чтобы арматуру во всех местах покрыл раствор. В противном случае, металл начнет ржаветь. По окончании заливки и трамбовки опалубку закрывают последней деталью.

Разновидности железобетонных опор и способы применения

Железобетонные опоры — это основной несущий элемент в системе электропередач. На них приходятся повышенные нагрузки от окружающей среды, потому одновременное применение металла и бетона вполне целесообразно. Есть различные виды опор, каждый из них имеет определенное предназначение. Технология установки осложняется тем, что даже в обычном исполнении конструкция имеет значительный вес и для монтажа нуждается в использовании спецтехники.

Общее описание

В основе опоры находится бетон, который армирован железным каркасом. С учетом предназначения могут использоваться различные цементные составы. К примеру, обслуживание ЛЭП бетонной опоры 40−100 кВ выполняется при помощи конструкций из центрифугированных цементных растворов.

К основным достоинствам, которые имеют ЖБ опоры, относится стойкость к коррозии, а также к действию химических элементов и веществ, содержащиеся в воздухе.

Однако у этих конструкций существуют и определенные недостатки. Для начала это значительный вес, из-за которого осложняются и рабочие манипуляции по их доставке и монтажу. При этом железобетонные опоры СВ имеют значительную чувствительность к механическим повреждениям. К примеру, во время транспортировки эти конструкции нередко деформируются — на поверхности можно увидеть сколы и трещины.

Принцип устройства

Опоры могут оборудоваться стальным каркасом, который формируется с помощью металлической арматуры. За счет этого конструкция получает высокую прочность, а также защиту от агрессивных факторов внешней среды.

При этом арматура используется для крепления проводов на траверсах либо крюках. Во втором варианте применяются опоры, где еще на заводе выполняются необходимые отверстия для установки крюков.

Необходимо заметить, что оснащение функциональными элементами может производиться еще до того, как был выполнен монтаж этих конструкций на требуемом участке. Такая особенность отличает железобетонные опоры от деревянных, оснащение которых может производиться лишь после установки.

Классификация по способу монтажа

Есть различные варианты монтажа ж б опор. В этом случае речь идет о способах установки в грунте — с монтажом на фундаментной основе и с погружением в землю. При этом опоры, крепящиеся на фундаменте, тоже могут быть двух видов: традиционные и узкобазовые. Последний тип — это конструкция, устанавливающаяся на железобетонные или металлические сваи:

  1. Первый вид подразумевает погружение в грунт с дальнейшей заливкой цементным раствором. Эта опора еще называется каркасной или рамной. Ее применяют в роли элемента для обустройства фундаментов.
  2. Конструкции, напрямую фиксирующиеся в земле, как правило, используют в роли несущих элементов линий электропередач, осветительных систем и т. п.

Сферы использования

По большому счету, надежная и простая железобетонная опора обусловила огромную сферу использования этой конструкции. Сегодня можно выделить следующие разновидности железобетонных опор с учетом их предназначения:

  • Промежуточные. Устанавливаются на прямых участках трасс высоковольтных проводов. Эти конструкции рассчитаны на поддержание кабелей и тросов, но их нельзя устанавливать, если подразумеваются значительные нагрузки.
  • Угловые. Применяются на углах в поворотах воздушных линий передач. С учетом величины угла для этой задачи могут применяться и иные виды опор.
  • Концевые. С помощью этой конструкции начинаются и завершаются ВЛ.
  • Анкерные. Устанавливаются на прямых участках ВЛ, при этом конструкция имеет определенную особенность. При помощи анкерных опор создаются переходные участки через естественные препятствия, инженерные сооружения и иные конструкции.
  • Специальная ж/б опора, служащая для определения показателей в проводах, при этом она может обеспечить поддержку троса на сложных участках с перекрестками, перепадами грунта и ответвлениями.
  • Особенности ЛЭП конструкций

    Ж/Б опоры считаются наилучшим решением для организации поддержки высоковольтных линий электропередач. Деревянные и железные аналоги тоже используются в этих целях, однако у них есть ряд значительных ограничений. Но и железобетонные конструкции имеют ограничения по нагрузкам на электросетях, с которыми у них есть возможность работать.

    При этом могут производиться опоры для электролиний с показателем 15−1200 кВ. В таком большом диапазоне существуют конструкции с различными характеристиками. Чем больше подаваемое напряжение, тем больший размер и вес траверсов у железобетонной опоры.

    Если линии электропередач расположены приблизительно на одном удалении от поверхности земли и нагрузка на опоры одинаковая, то чем обусловлена необходимость изменения показателей конструкции? Это вполне логично с учетом технологических требований, которые регламентируются различными нормативными актами по расстояниям от электропередачи до опоры и поверхности грунта в зависимости от подаваемого тока.

    Технология установки

    К процессу установки приступают лишь после окончания подготовки строительной площадки и доставки всех комплектующих для монтажа. Затем производится анализ грунта, разрабатывается схема и проводится заземление. Лишь после этого производят сборку конструкции и основных частей:

    1. Для монтажа ж/б опор требуется спецтехника: стреловые и установочные краны. Подтягивание стоек производится трактором. Также необходимо подготовить котлован, его размер может быть больше этого же показателя опоры не более чем на 20%.
    2. Если планируется монтаж двухстоечных или портальных стоек, то установка производится последовательно: вначале одна, а затем вторая опора. После этого требуется монтаж траверс, крестовых связок и крепление их нижних окончаний. Когда установка произведена, конструкцию временно крепят оттяжками, затем ставятся ригеля.

    Начинать завершающий этап засыпки грунта можно лишь после того, как произведена проверка уровня конструкции.

    Проведение ремонтных работ

    Выполнение ремонтных работ на ж/б опорах по исправлению сколов и расщелин выполняют полимерцементными составами и лакокрасочными материалами. Небольшие поверхностные расщелины обрабатывают слоем лакокрасочного состава, а сколы покрывают полимерцементными веществами. В определенных ситуациях опоры могут усилить стальными либо железобетонными бандажами.

    Ремонт провода включает: установку новых зажимов, замену определенных частей гирлянд, разрядников, штырей, крючков, изоляторов, сварку троса и т. д. Чаще всего процесс монтажа во время ремонта производится такими же способами, как и при установке тросов. Потому далее описана лишь технология работ, которая определяется особенностью ремонта высоковольтных линий и установкой их на токоведущих частях, расположенных в труднодоступных местах под напряжением.

    Замену тросов проводят, как правило, полностью на анкерном участке. Из-за большой сложности этих работ при нехватке времени линию могут подключить к напряжению, оставляя вытянутый трос на промежуточных столбах на гирляндах, при этом его соединяют временно на петли анкерных опор специальными зажимами. При последующем отключении выполняют перекладку троса, монтаж зажимов и установку вибрационных гасителей. Во время значительного объема работ производят пофазную замену кабеля. Перекладку троса в зажимы зачастую выполняют без отключения напряжения.

    Ремонт отдельных участков

    Ремонт отдельных участков выполняют разными способами, они определяются масштабностью деформации. Во время обрыва нескольких проводов может устанавливаться специальная муфта либо бандаж. Если необходимо, то поврежденный участок обрезают и меняют на новый.

    Ремонт троса в пролете производят чаще всего без его опускания. Размер вставки обязан четко подходить по длине обрезанной части — иначе может случиться разрегулировка провесной стрелы. Провод вставки обязан быть такой же марки и иметь такое же направление витков, как и заменяемый.

    Перед обрезкой провода с двух сторон от участка повреждения вставляются монтажные зажимные клинья (на тросе сечением больше 350 мм2 — по три) и провод затягивается с помощью лебедок, затяжных гаек или полиспастов. После затяжки обрезают поврежденное место и подготавливают вставку такого же размера с допуском на крепление соединителей. После соединяют вставку с заменяемым участком соединителями и попускают затяжное устройство, передавая этим самым натяжку троса на вставку.

    Работы по ремонту проводов проводят чаще всего на отключенных электролиниях. Если ремонт обусловлен обрезанием троса, то его с двух сторон необходимо заземлить. При наличии напряжения участок намечаемого разрезания предварительно нужно шунтировать куском троса, подсоединяя его с двух сторон разреза ремонтируемой части провода.

    Замену арматуры и изоляторов производят, как правило, с отключением электролинии. На отключенных от пинания опорах в 30−120 кВ замену цельных гирлянд производят с телескопической вышки или с траверса. Во время работы с траверса трос подтягивают лебедкой таким образом, чтобы была возможность свободно рассоединить гирлянду. На место поврежденного изолятора ставится новый.

    Во время использовании вышки ее размещают под гирляндой, после выдвигают телескоп так, чтобы масса троса была принята корзиной и можно было ее рассоединить. Передача массы провода на телескоп вышки допустима с учетом грузоподъемности последней более 450 кг. Во время превышения максимального веса вышку применяют лишь для удобства монтажа.

    Замена изоляторов

    Замену изоляторов выполняют с предварительной разгрузкой от тяжения троса. Для удобства работ применяют телескопическую вышку. На тросе крепится монтажный зажим со шнуром, который подтягивают с помощью лебедки через установленный блок. После снижения тяжения в гирлянде в последней меняют сломанные изоляторы. Замену значительных подвесных конструкций выполняют, как правило, с опусканием проводов.

    Замена изоляторов без отключения напряжения является трудоемкой задачей, которая требует особых правил безопасности. Для выполнения работ используют разные приспособления: изолирующие прижимы и тяги, а также средства безопасности — вышки и площадки, изготовленные из изоляционного материала, а также поворотные краны, которые крепятся на траверсах.

    Системы распределения и передачи электроэнергии охватывают города, деревни и иные объекты, расположенные на отдельных участках. Помимо транспортировки электроэнергии на значительные расстояния, железобетонные опоры эффективно используются во время передачи электричества с подстанций к потребителям, а также для обустройства освещения дорожных покрытий и улиц.

    Читайте также:  Варианты укрепления фундамента частного дома своими руками

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *