Ландшафт набережных и озеленение заповедных объектов в ландшафтной архитектуре

Ландшафтная архитектура – город в гармонии с природой!

Ландшафтная архитектура представляет собой практичную и эстетичную организацию строений, отдельных элементов города в гармонии с окружающей природой. Такое понятие является обязательным элементом градостроительства в целом, а также при оформлении улиц, площадей, парков и зон отдыха, заповедников, рекреационных зон, в частном малоэтажном строительстве.

А в чем основные задачи? На эту тему можно много беседовать, но мы выделим лишь главные моменты. Во-первых, главной задачей ландшафтных дизайнеров является благоустройство зоны жизнедеятельности человека. Сюда входит не только создание благоустройства с точки зрения эстетического восприятия, но и сохранение или воссоздание благоприятной экологической атмосферы в городских джунглях, преобразование ландшафта с целью обеспечения максимальной функциональности и комфортности в нем человека. Сюда входит и охрана природных памятников, садово-парковое искусство с соблюдением природоохранных принципов.

История ландшафтной архитектуры

По меркам науки это понятие совсем молодое, ему чуть более 150 лет. Термин «ландшафтная архитектура» возник благодаря американскому планировщику Ф. Олмстеду в 60-х годах XIX века. Появилась потребность выделить значимость задачи формирования окружающей среды. По мнению специалиста, устаревшее понятие об оформлении садов и парков слишком узкое и не вмещает всего многообразия природных зон для благоустройства.

Но не думайте, что люди занимались ландшафтной архитектурой только в последние столетия. Её история переплетена с развитием человеческой цивилизации. Примерами преобразования территории служат укрепительные сооружения вокруг жилища, организация систем орошения. Постепенно прагматические задачи вместе с развитием искусства дополнялись эстетическими. На родине современных стилей – в Греции, Риме, долинах Междуречья, Индии – истоки ландшафтной архитектуры. Так, одно из чудес света, Висячие сады Семирамиды, можно назвать настоящим сокровищем этой области знаний. Таким образом, за молодым понятием хранится великолепие как минимум 10 тысяч лет.

Эта отрасль градостроительства служит не только для функционально-пространственной организации среды нашего обитания под открытым небом. Есть и другие важные цели:

Задачи ландшафтной архитектуры.

Основные понятия. Природный и антропогенный ландшафт. Городской ландшафт. Рекреационный ландшафт. Классификация объектов ландшафтной архитектуры – 2 часа ( 1 )

Садово-парковое искусство – основа ландшафтной архитектуры. Понятие сад и парк. Особенности развития садово-паркового искусства. Связь садово-паркового искусства с философией, литературой, архитектурой.

Под ландшафтной архитектурой понимается особый вид архитектурной деятельности, направленный на создание гармоничного и целесообразного окружения для человеческой жизни

Формированием среды открытых пространств занимается ландшафтная архитектура. На протяжении многих тысячелетий (фактически с появлением оседлого образа жизни), человек постоянно изменяет природные свойства некоторых ландшафтов. Однако термин « ландшафтная архитектура» появился в середине 19 века в связи с тем, что города стали вторгаться в природу, возникла необходимость решать вопросы включения её в среду города, гармонично сочетать различные пространства, правильно использовать природные качества среды в процессе реализации градостроительных решений. Начиная от постановки здания на участке и кончая создания крупных планировочных образований. Развитие ландшафтной архитектуры, расширение круга ее объектов и задач привело к выделению в ней самостоятельных направлений, определились две тенденции – ландшафтное планирование, ландшафтная архитектура (ландшафтный дизайн).

Ландшафтное планирование – решает общие проблемы формирования среды, в различных аспектах в масштабах страны, региона, включающих в себя градостроительные, географические, демографические, экологические, социальные, эстетические и другие вопросы.

Ландшафтная архитектура – детальная организация непосредственного окружения человека, синтез природных элементов, художественных форм, инженерного благоустройства, главное в этой тенденции – достижение органического слияние этих разнообразных элементов с учетом существенной роли фактора эстетического воздействия на человека.

Ландшафтный дизайн – это творческая деятельность, направленная на формирование предметно – пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта, т.е. ландшафтный дизайн, следует понимать как раздел ландшафтной архитектуры, ориентированный на эколого-эстетическое обустройство (убранство) открытых пространств антропогенных ландшафтов. Его цель – эстетизация и обеспечение комфортности.

Ландшафтное проектирование представляет собой научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, архитектуры и представляющего один из методов архитектурного творчества, вид архитектурного проектирования.

Несколько слов о значении ландшафтной архитектуры в современных условиях. Особо следует выделить такую специфическую проблему, как прогрессирующее снижение эстетических качеств – природных и урбанизированных территорий. Очень часто можно видеть безликую застройку, где игнорирование законов композиции, колористики, появление одинаковых, скучных и безликих многоэтажных домов, ликвидация озелененных дворовых пространств, формирует некомфортную среду не только по ее функциональным качествам, но и по негативному воздействию на нервную систему человека, вызывая серьезные медицинские проблемы, такие как депрессии, нервные перегрузки, стрессы. И чем сильнее происходит отдаление человека от исходных природных ландшафтов, тем сильнее он стремится восполнить образовавшийся эмоциональный «вакуум» за счет нового взгляда на ландшафтную архитектуру и проектирование «культурных ландшафтов». Растительность, рельеф, водоемы являются не только ландшафтными компонентами, но и естественной, гармоничной жизненной средой, эмоционально поддерживающей человека.

Ландшафтная архитектурапредставляет собой искусство формировать гармоничную среду для человека, используя для этого природные компоненты и искусственные объекты, среда при этом должна обладать всеми необходимыми функциональными, эстетическими, экологическими свойствами. Ландшафтная архитектура не возникла на чистом месте, она, безусловно, стала дальнейшим развитием садово-паркового искусства. Однако в отличие от него представляет собой более широкую область, связанную с организацией всех открытых пространств и деятельностью человека по преобразованию природы. В общем виде цели ландшафтной архитектуры следующие:

· Функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым небом;

· Преобразование ландшафтов при охране их природных особенностей;

· Эстетика детального внешнего благоустройства.

Причем основная цель состоит в том , чтобы найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их.

Разберем содержание основных понятий.

Ландшафт – природно-территориальный комплекс, ограниченный естественными рубежами и характеризуемый определенным внешним обликом; местность, обладающую однотипным геологическим строением, рельефом, климатом, и специфическим сочетанием гидрогеологических условий, почв, биоценозов.

Биоценоз– совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенный участок суши или водоема. Понятие о биоценозе лежит в основе Экологии – науки о закономерностях взаимоотношений организмов (растений, животных, а также человека как биологического существа) и среды их обитания.

В современной ландшафтной архитектуре выделяют понятия природного и антропогенного ландшафта.

Природный ландшафт – значительные по размерам открытые пространства, сохранившие свой естественный характер и не носящие следов деятельности человека, например лесные массивы, долины рек, горы и др. Ландшафтная архитектура имеет дело с природными ландшафтами, когда объектом ее деятельности становятся заповедные и другие ненарушенные территории, например при проектировании национальных парков.

Антропогенный ландшафт – это ландшафт созданный человеком в процессе его деятельности (сельский, промышленный, урбанизированный). Совокупность ландшафтов, составляющих своеобразную «оболочку» земного шара, называют ландшафтной сферой.

Объекты ландшафтной архитектуры разнообразны, их можно разделить по различным признакам:

– функциональному назначению (центр отдыха или историко-культурный заповедник)

– ландшафтно-генетическому происхождению (природный парк или водно – зеленый диаметр города)

– градостроительным параметрам (загородный лесопарк, территория жилой застройки)

При градостроительном проектировании существует масштабный уровень объектов.

национальные парки и заповедники; системы озеленения территорий города и пригородные зоны; крупные зоны отдыха и рекреационно-планировочные районы; зеленые лесопарковые пояса вокруг города;

центры отдыха на «пороге» города; городские и загородные зоны массового отдыха; историко-культурные и историко-архитектурные заповедники; городские парки; лесопарки, лугопарки, гидропарки; парки – памятники садово-паркового искусства; курортные парки;

сады, скверы, бульвары, набережные, пляжи, территории школ, детсадов, больниц, учреждений, предприятий.

Важной разновидностью антропогенного ландшафта является «культурный ландшафт» – ландшафт, который создан целенаправленно и отличается благоприятными для человека функциональными и эстетическими свойствами (в отличие, от ландшафтов акультурных, возникающих в результате нерациональной деятельности, утратившие способность воспроизводства здоровой среды. Это – пустыри, территории нарушенные добычей полезных ископаемых, гибнущие под влиянием химических загрязнений леса, зараженные сточными водами реки.) Крайним понятием в этом ряду выступают деградированные ландшафты, потерявшие способность выполнять какую-либо функцию.

Среди разновидностей культурных ландшафтов особое значение имеет городской ландшафтсформировавшийся в процессе целенаправленной архитектурной, в том числе градостроительной деятельности. Он характеризуется сложным взаимосвязанным сочетанием, природных и искусственных компонентов – жилые, общественные, производственные здания, сооружения инженерные, транспортные, энергетические, элементы благоустройства и т.д.

Хотя каждый городской ландшафт имеет свои размеры, границы, он представляет собой не изолированное явление, а развивается как часть окружающей его среды, как составной элемент ландшафта более высокого порядка – агломерации городов, взаимосвязанной системы расселения, региона. Вместе с тем ландшафт города сам неоднороден и состоит из ряда составляющих: селитебной территории, промышленных районов, курортных или рекреационных зон и т.д.

Единство основных природных и антропогенных ландшафтных составляющих может обеспечить благоприятную экологическую среду. Характер и степень преобразования природного ландшафта, наличие многоэтажной или малоэтажной застройки, плотность дорожной, уличной сети, включение в застроенный массив города крупных открытых пространств типа парков, водоемов, возвышенностей или их отсутствие – все эти характеристики предопределяют тот или иной вид городского ландшафта и его пространственную структуру.

Развитие городского ландшафта радикально отличается от процессов развития природных ландшафтов ввиду особенно высокой значимости в нем искусственных, антропогенных факторов. Будучи связан, конечно, с исходной природной основой, климатическими и другими естественными условиями, городской ландшафт в тоже время является и продуктом целенаправленной деятельности, результатом техногенного вмешательства. Кроме этого городской ландшафт может рассматриваться и как произведение градостроительного и архитектурно – ландшафтного искусства, основанного на гармоничном единстве живой природы, инженерного творчества, архитектуры. Городской ландшафт должен удовлетворять общественным, культурным, функционально – бытовым требованиям человека.

Ландшафты, окружающие города, классифицируются по преобладающему виду использования на:

– сельскохозяйственные (возделанные поля, плодовые сады)

-«техногенные» (коммунально-хозяйственного назначения, водохранилища, места разработки полезных ископаемых, свалки, территории внешнего транспорта)

Особое значение имеют места массовой рекреации (отдыха) населения.

Рекреационный ландшафт – это природный ландшафт, предназначенный и преобразованный для рекреационной деятельности.

Рекреационные нагрузки – это посещаемость единицы территории в единицу времени, обычно определяется количеством отдыхающих на 1 гектар.

Устойчивость природного комплекса – его способность противостоять рекреационным нагрузкам до известного предела, за которым происходит потеря способности его к самовосстановлению. Так, нагрузка на пригородный, лесной массив превышающая 8 человек на 1 гектар, может привести его в состояние депрессии, выраженной в ухудшении состояния биоценозов, уплотнению почв, гибели подлеска и подроста, исчезновения фауны, обеднению эстетического облика.

Например: 40 -50 летние березовые рощи на плато с песчано-супесными, влажными почвами выдерживают нагрузку до 9 человек на гектар, а полновозрастные сосняки на сухих песчаных почвах не выдерживают нагрузки 2 человека на гектар. Поэтому должны существовать заповедные ландшафты.

К ним относятся:

Заповедники (строго охраняемые законом пространства, участки природы, изъятые из сферы хоздеятельности в научных целях).

Заказники (участки, в пределах которых постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хоздеятельности в целях охраны одного или нескольких экологических компонентов, биоценозов).

Национальные парки (обширные территории, включающие особо ценные в научном, эстетическом отношении ландшафты, предназначенные для охраны природы и туризма).

Памятники природы и достопримечательные ландшафты (охраняемые территории небольшого размера, такие как, водопад, группа деревьев, скалы, старинные усадьбы, связанные с историческими лицами и событиями).

Развитие ландшафтной архитектуры идет по двум главным направлениям:

Первое связано с овладением экологического метода проектирования при создании крупных парков и лесопарков, где в основном сохраняется комплекс исходных природных условий, где необходимые искусственные компоненты лишь дополняют их.

Второе направление – формирование искусственного ландшафта в тех садах и парках, где городское окружение, большие рекреационные нагрузки или специфические формы отдыха, спорта не позволяют базировать композицию на формах природного ландшафта. Этот путь находит применение при рекультивации нарушенных земель, в спортивных парках и гидропарках в садах и скверах, «зажатых» застройкой и транспортными магистралями, при строительстве садов на крышах и т.д. Но об этом мы поговорим позже.

Сейчас мы проанализируем непосредственную основу ландшафтной архитектуры – садово – парковое искусство.

Садово – парковое искусство – это не только этап в развитии ландшафтной архитектуры, но и фундамент, опираясь на который она продолжает свое развитие.

Специфика садово – паркового искусства заключается в том, что основным материалом, с которым оно работает, является природа, рельеф с его геопластическими возможностями, вода в спокойном состоянии и движении, растительность, непрерывно меняющая свой облик, климат. Соединение природных материалов в целостную композицию, несущую определенный художественный образ, составляет суть садово–паркового искусства. Сведения, полученные в результате археологических раскопок, сохранившиеся отрывочные описания, рисунки позволяют сделать вывод о древнем происхождении садов и парков.

Садово–парковое искусство – это синтез идейно – художественных концепций и приемов архитектуры, садоводства, декоративного и других искусств.

Идейно – художественная концепция отражает стиль эпохи, а архитектура определяет объемно – планировочные принципы и приемы, используемые при создании садов и парков. От живописи садово–парковое искусство берет изобразительность, от декоративного искусства – законы имитации пространства, от литературы – эмоционально – ассоциативный подход – семантику, от садоводства – «строительный материал» растения как воплощение изобразительности и полезности, средство имитации природы.

Читайте также:  Как избавиться от тли на комнатных цветах

Сады и парки как форма синтеза природы и различных искусств были связаны с историческими стилями, развивались во взаимосвязи с развитием философии, литературы, с эстетикой быта, живописью, архитектурой, музыкой и выражали изменяющее в каждую эпоху отношение человека к природе.

Новая форма произведения садово–паркового искусства возникала тогда, когда появлялись соответствующие общественно – экономические и культурно – исторические условия.

Несколько слов о терминах «сад» и «парк».

Сад – участок с культивирующими растениями. Садово – парковое искусство имеет дело с садами, предназначенными для отдыха и состоящих из древесных насаждений, цветников, аллей, декоративных водоемов, беседок, скульптур, и т.д (до 18 века в России сад назывался «вертоград», «огород»).

Термин «парк» – имеет английское происхождение. Вначале «парк» противопоставлялся регулярно устроенному «саду» как достаточно крупная естественная роща с живописными аллеями, полянами, водоемами свободных очертаний. Позже смысловые различия терминов стали менее определенными. Под словом «парк» стали понимать любую обширную территорию, благоустроенную и украшенную (скульптура, М.А.Ф.), предназначенную для отдыха под открытым небом. Парк может включать в себя несколько малых садов.

Как уже говорилось, садово–парковое искусство возникло на заре цивилизации. Вероятно, первоначальными объектами, на основе которых впоследствии формировались историка – культурные ландшафты, были сакральные урочища, они служили местами отправления культовых обрядов. Эти места тщательно охранялись и сберегались в неприкосновенном виде. В качестве сакральных урочищ выбирались объекты природы, выделяющиеся особой красотой. В частности синтоиская религия в Японии с древних времен и до сих пор обожествляет камни, озера, водопады и отдельные деревья. В Ветхом Завете, помимо упоминания о божественном райском саде, неоднократно отмечались священные рощи, горы и т.д. В странах с различной культурой, географически удаленных друг от друга, сады ассоциировались с раем.

Сад – это попытка создания идеального мира взаимоотношения человека с природой. Искусство всегда есть попытка создания человеком некого счастливого окружения. Но если в других искусствах это окружение только частично, то в садово–парковом искусстве оно действительно окружает. Это превращение мира в некий интерьер. В садово–парковом искусстве материалом служит не только растительность, но и другие искусства и частично природа за пределами сада, например, небо, видимое то в больших, то в малых размерах через деревья и над деревьями. Сад всегда выражает некоторую философию, эстетическое представление о мире, отношение человека к природе, это микромир в его идеальном выражении.

Особенность садово–паркового искусства в том, что сады и парки теснейшим образом связаны не только с идеями и вкусами общества, но также с бытом их хозяев с укладом жизни современников.

Сады устраивались для размышлений, для поэтических мечтаний, для ученых занятий, для молитв и благочестивых бесед, для приема гостей, для официальных приемов, для интимных свиданий, для физкультурных занятий и т.д. в каждую эпоху посвоему.

Сад не мертвый, функционирующий объект искусства. Истинный сад должен удовлетворять всем человеческим чувствам: не только зрению и вкусу (плодово–ягодные растения), слуху (птицы, шумящие водопады, концерты в саду), обонянию (душистые цветы, травы, деревья, ощущениям (перемены погоды, сезонные перемены) так чтобы все доставляло в саду наибольшее наслаждение, чтобы в садах дать человеку повод для глубоких философских размышлений, раздумий и поэтических мечтаний.

Сад – подобие Вселенной, высшее значение сада – Рай. Сад составляет самое чистое из всех человеческих наслаждений. Сад должен быть источником радости.

В современной жизни именно сады и парки получили еще большее значение, чем в прежние времена, и являются в настоящий момент одними из основных компонентов в системе городского и загородного отдыха, курортного строительства, а также единственными в городе представителями природных комплексов. Их ландшафтная архитектура сформировалась на основе древнего садово–паркового искусства, насчитывающего несколько тысячелетий, и современное ландшафтное проектирование сформировано на имеющихся исторических традициях. Поэтому чтобы запроектировать полноценный культурный ландшафт (садово–парковый, селитебный, промышленный, и др.) необходимо подробно и обстоятельно исследовать историю развития садово–паркового искусства, изучить его основные направления.

национальные парки и заповедники; системы озеленения территорий города и пригородные зоны; крупные зоны отдыха и рекреационно-планировочные районы; зеленые лесопарковые пояса вокруг города;

Ландшафтная архитектура, её цели и задачи

Ландшафтная архитектура, её цели и задачи

Ландша́фтная архитекту́ра — это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ. Ландшафтная архитектура относится к пространственным видам искусства.

Задачи:
• сохранение основных функций ландшафта как системы под­держания жизни;
• выявление интересов природопользователей и анализ возника­ющих конфликтов;
• разработка плана действий и мероприятий, необходимых для решения конфликтов и достижения согласованных целей.

Научные и практические области знаний, интегрированные в ландшафтную архитектуру

Ландшафтная архитектура является собирательным понятием, включающим в себя аспекты из таких отраслей науки, как архитектура, экология, лесоводство, растениеводство, дизайн. Ландшафтный архитектор также должен обладать базовыми знаниями в области изучения графических редакторов и программ, геоинформационных систем.

Роль ландшафтной архитектуры в создании городов и населённых мест

Роль заключается в сохранении уже существующей биоэкосистемы, а также в создании зеленого каркаса. Задачи озеленения территории: градостроительная; оздоровительная; рекреационная; архитектурно-художественная. Озелененные территории города должны пространственно разграничивать функциональные зоны города, подчеркивать планировочные оси, выделять композиционно и функционально важные точки.

Ландшафтная организация территории предполагает выполнение планировочных мероприятий:

1. Установление взаимосвязей и непрерывности внутригородских озелененных территорий;

2. Выделение специализированных центров рекреации.

При формировании системы озеленения необходимо, чтобы размещение ее объектов было тесно увязано с планировочной структурой города.

Профессия “ландшафтный архитектор”, её цели и задачи

Всемирная организация труда (ILO) при Организации Объединенных наций выделяет в структуре Международного стандартного классификатора профессий (ISCO) профессию «ландшафтный архитектор» в отдельную независимую профессию под кодом 2162. Согласно описанию профессии в данном классификаторе «ландшафтный архитектор планирует и проектирует ландшафты и открытые пространства для проектов таких как парки, школы, институты, дороги и любые другие внешние пространства, расположенные на участках коммерческого, промышленного и жилого назначения, а также планирует и следит за их строительством, ремонтом, эксплуатацией и реконструкцией». Двумя другими родственными, но отдельными профессиями значатся архитектор зданий (код 2161) и градостроитель (код 2164).

Основные принципы ландшафтной организации территорий населённых мест.

При построении системы озеленения должны быть соблюдены следующие требования:

равномерность размещения объектов озеленения общего пользования на селитебных территориях, общественных центрах города, на промышленных и коммунально складских территориях, на магистралях и улицах.

-Объединение в единую систему городских и загородных объектов сетью озелененных пешеходных трасс, набережных бульваров

– взаимосвязь городского ландшафта с рельефом окружающей среды, водоемами, застройкой сооружениями и оборудованием благоустройства, включение в систему озеленения в комплекс мероприятий по охране природы, оздоровлению окружающей среды.

Существуют разные подходы к организации систем озелененных территорий

– первый когда системы озеленения имеет подчиненный характер и зависит от планировачной структуры города.

– второй когда зеленые массивы систем формируют планировку города

Выделяют также несколько видов размещения озелененных территорий в плане города.

-переферийный

-груповой, линейно – полосовой

центричный и переферийный система озеленения объединяющая объекты городского и районного значения в единое целое.

Ленейно-полосовая дифференцированные объекты озеленения .

Групповая и ленейно-полосовая выделенная система районных и городских парков и лесопарков, что характерно для крупных и крупнейших городов

Примеры и анализ биоэкологический каркаса Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Еревана

Для старых городов с исторически сложившейся застройкой харак­терны различные по структуре системы озеленения.

Москва. Система озеленения Москвы характерна своими глубоко врезающимися в застройку клиньями зелени, лучами, расходящимися от старого центра города к пригородной зоне. Основу их составляют большие по площади общегородские парки. В северной части Москвы такие парки образовались на базе старинных лесных массивов- Сокольников, Измай­лова, Останкина и нынешнего Ботанического сада.

По проекту генерального плана города (1971 г.) пространственным стержнем является зеле­ный клин, протянувшийся с северо-запада на юго-восток. Это непрерывная лента озелененных пространств шириной не менее 400 м, соединяющая центр города с зелеными оазисами ВВЦ, Ботанического сада.

Связующую планировочную роль играют зеленые диаметры. Первый диаметр пересекает столицу с юго-запада на северо-восток, объединяя в единое целое цепь существующих парков, скверов, бульваров.

Второй диа­метр объединяет парки и лугопарни вдоль русла Москвы-реки. Оба диа­метра по основной идее должны связываться парковым кольцом в цен­тральном районе города – зоопарк, Екатерининский парк, Главный бота­нический сад н др. Предусматривается использование водоемов на основе зеленых массивов по берегам рек

Украина, Киев. Систему озеленения города определяет зеленое про­странство вдоль русла Днепра. Это так называемый Днепровский водно-зеленый диаметр. Протяженность диаметра в пределах города составляет 20 км, ширина от 1,5 до 3-4 км. Зеленое пространство включает комплекс исторических нагорных парков и садов – Владимирскую горку, другие приднепровские парки, зеленые массивы Ботанического сада АН и др.

Парки правого холмистого берега образуют зеленую полосу, протя­нувшуюся от Подола на севере до южной границы города. Левобережные парки созданы ха равнинных низменных местоположениях. Острова Днеп­ровского гидропарка составляют площадь 1 000 га. Водно-зеленый диа­метр продолжается за пределами города – городские парки переходят в ле­сопарки и леса, образующие зеленый пояс города. Формирование системы озеленения города прежде всего связано с достижением непрерывности зе­леных территорий и объединением дисперсно расположенных объектов озеленения.

Армения, Ереван. В проекте системы озеленения выявляется непрерывность и равномерность размещения объектов в соответствии с ландшафтными особенностями города. Основу системы составляет зона отдыха в каньоне реки Раздан, проходящей через весь город и делящей его на равные части. Площадь зоны отдыха 400 га, протяженность в границах города 15 км. Крутые скалистые берега каньона обеспечивают изоляцию территории от поступающей к ней застройки. Узловыми элементами зеленого диаметра города являются парк Цицернакаберд в северной части города и парк у Ереванского моря. Центральная часть включает разветвленную систему скверов на площадях и бульваров вдоль улиц. Система обводнена, имеются разнообразные водные устройства – декоративные бассейны, фонтаны, каскады, водотоки и водопады. Со стороны внешней административной границы города предусмотрено развитие лесопаркового защитного пояса и зеленых массивов ботанического сада.

18. Особенности проектирования зеленых пространств на уровне районной планировки и территориального планирования

Система озелененных пространств на уровне районной планировки складывается из различных по своим функциям озелененных территорий. В ее структуру входят основные категории озелененных территорий города, за исключением объектов общегородского значения.

1) объекты общего пользования – парки, сады, скверы, бульвары жилых районов, озелененные участки у административных зданий, сады микрорайонов, дворы.

2) локального (ограниченного пользования) – территории внутри микрорайонов и жилой, смешанной застройки- придомовые полосы, озелененные участки школ и детских садов.

3) озелененные территории защитного типа – по границам микрорайонов, для защиты от шума и пыли со стороны магистралей, насаждения для укрепления почвы на откосах и т.п.

Учитывают следующие факторы:

1) Санитарно-гигиенические – инсоляция, нормальный воздухообмен, температурный и ветровой режим

2) Социально-экономические, расчетно-нормативные

19. Ландшафтная организация пригородных зон на примере лесопарков

Основная задача – сохранение естественного ландшафта. Рекреационная доступность 30-100км. Наиболее посещаемые зоны отдыха, расположенные непосредственно вблизи (до 5 км) от городов, отличаются повышенным уровнем благоустройства, что позволяет ландшафту выдержать высокие рекреационные нагрузки. Зоны, находящиеся на значительном удалении от города, напротив, могут иметь упрощенное благоустройство, несколько приближающееся к естественной среде. Важную роль играют дороги, шоссе, сх угодья.

Лесопарк — это лесной массив, предназначенный для отдыха в условиях свободного режима пользования, территория которого приведена в определенную ландшафтно-планировочную систему и благоустроена с сохранением природных ландшафтов и лесной среды.

БОТАНИЧЕСКИЙ САД

БОТАНИЧЕСКИЙ САД — территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются, изучаются и демонстрируются коллекции живых растений разных частей света и различных климатических зон. Современный ботанический сад — это городская особо охраняемая природная озеленённая территория, на основе ресурсов которой управляющая организация создаёт ландшафтные сады и содержит документированные коллекции живых растений и/или законсервированные образцы растений, содержащие функциональные единицы наследственности, представляющие фактическую или потенциальную ценность для целей научных исследований, образования, публичных демонстраций, сохранения биоразнообразия, устойчивого развития, туризма и рекреационной деятельности, производства услуг и товарной продукции на основе растений для улучшения благосостояния людей. Как правило, при ботанических садах действуют вспомогательные подразделения или учреждения — оранжереи, гербарии, библиотеки ботанической литературы, питомники, экскурсионно-просветительские отделы. Ботанические сады, в которых изучаются, в основном, деревья, называются дендропарками, или арборетумами; кустарники — фрутицетумами; лианы — витицетумами. Некоторые ботанические сады носят очень узкий научный характер и закрыты для посещения публики. Наблюдается общемировая тенденция усиления экологических, природоохранных и социально значимых функций ботанических садов на урбанизированных территориях.

Читайте также:  Как крепить ограничитель на пластиковые окна

48. Архитектурно-планировочная композиция, благоустройство и озеленение территории зоопарков

Архитектурно-планировочная композиция зоопарка должна учитывать многопрофильность содержания, биологические, санитарно-гигиенические и эстетические требования, а также обеспеченность транспортными связями.

При проектировании зоопарка необходимо предусмотреть, чтобы отводимая территория была удалена от городского шума – желательны лесопокрытые загородные территории; защищена от холодных ветров и суховеев, имела пересеченный рельеф, проточную воду, насаждения, возможность устройства водоемов. Необходимо предусмотреть устройство сменных выгулов для животных в целях отдыха, дезинфекции и озеленённых участков, создание пастбищ-лужаек, организацию близ территории зоопарка подсобных посевов кормов и подсобного зверопаркового хозяйства, резервной парковой площади, используемой для животных, живущих в природных условиях.

Возможна также организация краеведческого уголка. Для экспозиции используются: аквариумы для земноводных и рыб — рек, морей и промыслового рыболовства, оборудованные регулярными бассейнами а также прудами и речками; террариумы для пресмыкающихся с бассейнамии скальными участками.

Территория зоопарка делится на зоны:

авиарии— для лесных, степных, хищных и ночных птиц с отдельными вольерами и общими летними площадками, огражденными сетками; для тропических птиц с оборудованными оранжереями с тропической растительностью и бассейнами; для страусов с открытыми лужайками и вольерами; для больших и водных птиц с бассейнами и прудами с заболоченными берегами;

– зоны сумчатых, грызунов, насекомоядных, рукокрылых – со специальными сооружениями, загонами, садками, бассейнами и ручьями;

– зоны ластоногих и белых медведей, оборудованные сооружениями и большими глубокими бассейнами – для ластоногих – 20,5 х 9,2 м; глубина от 0,85 до 1,85 м; для белых медведей- два бассейна- 50 х 9,5 м, глубина 3,5 м;

– зоны травоядных, оборудованные сооружениями, пастбищами,

садками, загонами и ручьями;

– зона обезьян – со специальными устройствами, ограждающими обезьян от заражения инфекционными болезнями; площадка для молодняка, хорошо доступная для обозрения;

– санитарно-ветеринарная зона, состоящая из лаборатории, лечебницы, изолятора, дома для молодняка и карантинного отделения. Она должна быть изолирована от экспозиции и хозяйственного двора полосой зеленых насаждений, шириной не менее 200 м.

– научно-исследовательская зона, включающая сооружения, оранжереи, водоем. Она располагается на периферии зоопарка и должна иметь самостоятельный вход;

– парковая зона – это рекреационные площади, площадки для игр и катания на пони, верблюдах и т. д., кинолекторий, музей, места обслуживания посетителей, рестораны, кафе, кассы, стоянки автомобилей;

– хозяйственно-административная зона, включающая административный корпус, мастерские, гараж, базисные склады, кормокухню, котельную. Базисные склады и кормокухни должны быть размещены на периферии, в местах, обеспеченных грузовым транспортом, рядом с местами экспозиции животных, употребляющих наибольшее по объему количество кормов.

В организации зоопарков прослеживаются две тенденции:

1) создание комплексов многоцелевого назначения — сооружений больших размеров с определенными климатическими условиями, предназначенных для содержания и демонстрации животных из разных частей света в любое время года и при любых погодных условиях;

2) формирование ландшафтного парка.

Архитектурно-планировочная композиция территории зоопарка зависит от максимального использования существующего ландшафта, окружающих территорий и возможности расширения экспозиции.

Озеленение территории зоопарка подчиняется задачам экспозиции. Как фон для экспозиции часто создается искусственный ландшафт – горный, лесной, степной; ландшафт с водой — пруды, ручьи, озера.

При создании зоопарка на лесопокрытой территории для экспозиции отводят наиболее свободные от леса участки, тщательно сохраняя окружающий лесной массив, формирующий парк, создающий благоприятный фон и чистый воздушный бассейн; Вольеры, сооружения зоопарка должны быть обрамлены группами деревьев, кустарниками, лианами, декоративными травянистыми растениями. Озеленение берегов водоемов должно, по возможности, воспроизводить природный прибрежный ландшафт.

Террариумы решаются среди горного ландшафта, авиарии снаружи озеленяют лианами.

Для тропических птиц создают уголки с тропической флорой.

Ландшафтная архитектура, её цели и задачи

Ландша́фтная архитекту́ра — это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ. Ландшафтная архитектура относится к пространственным видам искусства.

Задачи:
• сохранение основных функций ландшафта как системы под­держания жизни;
• выявление интересов природопользователей и анализ возника­ющих конфликтов;
• разработка плана действий и мероприятий, необходимых для решения конфликтов и достижения согласованных целей.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

1. Установление взаимосвязей и непрерывности внутригородских озелененных территорий;

Взаимосвязь градостроительства и ландшафтной архитектуры

В нынешнее время абсолютно нетронутых природных ландшафтов, в сущности, не осталось. Однако на практике этот термин широко употребляется как противоположный антропогенному. Здесь нужно отметить то, что он не изменен человеком всецело и обладает в основном естественным саморазвитием (например, долина горной реки, крупный лесной массив в пригородной зоне).

Современное озеленение исторических объектов

Рубрика: Прочее

Дата публикации: 24.04.2018 2018-04-24

Статья просмотрена: 380 раз

При проектировании новых растительных композиций на территории исторического объекта ландшафтный архитектор, в поисках идеального варианта, проходит следующие этапы создания концепции: изучение истории развития объекта, анализ его исторических планов и ассортимента растений, поиск исторических чертежей цветников и композиций объекта проектирования и современная интерпретация способов их воплощения.

Ландшафтная архитектура: история и современность

Ландшафтное проектирование – одно из древнейших направлений человеческой деятельности. Люди всегда стремились преобразовать окружающее пространство, сделать его практичней и красивее. Можно с уверенностью сказать, что ландшафтная архитектура появляется одновременно с первыми большими городами.

Само же понятие ландшафтная архитектура появилось относительно недавно. Термин был введен шотландским любителем истории Гилбертом Мейсом в первой половине XIX века. А профессия ландшафтный архитектор появилась в США несколькими десятилетиями позже. Для обозначения работы людей, проектировавших Центральный парк Нью-Йорка.

История мировой ландшафтной архитектуры до 1800 года в основном сосредоточена вокруг создания величественных дворцовых, правительственных комплексов и владений знати. Ярким примером огромной работы ландшафтных архитекторов является Версаль. Парковая композиция, окружающая дворец, — одна из крупнейших и наиболее значимых в Европе (на фото вид на Версальский парк)

Дворцово-парковый ансамбль Версаля

Он состоит из множества сложно спроектированных террас. Композиция включает:

  • клумбы,
  • газоны и оранжереи,
  • бассейны и фонтаны,
  • скульптуры и небольшие строения,
  • беседки, павильоны.

Сады и клумбы Версаля собрали столько растений из всех уголков планеты, что по ним можно составлять целый атлас. Такой объем работы выходит за рамки понятия «ландшафтный дизайн», доскональная выветренность всех композиций, тщательно продуманная инфраструктура – все это блестящий пример классической европейской ландшафтной архитектуры.

Не менее впечатляющего развития достигла ландшафтная архитектура Востока и Азии, где сформировались свои уникальные стили. До сих пор поражают воображение монастырские сады Японии.

Именно монастыри и храмы стали в странах Востока и Азии местами, где формировалось ландшафтное проектирование.

Современная архитектура ландшафта – неотъемлемая часть городского проектирования. Во многих больших городах есть управление ландшафтной архитектуры или хотя бы соответствующий отдел. С XX века история ее развития переместилась из загородных имений в многолюдные мегаполисы.


Регулярный стиль ландшафтной архитектуры

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА – об­ласть ар­хи­тек­ту­ры, свя­зан­ная с соз­да­ни­ем озе­ле­нён­ных про­странств.

В бо­лее ши­ро­ком смыс­ле под ландшафтной архитектуры по­ни­ма­ет­ся ис­кус­ст­во гар­мо­нич­но со­че­тать ес­те­ст­вен­ный ланд­шафт с от­кры­ты­ми про­стран­ст­ва­ми ан­тро­по­ген­ной сре­ды. Тес­но свя­зан­ная с гра­до­строи­тель­ст­вом, ландшафтная архитектура вклю­ча­ет в се­бя оформ­ле­ние отдельных со­ору­же­ний и ан­самб­лей зда­ний, улиц и пло­ща­дей, об­щественных про­странств раз­но­го ти­па (в т. ч. зе­лё­ных рек­реа­ци­он­ных зон), объ­ек­тов транс­порт­ной ин­фра­струк­ту­ры, ре­ге­не­ра­цию промышленных зон, а так­же вос­ста­нов­ле­ние и со­хра­не­ние эко­ло­гической це­ло­ст­но­сти при­род­ных тер­ри­то­рий, вхо­дя­щих в гра­ни­цы ос­во­ен­но­го че­ло­ве­ком про­стран­ства.

Раз­мер про­из­ве­де­ний ландшафтной архитектуры варь­и­ру­ет­ся от са­да во дво­ре или на кры­ше зда­ния до городского рай­она и национального пар­ка. К со­став­ляю­щим ландшафтной архитектуры от­но­сят­ся ис­кус­ст­вен­но соз­дан­ные или оформ­лен­ные при­род­ные эле­мен­ты ланд­шаф­та (например, воз­вы­шен­но­сти, во­до­ёмы), рас­те­ния, до­рож­ки, пло­ща­ди, тер­ра­сы, са­до­вая ме­бель, ар­хи­тек­ту­ра ма­лых форм. Прак­ти­ка ландшафтной архитектуры (как пра­ви­ло, в ма­лом мас­шта­бе) на­зы­ва­ет­ся так­же ланд­шафт­ным ди­зай­ном. Тер­мин «ландшафтная архитектура» был впер­вые упот­реб­лён в современном зна­че­нии американским ланд­шафт­ным архитектором Ф. Л. Ол­м­сте­дом в середине XIX века.

Ландшафтная архитектура вы­де­ля­ет­ся из сфе­ры са­до­во-пар­ко­во­го ис­кус­ст­ва в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния, ко­гда про­ек­ти­ро­ва­ние са­дов и пар­ков вошло в круг за­ня­тий ар­хи­тек­то­ров, рас­смат­ри­вав­ших эту за­да­чу с точ­ки зре­ния ар­хитектурной ор­га­ни­за­ции про­стран­ст­ва (Вил­ла д’Эсте в Ти­во­ли, арх. П. Ли­горио, 1550-1572 годы; со­от­вет­ст­вую­щие гла­вы трак­та­та Л. Б. Аль­бер­ти «О зод­че­ст­ве», книга 1-10). С XVII века ландшафтная архитектура ста­но­вит­ся од­ной из сфер ар­хитектурной спе­циа­ли­за­ции (А. Ле­нотр, Л. Бра­ун, У. Кент). В XIX веке уси­ли­ва­ет­ся со­ци­аль­ная роль ландшафтной архитектуры, её эле­мен­ты вклю­ча­ют­ся в сфе­ру гра­до­строи­тель­ст­ва (Цент­раль­ный парк в Нью-Йор­ке, 1857-1876 годы, ланд­шафт­ный архитектор Ф. Л. Олм­стед); од­ним из ре­зуль­та­тов это­го про­цес­са яв­ля­ет­ся гра­до­стро­ительная идея «го­ро­да-са­да» Э. Хоу­ар­да (ру­беж XIX-XX веков).

В 1-й половине XX века фор­ми­ру­ет­ся кон­цеп­ция ландшафтной архитектуры мо­дер­низ­ма: для неё ха­рак­тер­ны ди­на­ми­ка, кон­тра­сты гео­мет­рических и ор­га­нических форм, связь с внутренним про­стран­ством зда­ния, ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние на­учных дос­ти­же­ний [ар­хи­тек­то­ры Г. Эк­бо (США), Р. Бур­ле Маркс и др.], даль­ней­шее воз­рас­та­ние ро­ли ландшафтной архитектуры в озе­ле­не­нии го­ро­дов (гра­до­стро­ительная кон­цеп­ция «план Вуа­зен» для Па­ри­жа, 1925 год, архитектор Ле Кор­бю­зье). Под влия­ни­ем идей пост­мо­дер­низ­ма в 1970-е годы про­ис­хо­дит пе­ре­оцен­ка ро­ли ландшафтной архитектуры; в по­сле­дую­щие де­ся­ти­ле­тия уси­ли­ва­ют­ся её связь с лэнд- ар­том, роль в со­хра­не­нии и вос­ста­нов­ле­нии ок­ру­жаю­щей сре­ды; её язык обо­га­ща­ет­ся сти­ли­сти­кой ин­ду­ст­ри­аль­но­го пей­за­жа (озе­ле­не­ние железнодорожной эс­та­ка­ды Хай- Лайн в Нью-Йор­ке, с 2006 года, ар­хитектурное бю­ро «Field Operations», и тер­ри­то­рии ком­плек­са во­до­очи­сти­тель­ных со­ору­же­ний «Брай­туо­тер» в Си­эт­ле, с 2006 года, архитектор Дж. Харгривc, и др.).

В Рос­сии на­ча­ло раз­ви­тия ландшафтной архитектуры от­но­сит­ся к конwe XVIII века, ко­гда в пла­ны го­ро­дов, раз­ра­бо­тан­ные Ко­мис­си­ей о ка­мен­ном строе­нии Санкт-Пе­тер­бур­га и Мо­ск­вы, вклю­ча­ют­ся различные схе­мы озе­ле­не­ния [по пла­ну Мо­ск­вы (1775 год) пла­ни­ро­ва­лось за­са­дить де­ревь­я­ми бе­ре­га реки Не­глин­ная, соз­дать Буль­вар­ное коль­цо, раз­бить Крем­лёв­ский (ны­не Алек­сан­д­ров­ский) сад]. Прин­ци­пы пей­заж­но­го пар­ка по­пу­ля­ ри­зи­ро­вал в Рос­сии Н. А. Львов. Клю­че­вым про­из­ве­де­ни­ем ландшафтной архитектуры это­го пе­рио­да яв­ля­ет­ся пей­заж­ный парк Пав­лов­ска Ч. Ка­ме­ро­на (1779-1786 годы).

В XIX веке в ландшафтной архитектуре на­хо­дят от­ра­же­ние эк­лек­тизм и ис­то­ри­че­ские сти­ли (парк в Ли­ва­дии, с 1834 года). Гра­до­стро­ительные идеи «го­ро­да-са­да» (по­сё­лок для слу­жа­щих Мо­с­ков­ско-Ря­зан­ской железной дороги в Кра­то­ве, 1910-е годы, архитектор В. Н. Се­мё­нов) раз­ви­вают­ся в на­прав­ле­ние де­зур­ба­низ­ма 1920-х – начала 1930-х годов, где со­став­ляю­щая ландшафтной архитектуры иг­ра­ла зна­чительная роль (про­ект со­циа­ли­стического рас­се­ле­ния при Маг­ни­то­гор­ском ком­би­на­те, 1930 год, архитектор И. И. Ле­о­ни­дов). В рам­ках по­во­ро­та 1930-х годов к ар де­ко и не­оклас­си­циз­му в ландшафтную архитектуру воз­вра­ща­ют­ся эле­мен­ты ре­гу­ляр­но­го пар­ка (архитектор М. П. Кор­жев и др.).

Кон­цеп­ция за­ру­беж­ной ландшафтной архитектуры мо­дер­низ­ма по­влия­ла на советскую ландшафтную архитектуру конца 1950-х – 1970-х годов (9-й квар­тал района Че­рё­муш­ки, с 1956 год; Олим­пий­ская де­рев­ня, 1977-1980 годы, оба – Мо­ск­ва). В этот пе­ри­од в круп­ных го­ро­дах соз­да­ют­ся ле­со­пар­ко­вые зо­ны (Мо­ск­ва, Ека­те­рин­бург и др.), при­зван­ные «оз­до­ровить» городскую сре­ду. Про­из­ве­де­ния ландшафтной архитектуры 1990-х годов обу­слов­ле­ны прин­ци­па­ми пост­мо­дер­низ­ма (ре­кон­ст­рук­ция Ма­неж­ной площади в Мо­ск­ве, 1996 год). В начале XXI века рос­сий­ская ландшафтная архитектура раз­ви­ва­ет­ся в рус­ле ми­ровых тен­ден­ций; для неё ха­рак­тер­но влия­ние лэнд-ар­та (Н. В. По­лис­ский), вни­ма­ние к эко­ло­гической си­туа­ции, про­бле­мам соз­да­ния городского об­щественного про­стран­ства (парк «От­ра­да» в пой­ме реки Ли­хобор­ка в Мо­ск­ве, 2005 год, ар­хи­тек­то­ры Г. и И. Лих­те­ро­вы).

В современной ландшафтной архитектуре фор­ми­ру­ет­ся тес­ная связь с на­прав­ле­ни­ем эко­ло­гической ар­хи­тек­ту­ры: объ­ек­том ра­бо­ты ланд­шафт­ных ар­хи­тек­то­ров ста­но­вит­ся не про­стран­ст­во во­круг зда­ния, а са­мо со­ору­же­ние, при­чём зе­лё­ные на­са­ж­де­ния (на фа­са­дах, кры­шах, в ат­риу­мах и пр.) слу­жат для обес­пе­че­ния ес­тественной вен­ти­ля­ции и ох­ла­ж­де­ния по­ме­ще­ний, фильт­ра­ции до­ж­де­вой во­ды для её по­сле­дую­ще­го ис­поль­зо­ва­ния и т. д.

В XIX веке в ландшафтной архитектуре на­хо­дят от­ра­же­ние эк­лек­тизм и ис­то­ри­че­ские сти­ли (парк в Ли­ва­дии, с 1834 года). Гра­до­стро­ительные идеи «го­ро­да-са­да» (по­сё­лок для слу­жа­щих Мо­с­ков­ско-Ря­зан­ской железной дороги в Кра­то­ве, 1910-е годы, архитектор В. Н. Се­мё­нов) раз­ви­вают­ся в на­прав­ле­ние де­зур­ба­низ­ма 1920-х – начала 1930-х годов, где со­став­ляю­щая ландшафтной архитектуры иг­ра­ла зна­чительная роль (про­ект со­циа­ли­стического рас­се­ле­ния при Маг­ни­то­гор­ском ком­би­на­те, 1930 год, архитектор И. И. Ле­о­ни­дов). В рам­ках по­во­ро­та 1930-х годов к ар де­ко и не­оклас­си­циз­му в ландшафтную архитектуру воз­вра­ща­ют­ся эле­мен­ты ре­гу­ляр­но­го пар­ка (архитектор М. П. Кор­жев и др.).

ПРИМЕР ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ СЪЕМКИ УЧАСТКА

В дальнейшем АПЗ будет регулировать процесс обсуждения разрабатываемого проекта и поможет исключить или смягчить ситуацию, когда заказчик “сам не знает чего хочет”, а также поможет избежать бесплатных “переделываний” проекта. Изменения в проекте — это обычный процесс, но когда они происходят по инициативе заказчика необоснованно и спонтанно, то за дополнительный каприз заказчику необходимо будет оплатить изменения в проекте. Поскольку это можно делать длительный период времени, в следствии чего, работа над проектом становится экономически нецелесообразной.

Читайте также:  Как сделать гамак своими руками (из ткани или верёвок): процесс + удачные самоделки на фото

Городской ландшафт и озеленение

С ростом города, развитием его промышленности, становится все более сложной проблема охраны окружающей среды, создания нормальных условий для жизни и деятельности человека. В последние десятилетия усилилось отрицательное влияние человека окружающую среду и, в частности, на зелёные насаждения.

Характерные черты минимализма, которые нужно соблюдать

Все самые гениальные сооружения очень просто выполнимы в работе. Это правило действует и на создание стиля в саду. К счастью, минимализм не требует больших затрат, в нем участвуют несколько элементов декора и небольшие декоративные части, но на самом деле подобный стиль считается одним из сложных видов дизайна.

Имея под рукой минимальный набор инструментов и территорию участка, все получиться довольно быстро и просто. Этот дизайн однозначно подойдет для занятых людей, поскольку много времени для этого не нужно.

Минимализм подойдет для любого вида участка. Отлично подойдут небольшие участки, поскольку это стиль сдержанности, лаконичности. Здесь не нужно использовать декоративные статуэтки и большое количество насаждений. В нем применяется минимальное количество элементов декора.

Вам будет интересно: Как сделать минисад в горшке, чемодане или аквариуме: фото примеры и видео-уроки

Используется симметричность в высадке кустов, регулярность посадки сорта того или иного растения, а также геометрические фигуры, которые могут быть сформированы из кустов растений, применены в выкладывании дорожек в саду.

Используется симметричность в высадке кустов, регулярность посадки сорта того или иного растения, а также геометрические фигуры, которые могут быть сформированы из кустов растений, применены в выкладывании дорожек в саду.

Малые архитектурные формы

Без архитектурных форм невозможен ни один стиль ландшафтного дизайна, невозможно и оформление участка даже без применения какого-либо стиля. Соответственно, минимализм имеет собственные требования по малым архитектурным формам в ландшафтном дизайне:

  • простенькая беседка в виде навеса;
  • крупные площадки мощений;
  • крупные валуны по все территории участка;
  • деревянные настилы, желательно многоуровневые;
  • мульча определенных территорий из гальки и щебня;
  • много каменных, кирпичных, бетонных элементов;
  • несколько приподнятых клумб;
  • возможен газон, вертикальное озеленение ;
  • необычные инсталляции абстрактных форм;
  • бамбук, выразительные коряги, бревна;
  • зеркала, шары, геометрические фигуры цвета светлого металлика;
  • контейнеры для растений — разных размеров цилиндры и кубы;
  • современная, простенькая мебель из металла или использование в качестве мебели настилов и бордюров;

Как видите, с первого взгляда все просто — подготовить участок, высадить определенные растения, правильно расставить все по дизайн-проекту, набить территорию определенным количеством малых архитектурных форм… да, просто только на первый взгляд, а как же это сделать на практике без необходимых знаний и опыта?

Может все таки лучше немного переплатить и вызвать на участок профессионального дизайнера по ландшафтам, чтобы не пришлось в будущем все переделывать и снова платить, но уже больше? Каждый принимает собственное решение, ибо на это имеет право. Если имеется некоторый капитал, который человек готов вложить в ландшафтный дизайн собственного участка и устроить там настоящий минимализм, то, конечно же, следует воспользоваться услугами профи, если же нет, и вы решили делать все своими руками, то стоит прислушаться к советам профессиональных ландшафтников:

  • для создания стиля минимализм возможно использовать любые материалы современные и традиционные;
  • с растениями могут возникнуть сложности, так как это настоящее искусство. Помимо того, что все растения своеобразны, именно они и призваны объединять весь ваш сад в одно целое, в реальную композицию;
  • контейнеры для растений могут быть разных размеров и форм, но лучше, чтобы они были ближе к одинаковым;
  • отличным ходом считается объединение некоторых различных строений в единое целое, например комплекс беседки и барбекю.

Это только отдельные мнения профессионалов, которые советуют, как лучше распорядится имеющимся ресурсом и участком для построения на нем желаемого стиля, но если брать все советы ландшафтников во внимание, то можно либо сделать все идеально, либо даже немного запутаться.


Это только отдельные мнения профессионалов, которые советуют, как лучше распорядится имеющимся ресурсом и участком для построения на нем желаемого стиля, но если брать все советы ландшафтников во внимание, то можно либо сделать все идеально, либо даже немного запутаться.

Основные элементы

Минимализм стремительно вливается в нашу жизнь. Он всё чаще встречается в искусстве, архитектуре, дизайне. Люди, уставшие от вычурности, яркости, массивности, громоздкости и суеты современной жизни стремятся к уединению и гармонии, изящной простоте и легкости форм, которые дать может только минимализм. Примеры минималистичных садов захватывают воображение. Ограниченное количество элементов не выглядит скучным и однообразным, и в этом есть своя особая красота. Такой минималистичный подход к оформлению сада позволяет сконцентрировать внимание на главном – простоте и лаконичности. Т.е. по своей сути, минимализм является не столько самостоятельным стилем, сколько тенденцией и направлением.

Так эстетическая сторона организации необходимых компонентов сада заключается в создании впечатления крайней простоты и четкой функциональности. Т.е. при использовании минимум деталей и их расположения необходимо добиться, чтобы участок, представленный в распоряжение дизайнера, зазвучал.

Водоемы, представляют собой один из основных элементов. Как правило, они прямоугольные, приподнятые, неглубокие, хорошо отражающие окружение. Вода может находиться в спокойствии или в движении. Последнее присутствует обычно в виде символического изображения ручьев или водопадов – тонкими ниспадающими водяными пленками, переливающимися через идеально ровную кромку.

Газон ― неотъемлемая часть сада в стиле минимализм. Здесь, в отличие от других стилей, отсутствуют какие-либо украшения. В минимализме газонная трава должна быть аккуратно подстриженной и ухоженной. Другие растения для минималистского сада требуют чувства меры и сдержанности. Их можно высаживать как одиночно, так и в композиции. Допустимо использование клумб, особенно если они будут слегка приподнятыми. Также используют растения для вертикального озеленения. В качестве дополнения и декора можно использовать контейнерные композиции цилиндрической или шаровидной формы из керамики или бетона

Гравийные отсыпки, позаимствованные из японского сада, прекрасно гармонируют с общим духом минимализма, сочетаются с мощением из натурального камня. Свободное место вокруг растений иногда засыпают мелким щебнем или галькой. Для мощения можно использовать бетон, как отдельные элементы, так и плиты; отесанные камни, гравий, дерево.

Последнее используется реже, однако, при правильном исполнении добавит некоторую теплоту и уют в сад. Так же дерево можно использовать для подиумов и настилов. Камни прекрасно подойдут для лестниц, ограждения бассейна. И кстати о лестницах. С их помощью соединяют перепады между уровнями. Главное не забывать о точности линий.

Используемые растения

Растения в минималистическом саду

Минимализм в ландшафте диктует не только выбор форм, цветов и материалов, но и определенный подбор растений.

Лучше всего в такой дизайн вписываются низкорослые декоративные деревья: привитая ива, береза, японская вишня. Кроме того, нередко используют и пирамидальные кипарисы, туи, голубые ели.

Стоит отметить, что деревья не должны ограничивать простор, поэтому их обычно сажают на краю участка и преимущественно поодиночке. Вокруг деревьев можно сделать отсыпку из гравия или гальки.

Если присутствуют кустарники, которым необходима обрезка, то она не должна быть вычурной. Преимущество отдается прямоугольной стрижке кустов.

Газоны — обязательный элемент дизайна участка. Минималистические газоны — партерные. Создают их при помощи большего количества семян злаковых в травяной смеси. Партерный газон плотнее и выглядит эффектнее, чем обычный. Но и уход за ним достаточно сложный. Он требует постоянной качественной стрижки, минимального полива и достаточно солнца.

Резюмируя все сказанное, можно сказать, что оформить дизайн участка в стиле минимализма стоит совсем не минимальных усилий, вкуса и, главное, чувства меры.


Уютная зона отдыха. Пергола и мебель оформлены в стиле хай тек.

Как создать минималистичный и расслабляющий сад для всей семьи

Многим минималистичные сады могут показаться простыми и скучными. Другим же они представляются чрезвычайно элегантными и полными таинственной символики. На самом деле, выдержанные в духе лаконичного минимализма сады могут быть такими же удобными и совершенными, как и обычные. Рассмотрим стиль целиком, взяв для примера австралийские сады.

Минималистичное садоводство — пример того, как можно использовать пространство в наилучшем виде. Последователи современных тенденций в дизайне интерьера пользуются ограниченной палитрой архитектурных материалов и растений в сочетании со смелыми, но простыми линиями.

Профессионально разработанные сады в стиле классического минимализма могут оказаться финансово недоступными для большинства домовладельцев, но вы можете создать такой сад своими руками, следуя нашим советам.

Минимализм в саду начинается с границ. Потому что минималистский дизайн — это действительно ограничение, особенно в использовании цвета. Выбор ограждения — будь то стены, заборы или живые изгороди — очень важен для создания удачной схемы сада. В конечном итоге, правильно устроенный минималистичный сад создает ощущение необыкновенного спокойствия и комфорта у каждого, кто в нем находится.

В этом стиле особенно популярны, как правило, нейтральные цвета, потому что они успокаивают. Неокрашенные оцинкованные металлические панели используются здесь практически с момента основания стиля. Естественные неровности на поверхностях из различных материалов создают текстуры и тени, которые тоже являются декоративными элементами. Стена из известняковых блоков — пожалуй, лучшее решение для простейшего минимализма в саду. Подойдет и деревянный забор, только выполненный в совсем простом стиле.

Посмотрите на фотографию сверху. Размер стены и ее гладкая поверхность позволяет ей выступать в качестве киноэкрана или места для проецирования садового освещения. Посаженные рядом со стенами вьющиеся растения создадут выразительный контраст со строгостью стиля.

Если вы не хотите использовать природные цвета для стен, учтите, что блоки всегда могут быть оштукатурены и покрашены в другие нейтральные цвета. Можно выбрать пастельные или яркие ультрамодные кислотные оттенки. Сейчас, например, в моде ярко-лимонный, ярко-коралловый, салатовый, фуксия и другие. Но помните: важно добиться чистого, простого вида. Если использовать слишком много ярких акцентов, сад будет выглядеть и восприниматься суетливым. Отличный вариант — окрасить в яркие цвета небольшие горизонтальные или вертикальные поверхности. Они подчеркнут дизайн, не создавая крупных цветовых пятен.

В австралийском минимализме мощение патио традиционно делается из дерева. Но не так, как это обычно получается в европейских коттеджах, а со своим, слегка футуристическим шармом. Вокруг патио часто выполнена строго геометричная посадка растений и организована такая же подсветка. Вместе они по вечерам разыгрывают настоящее шоу в духе минимализма. Кстати, на роль подсветки прекрасно подойдет и гирлянда, но одноцветная — желтая или, лучше, сиреневая.

Обычно основой традиционного дизайна сада служит трава. Она станет отличным покрытием и в простых минималистичных садах. Переборщить с площадью газона здесь попросту невозможно. Трава может быть как идеально стриженой, так и луговой. По сути, это просто основа, которую вы облагораживаете с помощью геометрии и красивых декоративных элементов.

В австралийском минимализме, который уходит далеко в перфекционизм, иногда используется даже искусственный газон, чтобы создать абсолютный порядок на участке. Другой подобный материал — гравий (галька, керамзит), который закрывает черную землю там, где это нужно, и делает вид сада более презентабельным.

Ключ к созданию настоящего минималистичного сада — правильный подбор растений, облик которых тоже должны быть минималистичным. Растения помогают смягчить геометрию стиля, приносят чувство комфорта и ощущение свежести.

Австралийский минималистичный сад создан, в первую очередь, для общественных зон — патио, веранды, столовой группы возле камина. Поэтому растения здесь второстепенны, они лишь помогают сделать пространство снаружи дома более приятным.

Попробуйте ограничить количество — чтобы в саду было не более трех видов растений, при необходимости повторяемых в разных уголках. Это не только будет хорошо выглядеть, но и облегчит уход за посадками. Вечнозеленые растения декоративны круглый год, и их зелень стильно смотрится на фоне минималистичного дизайна.

Используя строго выверенную цветовую схему, вы сохраняете гармонию между рукотворным дизайном и природным, создавая тем самым сбалансированный и умиротворяющий сад.

Если вы хотите добавить водные элементы, они тоже должны рождать ощущение спокойствия, а не всплеска эмоций. Хорошо смотрятся здесь фонтаны с подсветкой.

Минималистичный сад должен иметь сильную линию и четкую цель, красиво выполненный и детально проработанный образ. Это не просто, ведь здесь нет места для ошибок или некачественного исполнения — все на виду.

Но если вам удастся создание такого домашнего шедевра, то в конечном итоге вы получите сад, не требующий постоянно ухода и позволяющий всей семье отдохнуть в его объятиях практически в любое время года.

Профессионально разработанные сады в стиле классического минимализма могут оказаться финансово недоступными для большинства домовладельцев, но вы можете создать такой сад своими руками, следуя нашим советам.

Добавить комментарий