Установка бордюров своими руками: пошаговая инструкция

Технология монтажа покрытия для дорожек, тротуаров, дачных участков и аллей предусматривает обязательную установку бордюров.

Садовый, дорожный, тротуарный бордюр или поребрик выполняет следующие функции:

Укладка тротуарного бордюра или садового поребрика может быть выполнена своими силами с обязательным соблюдением правил и технологий. Перед установкой очень важно провести правильную подготовку основания, так как от этого зависит качество работы и сроки эксплуатации бордюров.

В данной статье мы рассмотрим правила и технологию установки тротуарного бордюра своими руками поэтапно.

СОДЕРЖАНИЕ

Виды и размеры бордюров, их назначение. Как выбрать бордюр?

Производство бордюрного камня осуществляется в строгом соответствии с установленными нормами. В зависимости от технических параметров и вариантов укладки существуют бордюры (дорожные, тротуарные, садовые) и поребрики.

Дорожные бордюры отличаются массивностью и высокой прочностью и используются как часть магистральной конструкции на трассах большой протяженности.

Садовые и тротуарные бордюры применяются для зонирования территории и в качестве оформления в ландшафтном дизайне. Данные изделия могут иметь различную декоративную форму и цвет.

При выборе тротуарного или садового бордюра руководствуйтесь следующими параметрами:

Размеры бордюров в соответствии с их назначением

Наиболее популярная марка тротуарных бордюров – БР 100.20.8, где 100 см – длина бордюра, 20 см – высота, а 8 см – его ширина. Также существуют бордюры длиной 50 и 40 см – они больше подходят для декорации клумб и садовых дорожек.

Установка тротуарного бордюра предусматривает тот факт, что на тротуар или садовую дорожку не будут заезжать легковые, и, уж тем более, грузовые автомобили.

Если вам требуется установка бетонных бордюров для парковочного места, то лучше использовать изделия марки 100-30-15, где 100 – это также длина в сантиметрах, 30 см – высота, а 15 см – ширина бордюра. Такие бордюры способны выдержать неоднократный наезд автомобиля.

Подготовительные работы по укладке бордюра своими руками. Какие инструменты потребуются?

Как установить тротуарный бордюр правильно? Для начала нужно подготовить необходимые материалы и инструменты.

Для установки бордюров своими руками потребуются следующие материалы:

Из материалов вам потребуется:

Сколько нужно бордюров?

Посчитать количество бордюров достаточно просто. Нужно измерить длину садовых дорожек или их периметр, если укладка бордюров планируется с четырех сторон. Полученную величину нужно разделить на длину выбранного бордюра.

Также важно учесть количество углов и заложить на каждый угол по 2 бордюра. Если дорожка имеет изогнутые плавные границы, то это также стоит учитывать при подсчете количества бордюров.

В целом к полученному числу бордюров можно смело прибавить 15-20% и округлить в большую сторону.

ВАЖНО! Перед началом работ по установке садового бордюра необходимо определить тип грунта. Если почвы пучинистые, то потребуется специальная подушка из отсева или песка крупной фракции, которая обеспечит дренаж поверхностных вод.

Пошаговая инструкция установки бордюров своими руками

Перед тем как уложить бордюр для тротуарной плитки своими руками, необходимо произвести разметку и заложить траншею. Планировка поверхности производится с использованием колышков и шнура – ими выстраивают линию установки лицевой стороны бордюра. Важно учитывать, что лицевая сторона бордюра должна быть повернута к покрытию.

Разметка будущего тротуара и закладка траншей под бордюры

Основание подготовлено, начинается собственно укладка садового бордюра.

Технология укладки бордюра своими руками

  1. На геотекстиль высыпают щебневую подушку. Щебень берут фракции 20-40 мм. Если уровень грунтовых вод низкий, то вместо щебня можно использовать отсев или крупнозернистый песок. Щебневая или песчаная подушка должна быть толщиной 10-15 см (после трамбовки). Обратите внимание, что после трамбовки толщина щебневой подушки уменьшается примерно на четверть.
  2. Устройство бетонной подушки. Как приготовить раствор для установки бордюров? 1 часть цемента марки М400 и 3-4 части песка тщательно перемешивают с добавлением совсем малого количества воды. Вы также можете приготовить и бетонный раствор, смешав 1 часть цемента, 2 части песка и 2-3 части мелкофракционного щебня.
  3. Бетонную смесь или цементно-песчаный раствор для укладки бордюров заливают толщиной 5-7 см на дно траншеи, но не все сразу, а по мере установки бордюрного камня.
  4. Далее на подушку из бетонной смеси производится укладка тротуарного или садового бордюра. Бордюр осаждается до нужного уровня, отмеченного шнуром. Нужно, чтобы верхняя поверхность бордюра была вровень с натянутым шнуром. Для углубления бордюра используют резиновую киянку. Можно использовать и деревянную, но резиновая более прочная, надежная и более деликатная.
  5. Не используйте для осаждения бордюра металлический молоток или виброплиту – эти инструменты могут испортить бордюр, оставив после себя трещины и сколы.
  6. После того, как бордюр установлен и выровнен по уровню, с двух сторон от него укладывается замок из бетонной или цементно-песчаной смеси толщиной 5-7 см и высотой 8-10 см.
  7. Между бордюрными камнями допускается промежуток не более 5 мм. Швы между бордюрными камнями аккуратно заливаются пескоцементной смесью.
  8. После того, как бетон затвердел, производится засыпка песком или щебнем свободного пространства между краем траншеи и бордюрным камнем. Засыпка тщательно, но аккуратно трамбуется, сверху присыпается грунтом или плодородной землей.

При соблюдении данной технологии установки тротуарных бордюров своими руками риски, что при пучении грунта поребрики сдвинутся – очень маловероятны.

Правильная укладка бордюра для криволинейных дорожек

При установке бордюров для криволинейных дорожек нужно следовать стандартной технологии. Однако имеются и свои нюансы.

Перед тем, как установить бордюр своими руками, мы рекомендуем ознакомиться с представленными на нашем сайте видеоматериалами. Грамотная укладка бордюрного камня исключит ремонт тротуарного полотна в ближайшие годы.

Габариты бордюрных камней и поребриков, как правильно установить

Бордюры и поребрики нужны для отделения пешеходных зон от проезжей. Их же, но меньших размеров, применяют для разграничения пешеходных зон, отделения газонов. В общем, для благоустройства. И не только в общественных местах, но и на частных подворьях. Какие размеры бордюров бывают вообще, где какие используются, каких видов. Об этом надо знать, если вам предстоит сделать дорожки в саду или отмостку дома. Ее тоже желательно отделить, и удобнее всего сделать это бетонным разделителем.

Отличие бордюра от поребрика

Как вы понимаете, бордюр и поребрик — элементы, отгораживающие тротуар от проезжей части или разграничивающие разные зоны пешеходных дорожек (для пешеходов и велосипедов, например). Так чем отличается поребрик от бордюра?

Чем отличается бордюр от поребрика — способом установки. А именно тем, на какой высоте находится его верхушка

Если вы подумали, что размерами или формой, то вы ошиблись. Их делают из одинаковых элементов, которые производители называют бортовым или бордюрным камнем. Разница лишь в том, как их устанавливают. Если поверхность бортового камня находится на одном уровне с покрытием, то это бордюр. Если часть высоты выступает над уровнем покрытия и образует некоторую преграду — это поребрик. То есть, зависит от того, насколько глубоко вы закопаете бордюрный блок.

Виды бордюров по стандарту

Вообще, правильно говорить о видах бортовых камней. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров, пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона или железобетона (армированный бетон), которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По стандарту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от погодно-климатических условий. Как ни странно, но для среднеюжных районов требуется более высокая марка, чем для северных. Дело в том, что более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. В таком климате за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Так что минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

Какая технология укладки бордюра применяется для обрамления садовых дорожек?

Если грунты не склонны к пучению, пешеходные дорожки, клумбы, цветники можно обрамлять поребриками, которые устанавливаются только на уплотненную щебневую подготовку. Толщина щебневого слоя в этом случае должна быть не менее 15 см. Такой способ более дешевый и простой, по сравнению с установкой бордюра на бетонную смесь.

Как правильно подготовить бордюр для его укладки по краям криволинейных дорожек?

При оформлении криволинейных садовых дорожек с крутыми поворотами бордюрный камень приходится резать. Для этой цели в основном используются углошлифовальные машины (УШМ, «болгарки») с алмазным кругом по бетону или гильотины, рассчитанные на раскалывание изделий из натурального или искусственного камня. Частные застройщики чаще всего применяют УШМ, с помощью которой можно сделать аккуратный рез. Но при работах с ней необходимо быть предельно осторожным и использовать средства защиты для рук и глаз. Гильотиной резать проще и безопасней, но в домашних мастерских такого оборудования нет, а приобретать его для проведения разовых работ слишком дорого.

Если дорожка делает плавные повороты, то поребрики не режут. Зазоры между ними заполняют цементно-песчаным раствором.

Особенности бордюрного камня, его размеры и характеристики

В современном мире не найти участка улицы без бордюров. Люди применяют их на дачах, в садах, в парках, на остановках, в длину автомобильных дорог. Бордюрный дорожный камень — практичный материал, который достойно смотрится. В промышленности ценится функциональность и эстетичный внешний вид: бортовой камень соответствует всем требованиям. В дальнейшем стоит только найти качественный материал, изготовленный по всем нормам ГОСТ, и провести правильную установку.

Каждое изобретение оставляет после себя свою историю. Она несет в себе особый фундамент для дальнейшего развития.

История возникновения

Ученые Древнего Рима в 450 г. до н. э. изобрели документ «12 таблиц», в которомм дорога делилась на проезжую и на тротуары, а между ними были сделаны каменные бордюры. Поребрик помогает увеличить долговечность покрытия дороги, не дает зазорам и стыкам расходиться. В Средневековье о бордюрном камне совсем забыли, а вспомнили лишь в 18 веке, как только начал ездить транспорт на колесах.

Любой строительный материал имеет свои свойства, достоинства, область применения. Бордюры выделяются разными цветами, размерами, сырьем, из которого их делают.

Что такое бордюрный камень

Главное предназначение бордюров — разделять тротуары и проезжую часть дороги, что необходимо для безопасности пешеходов. Их изготавливают из бетона, гранита и железобетона. Они изготавливаются методом полусухого прессования или вибролитьевого формования. Вибропрессованные бордюры отличаются высокими характеристиками качества.

Бордюрный камень еще называют бортовым. В Санкт-Петербурге и в Новосибирске бордюр называют поребриком.

Бортовой камень бывает пяти видов:

  1. Дорожный бордюрный камень помогает создать границу между проезжей и пешеходной частями дороги. Он усиливает тротуарную плитку.
  2. Магистральный бордюр используется при строительстве дорожных автомагистралей. Он длиннее дорожного, а также отличается повышенной прочностью.
  3. Тротуарный бордюр помогает оформить площади, парки, тротуары, дорожки. Защищает газоны и цветочные клумбы от размывания дождем. Изготавливается в разных цветах и формах.
  4. Садовый бордюр применяется на дачах, в парках, скверах и в местах отдыха. Такая разновидность длиннее тротуарного.
  5. Газонный бордюр используется для декорирования дорожек и клумб, а еще поможет разделить садовый участок. Имеет небольшой вес.

Также он применяется для водоотвода.

Свойства бордюров очень тесно связаны с материалами, из которых они изготавливаются. Качество цемента и его составляющих влияют на все характеристики будущего бортового камня.

Основные характеристики

Бордюры выпускают полного и неполного окраса. Стоит отметить, что поребрики бывают разных цветов: серый, черный, красный, синий. Цена указывается за погонный метр, в разных регионах может несколько отличаться.

Поребрик (бордюрный камень) выделяется такими достоинствами:

  1. Повышенная устойчивость к низким температурам;
  2. Гигроскопичность (устойчивость к влаге);
  3. Повышенная прочность и износостойкость;
  4. Долговечность;
  5. Нескользящее покрытие;
  6. Выбор цветов, форм и размеров.

Для изготовления используют цемент с различными добавками, а также портландцемент.

Портландцемент считается очень распространенным и востребованным материалом в данной индустрии. Такой цемент получается при смешивании гипса и мелкоизмельченного клинкера. Для стойкости к негативным условиям могут применяться и дополнительные добавки. Кроме того, портландцемент насыщен минеральными добавками.

Эти минеральные компоненты делят портландцемент на следующие разновидности:

Поребрики длиной 3 и 6 м обязательно армируются. 1 погонный метр весит 95 кг. На тротуарный бордюр рассчитана меньшая нагрузка, соответственно вес 1 погонного метра составляет 35 кг.

Срок службы и размеры

Служба бортового дорожного камня зависит от множества факторов. Срок эксплуатации зависит от качества сырья. Гранитные поребрики считаются самыми долговечными.

Длительность службы обусловлена местом применения, нагрузкой и техникой установки. Как правило, дорожные служат меньше, чем садовые или тротуарные. Средний срок эксплуатации службы поребриков около 10 лет.

У бордюра и бордюрного камня размеры зависят напрямую от области применения. Самыми усиленными и прочными являются бордюры для дорог и автомагистралей. В длину поребрики изготавливаются от 50 см до 100 см. В ширину — от 8 см до 45 см. При производстве соблюдаются все требования ГОСТа.

Особенности установки и замены

Перед тем как начать устанавливать бордюры, территорию нужно разметить и подготовить поверхность. Разметку можно сделать с помощью кольев и веревки. Колышки расставляют, натягивают веревку, тем самым помечая линию будущего поребрика.

Нужно выкопать траншею, ширина которой будет равна ширине бордюра плюс по 5 см с каждой стороны, а глубина равна 2/3 от его высоты. Дно траншеи уминается, насыпается 4 см щебня и снова уминается. Далее укладывают 2 см песка, заливают водой и снова уминают. В траншею укладывается бордюр и регулируется высота.

Для приготовления раствора нужны цемент, песок и вода в соотношении 1:3:1,5. Раствор укладывается ровным слоем в 2 см, далее выставляется поребрик по разметочной линии. Если все ровно, то оставшиеся пустоты заливаются раствором. Установка завершена.

Однако инновации не стоят на месте, созданы машины — бордюроукладчики. На сегодняшний день выпущено несколько моделей. Эти машины требуют минимальных затрат и небольшого количества рабочих. Укладчики бордюров производят до 500 метров в смену.

Срок службы любого изделия или установки ограничен. При необходимости можно заменить старые бордюры. Замена может быть как частичной, так и полной.

С точки зрения технологии и самой работы, проще провести полный демонтаж изделий с последующим монтажом нового изделия. При частичной замене подбираются камни по длине, ширине, высоте и маркировке. Если новое изделие подобрано неверно, то сложно будет избежать появления стыков, зазоров. Такая конструкция потеряет всю свою функциональность и внешний вид.

Самостоятельное изготовление поребрика

Бывае так, что не устраивает дорогая цена, форма или длина готовых бордюров, поэтому можно их сделать самостоятельно. В строительных магазинах продаются специальные формы для заготовки поребриков. Для производства самодельной формы потребуется ДВП или фанера, скрепленные винтовыми зажимами.

Важно правильно приготовить бетонный раствор. Идеальный раствор состоит из цемента, песка и гравия в соотношении 1:1:2. При добавлении воды важно учесть, что раствор должен быть суховатым.

Если изделие большое, то потребуется армирование. В заранее приготовленные формы заливается раствор до самого верха и оставляется на сутки. Через 23 часа уже можно снимать опалубку. Главное в этом процессе — аккуратность, дабы не повредить изделие. Потом бордюры должны хорошо высохнуть, тогда их можно устанавливать.

Дорожные бордюры не раз спасали жизни людей, в новостных лентах можно найти много историй, подтверждающих необходимость установки поребриков. Даже современные архитекторы нашли свое вдохновение в этих каменных изваяниях. В Санкт-Петербурге даже установили памятник поребрику. Автором стал Вячеслав Бухаев. Данный памятник стал символов дружбы между Москвой и Санкт-Петербургом.

Таким образом, можно сказать, что современный мир оценил необходимость бордюров. Производство развивается, скоро не понадобится и рабочая людская сила: все будут делать машины.

Все о дорожном бордюре

  1. Что это и для чего нужен?
  2. Особенности
  3. Обзор видов
  4. Стандартные размеры и вес
  5. Нюансы монтажа

Дорожный бордюр – ключевой элемент в строительстве дорог и автомагистралей. Из материала данной статьи вы узнаете, что он собой представляет, каким бывает и для чего используется. Кроме того, мы расскажем о его параметрах и рассмотрим ключевые моменты монтажа.

Что это и для чего нужен?

Дорожные бордюры – стройматериал для благоустройства дорог. Это бордюрные элементы, укладываемые в качестве ограждения пешеходных зон от проезжей части. Их монтируют по обе стороны дороги в целях эффективной защиты и укрепления мощеных участков.

Дорожный бордюр нужен для обеспечения безопасности водителей и пешеходов. Он разделяет проезжую часть и тротуар. Является укреплением и защитой тротуарной плитки от негативного действия окружающих факторов (механического разрушения, дождя, снега, града).

Его используют для обозначения остановок транспорта, газона. Дорожный бордюр используют при обустройстве заездов и автостоянок. Он имеет нескользящую поверхность и четкую геометрическую форму. Это позволяет укладывать его, образуя идеальные линии границ.

Дорожный камень можно увидеть на островках безопасности. Помимо защиты и зонирования он выполняет декоративную функцию.

Дорожные бордюры – строительный материал с уникальными эксплуатационными свойствами. Они устойчивы не только к внешним повреждениям, но и температурным перепадам. Эстетичны, долговечны, износоустойчивы, эргономичны. Делают возможной облицовку тротуаров плиткой (предупреждают ее смещение), позволяют их асфальтировать.

Являются декоративным оформлением дорожек в парковых зонах. Нередко используются при обустройстве территорий частных землевладений. Они находятся над дорожным покрытием (тротуарной плитой либо асфальтом), не вкапываются в землю слишком глубоко. Повышают его морозо- и влагостойкость.

Особенности

Дорожный бордюр производят посредством методики вибропрессования особо прочного тяжелого бетона. Сырьем является влажная смесь из цемента и крупнозернистого песка. Раствор замешивают в бетоносмесителе, помещают в пресс-форму, прессуют с одновременной вибрацией. После этого сушат при температуре 40-50 градусов, затем пакуют на поддоны.

Бордюрный камень, получаемый путем литья, относится к бюджетному типу материала. Технология производства с арматурой для прочности увеличивает вес изделия.

Однако при методике вибропрессования снижается возможность раскола бордюра из-за воздушных пузырьков.

Благодаря сквозному окрашиванию отличается постоянством цвета. Стройматериал изготавливают в строгом соответствии с актуальными стандартами качества на современном оборудовании. Он экологически безопасен, отличается доступной ценой, минимальными сроками изготовления крупных партий.

Его устанавливают на участках разного типа, укладывая ниже уровня подстилающего слоя (из железобетона, песка и щебня). Ввиду большого веса при его установке применят специальную технику (либо ручные приспособления, похожие на клещи). Дорожный бордюр маркируют (например, БР 100.30.15 – универсальный, армированный и цветной).

Дорожный бордюр – не поребрик, он отличается высотой установки. Идет в одной плоскости и высоте с брусчаткой. При этом сама проезжая часть располагается ниже на высоту камня. Благодаря этому автомобили не могут въезжать на огражденную пешеходную зону. Кроме того, он толще поребрика.

Обзор видов

Все разновидности дорожных бордюров можно разделить на 3 типа. Каждый из них имеет свои особенности и отличается назначением.

  1. Магистральный серый, имеет скос с одной стороны, который располагают с проезжей части. Имеет большие по сравнению с другими аналогами размеры. За счет наклона профиля предусматривает комфортную очистку.
  2. Радиусный серый бордюр, использующийся в центрах круглых перекрестков, предусмотренный для ограждения участков закругленной формы. Имеет стандартную высоту, устанавливается на поворотах, радиус которых доходит до 10 м. Используется для криволинейных дорог со сложным рельефом, крутыми поворотами.
  3. Сборный, отличающийся пористым типом поверхности, имеющий скос сверху. Представляет собой цепь из бордюрных блоков одинакового размера и формы. Отличается наличием ватерлинии (метки для предельно допустимого уровня сточной воды).
  4. Скошенный, отличается от остальных тем, что не создает преград для автомобилей, имеет больший скос по боковой стороне. Отличается большим сроком службы, сопротивлением к давлению резины транспорта.

Геометрия бордюрного камня определяет его цену и вес. Что касается веса, то он может быть разным у изделий стандартного и армированного типа. В первом случае масса составляет 95 кг, во втором – 100 кг.

При одинаковой марке бетона М300, цена на обычный бордюр будет составлять примерно 200-300 рублей за 1 шт. Стоимость армированного камня будет варьировать в пределах 400-450 рублей за шт. Цена окрашенного аналога будет составлять порядка 320 рублей за 1 модуль.

Все разновидности дорожных бордюров являются универсальными решениями для обустройства на российских дорогах. Согласно требованиям ГОСТ 665-91, они отличаются прочностью бетона не ниже М300, влагопоглощением до 5%, морозоустойчивостью от F200.

Зачастую материал предусматривает армирование металлическими прутьями либо проволокой. Его состав может включать гранитную крошку. Серый цвет считается универсальным. Цветной получается при добавлении пигмента. Такие изделия стоят дороже.

Стандартные размеры и вес

Требования к дорожному бордюру прописаны в ГОСТ 6665-91. Он используется для обустройства 90% всех городских дорог и дворов. Его срок службы составляет 15-20 лет, что зависит от места расположения. Габариты дорожного бордюра зависят от его разновидностей.

  1. Магистральный бордюр составляет 180 мм в ширину, 1000 мм в длину, 300 мм в высоту (самый высокий), весит 120 кг. Его ширина, высота и длина постоянны.
  2. Стандартный дорожный бордюр длиной 1 м имеет размеры высоты и ширины – 300х180 мм, вес 100 кг.
  3. Красный метровый бордюр составляет в длину/высоту/ширину 1000х300х150 мм.
  4. Радиусный дорожный бордюр может иметь длину от 78 до 100 см. Его ширина равна 15 см, высота колеблется от 30 до 32 см. Масса дорожного бордюра напрямую указывает на его качество: если она меньше установленного норматива по ГОСТу, это означает, что он произведен с нарушением технологии.

Нюансы монтажа

Чтобы правильно установить дорожный бордюр, нужно знать нюансы используемой технологии укладки. Работа подразумевает использование техники, способной поднимать и перемещать камни весом 100 кг. При отсутствии техники используют железные крюки.

Работу не выполняют в одиночку – как минимум, этим занимаются двое.

Прежде всего, необходимо позаботиться о подготовке траншейной ямы на всю длину укладываемого бордюрного материала. При подготовке основания определяются с местоположением бордюра, используя для большей точности веревку.

После этого вырывают траншею. Ее ширина, согласно общепринятой технологии монтажа, должна составлять 40 см (в 2 раза больше тротуарного, гораздо больше пластикового аналога). Глубина траншеи должна быть больше высоты бортового камня. Дно вырытой траншеи трамбуют, выкладывают слоями песок и щебень. Насыпь выравнивают, повторно уплотняют, после чего заливают раствором бетона.

Затем определяются с высотой бордюра. Для этого используют строительный уровень и веревку, фиксируя ее на кольях, на идентичном расстоянии от асфальта. Высота бордюра покажет место прохождения внешней части дорожного бордюра. По окончании данного этапа занимаются установкой бордюра.

Камни ставятся по линии-разметке вдвоем, поднимая и перемещая одновременно с обеих сторон. Бордюр углубляют в раствор бетона, используя по необходимости резиновый молоток. Инструмент помогает регулировать высоту. Им ровняют бордюр по 2-м плоскостям. Вместо него можно использовать деревянную доску и железный молоток.

Если в ходе монтажа получаются щели между камнями, а также иные пустоты, их заливают подготовленным раствором. Время от времени необходимо следить за тем, чтобы бордюры, до застывания раствора, не заваливались в разные стороны. Пока они еще не запечатаны, необходимо исправлять их положение.

После завершения монтажа занимаются обустройством тротуаров или дороги. Для того чтобы ограждение стояло долго, не деформировалось и не ломалось, до начала работ осматривают сам камень. Нельзя монтировать его в том случае, если на его поверхности заметны крупные трещины и воздушные полости.

Нельзя игнорировать подготовку основания. Иногда укладчики не используют щебень. Однако если грунт не песчаный, обойтись без него не получится. Он обязательно нужен, если почва глинистая, имеет суглинок. В этом случае игнорирование технологии подготовки приведет к тому, что весной бордюры полезут в разные стороны.

Нельзя использовать вместо щебня строительный мусор или бой кирпича. При использовании такого «материала» бордюры очень быстро просаживаются. Что касается глинистой и черноземной почвы, она топит гравий. В этом случае не обойтись без укладки геотекстиля.

Замена бордюров на дорогах

Со временем эксплуатации дорожного полотна изнашиваются бордюры. Наша статья посвящена тому, как проводится работа по замене бордюров на дорогах Особое внимание уделим технологии замены бордюров на дорогах, что нужно знать рядовому человеку, который решит собственноручно заменить ограждение дороги на своем участке.

Что такое бордюр?

Как бы его не называли, все-таки бордюр по классификации «дорожников» относится к декоративному элементу дороги, позволяющий сделать красивое и ровное ограждение покрытия. Кроме того, бордюр относится к разделительным элементам дорог, отделяя автомобильную часть от пешеходной либо озелененной зоны. Еще одна функция поребриков – это защитная, мало кто о ней упоминает, но бордюр ограждает тротуары от попадания грязи от проезжающих авто.

Состоит бордюр из металлического основания (каркаса) изготовленного из стальных прутьев, внешне залитых бетоном. Форм поребриков огромное количество в зависимости от предназначения, больших размеров для автомобильных дорог, не много меньше для разделения тротуаров и зеленых зон в парках и скверах. При изготовлении отталкиваются от веса, если масса одного элемента достигает более 45 кг, тогда в каркас приваривается специальная стропильная проушина, чтобы можно было поднять краном. Небольшие бордюры кантуют вручную при помощи специальных подъемников.

ПРИМЕЧАНИЕ
Установленный правильно бордюрный камень повышает безопасность и привлекательность дороги.

Когда требуется работа по замене бордюров на дорогах?

Демонтаж старых элементов дорожного покрытия может выполняться по нескольким причинам:

ПРИМЕЧАНИЕ
Неправильно подобранные бордюры могут кардинально преобразить стиль и архитектуру города. Подобные эксперименты проводили в Европе, однако после негативных заключений историков, в старых частях городов от такой практики отказались.

Для удаления старых элементов понадобится специализированный инструмент, без которого сложно выполнить эту работу качественно. В дорожных службах на вооружении имеется грунторез, которым в отведенных местах делается надрез полотна параллельно от бордюра.

ПРИМЕЧАНИЕ
Важно, чтобы глубина прорези соответствовала высоте самого камня иначе можно нарушить целостность всего покрытия.

Прорезь делается на расстоянии не менее 10-15 см. от камня, в конкретных случаях может отличаться исходя из размеров элементов. Как уже выяснили, глубина прорези соответствует высоте бордюра, это делается для того, чтобы в последующем надежно и качественно установить новый элемент и обеспечить герметизации с остальным полотном.

Кроме того, нужно обкопать и с обратной стороны бордюра, убрав в ширину порядка 20 см. грунта или насыпи. Глубина копки должна быть на 10-15 см. ниже, чем установлен поребрик. Это позволит качественно подготовить подложку под новый материал.

Подготовка основания

После окончательного удаления старого бордюра, нужно осмотреть место установки. Обратите внимание, какая подложка была использована ранее. Как правило, встречается три типа «подушки»:

Перед компоновкой нового элемента на грунт, проверьте его плотность. Узнать это можно просто ударив по земле ручной трамбовкой. Если земля плотная, можно приступать к формированию новой подложки. Для «подушки» рекомендуется использовать чистый песок (без примесей) или щебень с фракцией ни в коем случае не более 10 мм. В противном случае, спустя время, может даже и месяца не пройдет, бордюр провалится.

Учитывайте, что в местах, где предполагается высокая нагрузка на основание, нужно делать более весомую подложку, к примеру, из бетона. В таком случае установка будет намного крепче и долговечней. Но, есть некоторые особенности установки на такое основание. Высота «подушки» рассчитывается исходя из ГОСТа, который предполагает высоту борюда от 10 см. В таком случае «подушка» должна быть не менее 4 см.

Установка новых камней

На площадку ремонта материал привозится специальным манипулятором, так как элементы массивные. Ручное кантование допустимо только элементов, вес которых не превышает 25 кг. После подготовки подушки или заливки бетона, манипулятор ставит бордюр в место установки. Далее с помощью ломов или специального ручного подъемника рабочие двигают его, выставляя по контуру.

В случае, когда происходит бетонирование камней, нужно учесть что требуется оставить отступ между покрытием и бордюром, шириной 5 см. С обеих сторон заливают на уровень не выше 5 см. до основного полотна. В некоторых случаях даже меньше, если в последующем предполагается формирование монолитного полотна. Когда формируется полностью бетонное покрытие, без последующего асфальтирования, бетон выравнивается с остальным полотном.

ПРИМЕЧАНИЕ
Не забывайте, что с тыльной стороны бордюра, заливку нужно делать не выше 5-7 см от верхнего слоя грунта. Тем самым вы оставляете место для засыпки плодородного слоя земли, восстанавливая естественную среду, особенно это касается парковых зон.

Восстановление обочины и дороги

Опыт последних лет дает четкое понимание, что использовать на таких работах необходимо именно литой асфальт. Он способен надежно и герметично закрыть место повреждения и стать единой «доской» со всем покрытием.

Перед тем, как должна проводиться работа по замене бордюров на дорогах, требуется в обязательном порядке обработать соприкасающиеся поверхности, как бордюра, так и «подушки» специальным раствором из битума слабой консистенции. После этого, производится укладка материала при помощи ремонтера и кохера. Асфальт аккуратно заливается в пространство между декоративным элементом и остальным покрытием. Закладка происходит с помощью обычных лопат либо поддается напрямую из специального «короба» машины, однако в таком случае, все равно обойтись без лопаты не удастся, нужно равномерно распределить материал. Чтобы избежать появления пустот и трещин, после укладки строители в несколько приемов проходят участок виброплитой. Она позволяет утрамбовать асфальт и сделать единую монолитную структуру, без пустоты.

Вместо асфальта могут использовать еще и бетон, однако необходимо учитывать тот факт, что заливка пространства между полотном и новым бордюром, выполняется бетоном, только если остальное полотно состоит из такого же материала.

Восстановление обочины также является обязательной, весь грунт, изъятый во время ремонта, должен быть возвращен и утрамбован виброплитой.

Как видим, работа по замене бордюров на дорогах достаточно простая по технологии, но нужно все-таки знать особенности и понимать саму технологию. Учитывая, что работа по замене бордюров на дорогах особой сложности не представляет, для её выполнения редко привлекается более трех или четырех человек. Также к ним в помощь направляется специализированная техника, оснащенная манипулятором для подъема и установки бордюрных камней большой массы.

Читайте также:  Аморфофаллус: характеристики и особенности выращивания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *