Пайка алюминиевого радиатора отопления

Здесь вы узнаете:

С развитием технологий на смену чугунным и стальным батареям пришли более легкие биметаллические и алюминиевые радиаторы. Если биметалл не слишком требователен к используемой в качестве теплоносителя жидкости, то в алюминиевых аналогах из-за нарушения состава воды может образоваться трещина. В возникшей ситуации не всегда есть деньги, чтобы приобрести новую батарею. Остается один выход – запаять алюминиевый радиатор самостоятельно. Но пожалуй, сложность ремонта – это единственный недостаток алюминиевых батарей. В остальном они отличаются от своих аналогов крайне малым весом, универсальным дизайном, высокой теплоотдачей и приемлемой ценой.

Сложности в ремонте алюминиевых батарей

Строение алюминиевой батареи отопления.

Главная проблема в работе с алюминием – это его химические свойства. Этот металл мягкий, но он способен окисляться при малейшем воздействии с внешней средой. В результате химической реакции с кислородом образуется налет, так называемая оксидная пленка, которая не дает достаточно прочно спаять поверхности изделия между собой. Но эта пленка также и защищает алюминий от коррозии и разрушения, тем самым делая его очень практичным промышленным металлом.

Как удалить оксидную пленку

Чаще всего для снятия налета используют флюсы. Последние представляют собой смеси, в состав которых входят неорганические и органические вещества, нацеленные на удаление оксидной пленки, а также защиты поверхности металла от окисления во время пайки, улучшения сцепления припоя с поверхностью.

Флюс можно изготовить как самостоятельно, так и приобрести в специальном магазине. Последние могут включать в себя: цинк, кадмий, висмут. Самодельные аналоги называют плавнями.

Как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях

Прежде чем переходить непосредственно к пайке, сначала вам необходимо снять батарею, слить с нее всю жидкость, затем хорошо ее просушить. После подготовки можно переходить одному из способов пайки. Они отличаются в зависимости от того, выбрали ли вы флюс, плавень или медь.

Способ 1

Для данного метода вам понадобятся следующие материалы и инструменты:

Материалы и инструменты необходимые для пайки батареи первым способом.

Начать работу необходимо с приготовления плавня и припоя. Для этого вам понадобится;

Сначала нужно сделать припой – смешать висмут с оловом. Их нужно расплавить в тигле в соотношении 95 (олово) к 5 (висмут). После чего нужно сделать плавень: добавьте поваренную соль (6,5%), хлористый калий (56%), хлористый литий (23%), натрий сернокислый (4%) и криолит (10%). Сосуд с раствором нужно плотно закупорить, потому что смесь быстро впитывает влагу. Прогрейте поверхность паяльником, после этого нанесите на рабочую область получившийся плавень. Далее можно наносить припой, чтобы закрыть трещину.

Инструкция по пайке:

  1. Первым делом место вокруг трещины нужно зачистить наждачной бумагой. Но ни в коем случае не царапайте поверхность батареи.
  2. Приготовьте смесь расплавленной канифоли с опилками в пропорции 2 к 1.
  3. Очистите паяльник от налета, включите его в электрическую сеть для нагрева.
  4. Подготовленную поверхность радиатора обработайте смесью из канифоли. При этом канифоль нужно наносить на прогретую поверхность, а не на паяльник, иначе она может обуглиться и потерять свои свойства. Смесью канифоли и опилок можно заделать лишь небольшие трещины, в противном случае вам понадобится плавень.
  5. После обработки флюсом/плавнем лудите поверхность, делая при этом кругообразные движения, как бы протирая ее.
  6. Со временем канифоль начнет растекаться, но вы должны продолжать лудить, при этом, начать добавлять припой с опилками, цепляя его паяльником.
  7. Запаяйте трещину припоем окончательно.

По окончании всех работ не забудьте проверить качество пайки. Заполните батарею водой (желательно подкрасить ее марганцовкой). Оставьте радиатор на пару часов. Если течь не обнаружена, то работа выполнена корректно.

Способ 2

Чтобы не готовить плавень, поврежденный участок можно закрыть небольшим слоем меди. Для работы вам понадобится:

Материалы и инструменты необходимые для пайки алюминиевого радиатора отопления вторым способом.

Когда все материалы и инструменты найдены, подготовительные мероприятия завершены, можно переходить непосредственно к работе. Пайка радиатора осуществляется следующим образом:

  1. Зачистите поверхность вокруг поврежденного участка наждачной бумагой.
  2. Капните большую каплю медного купороса на поврежденную область.
  3. Присоедините “минус” от батарейки к радиатору, а “плюс” к медному проводу.
  4. Другой конец проволоки из меди присоедините к “капле” купороса так, чтобы провод не касался батареи.
  5. Подождите некоторое время, пока не появится тонкий слой меди на поверхности батареи (слой под каплей медного купороса).
  6. Теперь поверхность нужно промыть, а затем высушить. Только после этого можно переходить к лужению паяльником и пайке.
  7. Запаяйте трещину припоем.

Заключение

Несмотря на простоту действий, выполнить работу по ремонту радиатора не так просто. Обязательно нужно соблюдать все требования и инструкции, иначе припой плохо скрепится с поверхностью батареи и отвалится. Подобные работы рекомендуем выполнять лишь в крайнем случае. Лучше приобретите новую батарею.

Возможна ли пайка алюминиевых радиаторов отопления

Алюминий относится к распространенным металлам, сочетающим в себе множество замечательных качеств, включая высокий показатель теплопроводности при сравнительно небольшой массе. Но у этого востребованного в быту и на производстве материала есть один существенный недостаток – он легко вступает в реакцию с другими элементами. Указанное свойство существенно усложняет пайку радиаторов охлаждения автомобилей, например, а также приводит к трудностям, когда нужно заварить отопительную батарею.

  1. Можно ли паять алюминиевые радиаторы
  2. Что используют для пайки
  3. Порядок пайки
  4. Подготовительные операции
  5. Устранение небольших дефектов
  6. Восстановление значительных повреждений
  7. Ремонт радиаторов сложной конфигурации
  8. Использование холодной сварки и клея

Можно ли паять алюминиевые радиаторы

Из-за активности алюминия на его поверхности всегда имеется пленка из окислов, препятствующая соединению с другими металлами. Поэтому пайка радиаторов на его основе для большинства владельцев авто и рядовых пользователей представляется очень серьезной проблемой.

Получить качественное и надежное соединения алюминия с другим металлом удается лишь после нагревания места контакта до высокой температуры.

В процессе разогрева поверхности также образуется слой защитных оксидов, не позволяющих припаять к ней даже небольшой элемент конструкции. Поэтому при пайке этого металла применяются особые флюсы, позволяющие убрать пленку с места обработки. В их состав входят висмут, кадмий или цинк. Только с их помощью удается очистить поверхность свариваемого металла и сделать ее доступной для рабочих припоев.

Стоимость фирменных флюсов, имеющих гарантированное качество, бывает слишком высокой. По этой причине домашние мастера предпочитают изготавливать такие составы (плавни) самостоятельно. При соблюдении указанных в инструкции пропорций припои, подготовленные своими руками, не уступают фирменным составам и иногда превосходят их по эффективности действия.

Что используют для пайки

Прежде чем запаять алюминиевые радиаторы проверенным способом, важно разобраться с основными компонентами, используемыми в процессе пайки. Для качественного восстановления поврежденного места необходимо применять припои с добавками из кремния, цинка и небольшого количества меди. Их можно изготовить самостоятельно или приобрести в специализированном магазине.

На рынке расходные материалы представлены типовыми прутками марки ЦОП-40, согласно ГОСТ имеющими следующий состав:

Входящие в припой элементы (особенно – цинк) обеспечивают высокую прочность образующегося соединения, а также гарантируют его антикоррозийную защищенность. С его помощью удается паять мелкие элементы конструкции и крупные детали алюминиевых радиаторов.

Порядок пайки

Правильная организация процедуры пайки алюминия предполагает основательную подготовку, без проведения которой не удастся добиться нужного результата. Перед тем как самому паять радиатор, следует внимательно ознакомиться с соответствующей инструкцией. В ней указывается, что подготовительный этап включает в себя зачистку восстанавливаемой зоны и приготовление паяльного состава требуемого качества.

Подготовительные операции

Перед тем как запаять алюминиевый радиатор с помощью флюса на основе канифоли, поврежденный участок подготавливается согласно следующей инструкции:

  1. Удаляются остатки старого покрытия и следы загрязнения.
  2. Зона пайки зачищается посредством абразива.
  3. Сразу вслед за этим ее обезжиривают растворителем.

Прежде чем запаять радиатор, потребуется заранее приготовить флюс в металлическом тигле. Для этого канифоль сначала расплавляется газовой горелкой, после чего в расплав добавляются мелкие опилки железа, взятые в соотношении 1:2 (они выполняют функцию абразива). Одновременно с этим подготавливаемый состав перемешивается до состояния однородной массы.

Используемые при пайке материалы токсичны и выделяют опасные для человека ядовитые пары. Поэтому все операции проводятся при наличии вытяжки или на открытом воздухе. При невозможности выполнить эти условия работающему человеку потребуется респиратор.

Устранение небольших дефектов

По завершении подготовительных операций переходят к самому процессу пайки:

  1. Паяльником захватывается небольшое количество припоя.
  2. Круговыми плавными движениями он наносится на заранее обработанное флюсом место.
  3. В процессе обработки важно внимательно следить за тем, чтобы слой припоя распределялся по поверхности по возможности равномерно.

Восстановление значительных повреждений

С необходимостью восстановления значительных по площади алюминиевых поверхностей приходится сталкиваться довольно часто. Потребуется специальный паяльный состав, называемый «плавнем». Перед его применением проводится подготовка обрабатываемой поверхности батареи, как это делалось для небольших участков.

Исходные компоненты для приготовления плавня:

Подготовленная в определенной пропорции смесь сначала основательно перетирается в ступке до состояния пудры. После этого она пересыпается в тигель, где тщательно перемешивается до однородной массы, годной для получения расплава.

Если полученный порошок сразу не употребляется в работу, он пересыпается в подходящую емкость, закрытую плотной пробкой, и хранится в темном месте.

Порядок пайки с использованием плавня:

  1. Поврежденный участок тщательно прогревается посредством газовой горелки.
  2. На подготовленное место тонким слоем наносится порция плавня.
  3. Повреждение пропаивается оловянно-свинцовым припоем с добавкой малых количеств висмута.

Ремонт радиаторов сложной конфигурации

Возможны ситуации, когда требуется восстановить (распаять) алюминиевый радиатор автомобиля, имеющий множество труднодоступных мест. В этом случае методы, основанные на применении железно-канифольного флюса и приготовленного своими руками плавня, не подходят. Тонкостенные трубки медного или латунного радиатора автомобиля, например, из-за особенностей конструкции паять очень непросто. В указанной ситуации рекомендуется использовать низкотемпературный припой (НТП) с одновременной проклейкой восстанавливаемой поверхности. В перечень рассмотренных подготовительных операций следует добавить необходимость обжима плоскогубцами поврежденного участка радиатора или печки, что позволит уменьшить размеры отверстия.

По ходу пайки обрабатываемая зона сначала тщательно прогревается газовой горелкой, после чего в ее пламя вносится пруток НТП. Периодически проводя им по этому месту, нужно постараться сделать так, чтобы частички припоя цеплялись за края повреждения и постепенно «затягивали» его. На завершающей стадии потребуется герметизировать зону дефекта, используя для этого специальный высокотемпературный клей. С его помощью удается «заделать» все оставшиеся мелкие неровности и изъяны.

Использование холодной сварки и клея

Когда требуется исправить мелкое повреждение или заделать небольшой скол на поверхности детали, лучше всего воспользоваться клеящим составом, называемым «холодная сварка». Он представляет собой особую смесь, обладающую высокой степенью пластичности, и изготавливаемую на основе эпоксидной смолы – полимера с неповторимыми прочностными показателями. Кроме того, в состав «холодной сварки» входят различные наполнители (сера и пластификаторы), еще более повышающие этот показатель.

Чаще всего она выпускается в виде двух пластичных брусков, внешне напоминающих детский пластилин. Перед употреблением они одновременно разминаются пальцами рук, в результате чего получается нужная смесь из двух компонентов. Чтобы заклеить поврежденное место, достаточно отделить небольшой кусочек размятой массы и нанести его на заранее подготовленную поверхность.

Любой из способов восстановления алюминиевых радиаторов может быть реализован без помощи посторонних лиц. Однако если полной уверенности в собственных силах нет, лучше всего обратиться в специализированную мастерскую по ремонту автомобилей.

Как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях

Здесь вы узнаете о том как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях: особенность батарей, способы пайки, холодная сварка, применение клея, как правильно заварить обогреватель и последовательность действий.

Как показывает многолетняя практика использования алюминиевых радиаторов, они отлично себя зарекомендовали, но, как и у других видов обогревателей, у них бывают протечки и аварии.

Чтобы не менять всю батарею или ее секцию, можно произвести пайку, но при этом следует знать и учитывать особенности алюминия.

Особенность батарей

Когда радиаторы начинают течь, существует два способа устранения нарушений. Их можно запаять или заклеить. Пайка алюминиевого радиатора – процедура сложная ввиду химических свойств этого металла.

Читайте также:  Базальтовый утеплитель высокой плотности

При соприкосновении с кислородом алюминий окисляется, и на его поверхности образуется тонкая оксидная пленка. Это во всех отношениях полезное покрытие защищает металл от коррозии при столкновении с кислородом, но с другой стороны, он же не дает качественно произвести пайку, во время которой необходим контакт припоя с его поверхностью.

Если не создать прямого контакта металла с припоем, то заделанное отверстие или трещина в скором времени опять дадут течь. Иногда возле некачественного припоя образуются новые трещины, что только усугубляет состояние радиатора.

Чтобы получить нужный результат, оксидную пленку придется удалить, но если это сделать без специальных приспособлений, то металл при соприкосновении с кислородом вновь ее образует, так что вместо того, чтобы паять, придется все время ее удалять.

Чтобы разорвать этот круг, были придуманы специальные растворы для пайки алюминия, которые называются флюсами.

Они обладают следующими способностями:

  1. В основе такого средства органические и неорганические компоненты, которые способны не только разрушать защитную пленку на металле, но и пресекать ее появление.
  2. Они предотвращают растекание припоя по остальной поверхности, локализуя его исключительно на обрабатываемом месте.
  3. Подобный флюс не вступает в химическую реакцию с припоем, обеспечивая качественную пайку.

Таким образом, на вопрос, можно ли запаять алюминиевый радиатор, ответ однозначный: «да» при условии, что под рукой есть подобное средство.

Чтобы работа была выполнена правильно, особенно если предстоит все делать самостоятельно, необходимо подготовить следующие инструменты:

В качестве припоя можно использовать железные опилки, канифоль или оловянно-свинцовую смесь.

Как запаять алюминиевый радиатор?

Способ 1

Этот способ, хотя и несложный, и с ним справится даже новичок, требует усидчивости и времени. Чтобы знать, как запаять алюминиевый радиатор с его помощью, потребуется подготовить канифольно-железный припой.

Последовательность действий, которая обеспечит качественное паяние, заключается в следующем:

  1. Важно подготовить поверхность радиатора к работе. Для этого его нужно снять, удалив заранее из системы теплоноситель. Поверхность места, где будут проводиться работы нужно тщательно промыть от загрязнений, затем зачистить при помощи наждачной шкурки и растворителя. Обязательно подготовленное место следует обезжирить, взяв для этого любое средство, содержащее спирт. После всех манипуляций поверхность вытирается насухо, и радиатор готов к следующему этапу работ.
  2. Приготовление припоя производится на тигле, который можно поставить на горелку или газовую плиту. В крайнем случае, можно применить паяльник. Канифоль нужно растопить, а затем добавить в него железные опилки и хорошо перемешать. Соотношение материалов должно быть 2:1.
  3. Флюсовый раствор наносится таким образом, чтобы покрыть весь участок работ, иначе вновь образованная оксидная пленка уничтожит все труды. По окончании пайки вся ремонтируемая поверхность должна находиться под раствором.
  4. Сам припой выполняется следующим образом:
    • на паяльник набирается небольшое количество канифольно-железного припоя;
    • его следует наносить на поверхность радиатора так, чтобы он оказался покрыт сверху флюсом;
    • все действия паяльником производятся круговыми движениями, это позволяет паяльнику смещать частицы припоя, которые при этом разрушают оксидную пленку, а наличие канифоли не позволяет ей вновь образовываться.

Решая, как паять алюминиевый радиатор, следует помнить, что подобный способ годится для устранения мелких дефектов. Если требуется «залатать» большой по площади участок, то придется готовить флюс самостоятельно.

Способ 2

Для этого способа придется применить припой из сочетания олова, свинца и висмута, а средство для снятия оксидной пленки приготовить из следующих компонентов:

Смешав все компоненты, получается раствор, которым можно покрыть большую площадь поверхности обогревателя.

Последовательность действий позволит разобраться, как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях:

  1. Провести предварительные работы по очистке поверхности, как это было описано выше. Алюминий должен быть чистым, сухим и обезжиренным.
  2. Особенностью этого способа является кропотливое изготовление флюса, для чего каждый компонент по отдельности измельчается до состояния пудры, после чего их нужно соединить и тщательно перемешать.
  3. Готовую смесь разогреть и вылить на место припоя.
  4. Пайка выполняется так же, как и в первом способе, обязательно соблюдая условие, что припой должен оказаться под слоем флюса.

Не зависимо от того, каким способом была произведена пайка, качество работы должно быть проверено. Для этого в радиатор наливается подкрашенная и вода. Если спустя час-два она так и не просочилась, значит, пайка была проведена качественно.

Применение клея

Использование клея – это крайний случай, когда ремонт требуется срочный, а отключить радиатор от теплосети не удается. Клей может обеспечить целостность конструкции, но ненадолго, поэтому по истечению отопительного сезона воду нужно из системы слить, радиатор снять и произвести полноценный ремонт.

Заклеить небольшое отверстие или трещину можно при помощи эпоксидного клея, цемента или по методу холодной сварки.

Чтобы применить эпоксидный клей, понадобится:

  1. Плотная ткань, которой нужно будет обмотать место течи. Этот способ не всегда эффективен, так как далеко не везде ткань можно хорошо закрепить. Полотно необходимо разрезать на длинные и узкие полосы.
  2. Зачистить поверхность на месте поломки. Требуется удалить всю краску и тщательно очистить металл до самой поверхности. Подготовленное место нужно промыть и обезжирить.
  3. Место течи смазывается клеем, поверх которого наматывается полоска ткани. На эту полоску так же наносится слой клея и обматывается второй слой ткани. Таких слоев должно быть не менее четырех.
  4. Зафиксировать полученные слои хомутом или обычной проволокой.
  5. Дать клею просохнуть, на что может потребоваться от 2 часов до 3-х дней.

Для того, чтобы улучшить свойства клея, в него добавляют бронзовую или алюминиевую пудру. Аналогичным способом производится заклейка цементом, только вместо ткани в цементе замачиваются медицинские бинты.

Холодная сварка

Одним из самых надежных способов «подлечить» обогреватель – это сварка алюминиевого радиатора холодным методом. Для этого используют либо одноцветный, либо двухцветный специальный герметик. Одноцветное средство нужно хорошо размять, предварительно надев на руки защитные перчатки. По своей пластичности эта замазка напоминает детский пластилин.

Двухцветный аналог вначале нужно хорошо размешать до однородного цвета, а по мере замеса, он приобретает липкие свойства.

Последовательность действий, как заварить алюминиевый радиатор заключается в следующем:

  1. Подготавливается поверхность батареи.
  2. Отрезается кусочек замазки нужной длины и разминается.
  3. Размягченную сварку нанести на трещину или дыру и хорошо затереть это место, для чего можно использовать смоченный водой шпатель.
  4. Все 5 минут, что холодная сварка схватывается, нужно следить, чтобы не появлялись пузыри. Если их игнорировать, то спустя время они лопнут и работу нужно переделывать заново. Если пузырь появился над местом сварки, его нужно снова растереть шпателем и так все время, пока замазка схватывается.
  5. Место, где была закрыта дыра, можно дополнительно прихватить хомутом.

Выполнять подобные работы можно самостоятельно, но при условии, что дефекты небольшие. В случае серьезного прорыва придется либо вызывать специалистов, чтобы они оценили, насколько радиатор пострадал, и произвели ремонт, либо покупать новую секцию, а в случае с панельной моделью – всю панель.

Чем и как запаять алюминиевый радиатор – лучший и надёжный способ

Когда автомобильный или отопительный радиатор из алюминия выходит из строя, многие ошибочно полагают, что починить его самостоятельно нет никакой возможности. На самом деле, решить задачу, как запаять радиатор, не так уж и сложно, если есть желание разобраться во всех тонкостях и немного потренироваться.

Почему трудно устранять дефекты у алюминия

Алюминий — третий по распространенности химический элемент на нашей планете и сочетает в себе массу великолепных качеств: прочность и хорошую теплопроводность при очень малой массе. Он незаменим тогда, когда требуется изготовить изделие большой площади с интенсивной теплопередачей.

Однако при всех своих неоспоримых достоинствах, у алюминия есть большой минус — он трудно поддаётся ремонту. Поэтому пайка алюминиевого радиатора автомобиля или отопительной системы превращается в большую проблему.

Дело в том, что этот металл относится к химически активным. Высокую стойкость к коррозии обеспечивает прочная оксидная плёнка, предохраняющая алюминий от атмосферного воздействия.

Именно эта плёнка и нарушает процесс пайки. Чтобы добиться соединения металла с металлом, нужно его нагреть. При этом обязательно образуется слой оксидов, который воспрепятствует контакту. Задача мастера, когда встаёт вопрос как запаять алюминиевый радиатор, разорвать этот круг.

Кстати, в случае с медью действует тот же принцип. Медные изделия ценятся именно из-за своей стойкости к ржавчине, но уникальная способность к самозащите от коррозии оборачивается проблемой при ремонте.

Как правильно запаять радиатор

Чтобы убрать оксиды с поверхности алюминия, используют специально приготовленные флюсы. В их состав входят кадмий, висмут или цинк. Именно эти элементы помогают очистить поверхность металла и тем самым соединить изделие с припоем.

Стоимость готовых флюсов с хорошими качественными характеристиками достаточно высокая. Поэтому домашние мастера предпочитают самостоятельно делать подобные составы (плавни).

Чтобы оградить участок изделия, который нуждается в ремонте, от контакта с воздухом, есть несколько способов:

Иногда для решения проблемы, чем заделать алюминиевый радиатор, предлагают применить холодную сварку. Однако это очень ненадёжно, и работает как экстренная мера. Рано или поздно повреждение придётся чинить заново.

Использование железно-канифольного флюса

Есть несложный способ, как запаять радиатор паяльником с помощью флюса на основе канифоли. Для этого повреждённый металл подготавливают по следующей схеме:

Подготовка должна быть очень добросовестной, от этого зависит весь ремонт. Флюс приготавливают в металлическом тигле. Расплавляют канифоль и постепенно добавляют туда железные опилки в соотношении 1:2. Размешивают до однородного состояния. Опилки в данном случае будут абразивом.

Далее поверхность, которую нужно отремонтировать, покрывают тонкой плёнкой расплавленного флюса. От тщательности процедуры зависит качество будущей пайки. Таким образом алюминий предохраняют от окисления.

Материалы, которые используются в работе, выделяют токсины. Поэтому нужно всё делать под вытяжкой, либо проводить ремонт в тщательно проветриваемом помещении. Если позволяют условия — на открытом воздухе.

Далее приступают к процессу пайки. Паяльником следует захватить немного припоя и плавными круговыми движениями нанести его поверх флюса. Делать это надо не спеша, внимательно следить за тем, чтобы припой равномерно распределялся по поврежденной площади.

Как ведёт себя в данном случае флюс? Железные опилки счищают оксиды, а канифоль перекрывает доступ воздуха к алюминию. Условия для контакта между металлами соблюдены.

Этот способ работает, когда нужно решить задачу, как паять алюминиевый радиатор, если повреждение не велико. Большие площади таким способом отремонтировать не получится. Флюс очень быстро становится холодным, поэтому запаять большую поверхность будет проблемно.

Самостоятельный ремонт большой поверхности

Иногда приходится сталкиваться с необходимостью ремонта большой площади алюминиевого изделия. Обычные способы в домашних условиях не эффективны. Чем заклеить алюминиевый радиатор в таком случае, или как его запаять?

Для того чтобы починить большие поврежденные поверхности, можно использовать плавень, изготовленный в домашних условиях.

Участок, который нужно отремонтировать, предварительно зачищают и обезжиривают специальным составом. Алгоритм действий такой же, как и при подготовке поверхности при использовании железно-канифольного флюса.

Компоненты для плавня берут в следующем процентном соотношении:

Сырьё для плавня перетирают в ступке до состояния пудры, ссыпают в тигель и перемешивают до однородного состояния, затем аккуратно расплавляют.

Если полученные порошки предназначены для длительного хранения, их нужно пересыпать в темные ёмкости с плотными пробками и убрать подальше от солнечных лучей и других источников тепла.

Как паять радиатор с использованием плавня:

Необходимо знать, что нельзя прогревать место повреждения сильным огнём от газовой горелки. Это приведёт к тому, что участок просто будет прожжён. Важно подобрать тот уровень горения газа, который позволит именно прогреть, а не прожечь алюминиевое изделие.

Если газовой горелкой пользуется не профессионал, он может не знать, как её правильно зажигать. Бывает, что горелку сразу включают на полную мощность. В результате газ, не успевая воспламенится, резко «проносится» сквозь пламя зажигалки. Горелка зажжётся сразу, если уменьшить её мощность.

Читайте также:  Акриловые фасады для кухни: плюсы и минусы кухни из акрила, фасады акрилайн

Ремонт и пайка алюминиевого радиатора сложной конфигурации

Когда надо решить, как заварить алюминиевый радиатор автомобиля, способы с использованием железно-канифольного флюса и самодельного плавня оказываются не эффективными. Тонкостенные трубки автомобильного радиатора сложно паять из-за особенностей конструкции изделия.

В такой ситуации можно прибегнуть к альтернативному способу с использованием припоя с низкой температурой плавления и специальной проклейкой.

Подготовительные этапы перед началом пайки:

Затем приступают к процессу пайки. Сначала прогревают нужный участок огнём газовой горелки. Затем в пламя вносят пруток припоя с низкой температурой плавления и проводят им несколько раз по повреждённому месту. С каждым разом частички припоя будут цепляться за края отверстия, попадать внутрь дыры. Дефект на трубке будет постепенно «затягиваться».

Последнее, что нужно сделать при таком способе: дополнительно герметизировать дефект с помощью высокотемпературного клея для алюминия. Он закроет мельчайшие микропоры, и ремонт окажется более качественным.

Пайка отверстий и трещин в алюминиевом радиаторе

У алюминиевого радиатора много плюсов, благодаря которым его устанавливают во многих домах. Но иногда он может«порадовать» появлением дыр и протеканием теплоносителя.

Избавиться от этого недостатка можно двумя способами:

  1. Запаять батарею.
  2. Заклеить дырку.

Более сложной является пайка алюминия.

В чем заключается сложность пайки алюминия

Этот металл быстро вступает в реакцию с кислородом и любыми кислотами. Наиболее часто алюминиевый радиатор взаимодействует с кислородом. В результате поверхность металла окисляется и покрывается тонким слоем оксидов алюминия. Он еще известен под названием «оксидная пленка». Этот слой равномерно покрывает всю поверхность изделия.

С одной стороны эта пленка является полезной, ведь устраняется всякая возможность контакта чистого алюминия с кислородом и всеми другими химическими элементами или веществами. То есть она является своеобразным защитным барьером. Однако этот барьер не позволяет провести качественную пайку, ведь припой должен напрямую контактировать с алюминием.

Наиболее простое решение – снятие оксидной пленки и последующая пайка отверстия.
Но оно не является правильным, поскольку после снятия оксидной пленки чистый алюминий начинает снова взаимодействовать с кислородом, и до конца пайки обработанное место снова получает защитный барьер. Результат пайки будет плохим.

Чтобы решить проблему с удалением оксидной пленки и обеспечением невозможности дальнейшего ее формирования, нужно использовать флюсы. Они представляют собой смесь неорганических и органических веществ. Они уничтожают оксидную пленку и предотвращают ее образование, они также:

Флюсы бывают разными:

Инструменты и материалы

Чтобы запаять алюминиевые радиаторы, нужно иметь:

  1. Обычный паяльник.
  2. Горелку, паяльную лампу или газовую плитку.
  3. Тигель (является огнеупорной емкостью для приготовления припоя).
  4. Наждачную шкурку.

Материалы:

  1. Канифоль.
  2. Оловянно-свинцовый припой.
  3. Железные опилки.
  4. Растворитель.

Пайка радиатора: способ 1

Он включает такие этапы:

  1. Подготовка поверхности. Этот процесс нужно выполнить тщательно. Он заключается в очистке обрабатываемого участка от всех загрязнений и остатков краски. Очищают алюминиевую поверхность с помощью наждачной шкурки и растворителя. Подготовка предусматривает и обезжиривание обработанного участка (для этого используют те препараты, которые имеют в своем основании спирт), а также вытирание металла насухо.
  2. Приготовление железно-канифольного флюса. Чтобы сделать это, тигель ставят на газовую плиту и нагревают. Нагревать можно с помощью паяльной лампы. В нагретый тигель кладут кусок канифоли. Его нужно полностью растопить. Далее понемногу досыпают железные опилки и сразу помешивают смесь. Соотношение канифоли и опилок должно составлять 2:1.
  3. Нанесение флюса на подготовленный участок. Раствор наносят так, чтобы нужная часть поверхности радиатора была полностью покрытой. Иначе кислород будет иметь доступ к алюминию, и запаять отверстие хорошо не получится. В конце вся поверхность пайки должна находиться под слоем флюса.
  4. Пайка. Она предусматривает введение припоя в среду жидкого флюса. На паяльник нужно брать небольшие порции припоя. Припой наносят на участок пайки так, чтобы он оказался под слоем флюса. При этом выполняют круговые движения. Во время этих движений паяльник постоянно смещает некоторые частицы припоя. Смещение железных частиц приводит к разрушению оксидной пленки. Канифоль не позволяет воздуху проникать к алюминию.

Этот способ надо применять для устранения малых дефектов. Если повреждения большие, то запаять радиатор получится только с помощью самодельного флюса.

Пайка: способ 2

Этот метод предусматривает использование оловянно-свинцово-висмутового припоя и самодельного флюса. Сделать последний нужно из:

Оловянно-свинцово-висмутовый припой можно приобрести в магазинах (имеет вид прутка или проволоки) или сделать самостоятельно. Второй вариант реализуют путем добавления висмута к расплавленному оловянно-свинцовому припою. Масса висмута в массе готового раствора должна составлять 5%. Вычислить массу висмута можно, поделив массу исходного припоя на 95 и умножив полученную цифру на 5.
Чтобы запаять достаточно большие по размеру дефекты алюминиевого радиатора, нужно:

  1. Провести подготовку участка, на котором есть отверстие. Результатом подготовки должен быть чистый, сухой, нежирный алюминий.
  2. Изготовить плавень. Эта процедура начинается с измельчения каждого компонента в ступке. Измельчают так, чтобы образовалась пудра. При этом каждый элемент доводят до состояния пудры отдельно. После все «ингредиенты» высыпают в стеклянную емкость и перемешивают до тех пор, пока не образуется однородная смесь. Желательно брать темную, герметически закрывающуюся стеклянную емкость. Это необходимо для защиты смеси от влаги и солнечных лучей, когда нужно делать некоторые паузы. Перед пайкой смесь высыпают в тигель и плавят над газовой плитой.
  3. Расплавленный флюс выливают на алюминий, выполняют пайку. Особенности пайки ничем не отличаются от особенностей вышеописанного процесса.

Пайка алюминиевого радиатора своими руками

Батареи из алюминия благодаря своим улучшенным характеристикам быстро пришли на смену своим чугунным собратьям. В зависимости от качества изготовления и условий эксплуатации со временем в них появляются трещины и дыры. Существует несколько способов, как запаять алюминиевый радиатор в домашних условиях, не прибегая к услугам ремонтных мастерских и не тратя денег на его замену. Важно выбрать метод, наиболее подходящий для конкретного повреждения.

Особенности алюминиевых радиаторов

Алюминий занимает 3 место в мире по распространённости в земной коре. Среди других промышленных металлов он выделяется прочностью, небольшой массой и повышенной теплопроводностью. Высокую устойчивость к коррозии при контакте с окружающей средой обеспечивает оксидная плёнка.

Эти качества сделали алюминий незаменимым при изготовлении изделий с большой площадью и повышенной теплоотдачей. Хорошая пластичность материала расширяет дизайнерские и технологические границы при изготовлении радиаторов отопления. Учитывая, что секции алюминиевых батарей легко удалить или нарастить, их можно поместить в любую нишу и гармонично вписать в изысканный интерьер.

Алюминиевые отопительные батареи отлично впишутся в интерьер любой квартиры или частного дома

Обладая такими положительными качествами, как быстрая теплоотдача и привлекательный дизайн, алюминиевые радиаторы всё же имеют существенный недостаток — чувствительность к качеству воды и перепадам давления. Из-за этого на батареях часто образуются микротрещины и свищи, провоцирующие протекание жидкости в помещение.

При возникновении течи в батарее появляется необходимость заделки образовавшегося отверстия. Устранить проблему можно путём пайки или проклеивания повреждённого участка. Обычная пайка не подходит, так как защитная плёнка образуется моментально после зачистки обрабатываемого участка и препятствует надёжному соединению припоя с поверхностью радиатора.

Это важно! Даже если поверх оксидной плёнки получилось закрепить припой, в месте пайки образуются постепенно разрастающиеся микротрещины. В результате припой отслаивается, а течь возобновляется.

Для того чтобы обойти оксидную плёнку алюминия, даже при ремонте такого отверстия, используют флюсы

Для эффективной пайки алюминиевых изделий применяют флюсы, которые обладают следующими качествами:

Это интересно! Одним из важнейших свойств флюсов является отсутствие химической реакции между ними и припоем. Исключение — специальные составы для реактивно-флюсовой пайки.

Флюсы изготавливают на основе:

Промышленные флюсы дорогие, поэтому их часто приготавливают в домашних условиях.

Флюсы для алюминия имеют в своём составе органические и неорганические компоненты, позволяющие разрушать защитную плёнку на металле

Технология ремонта

Прежде чем приступить к ремонту, радиатор необходимо снять, разобрать, слить остатки воды и просушить.

Если место течи не установлено, то его легко определить при помощи автомобильного компрессора. На выходах батареи вкручивают заглушки, на одной из которых имеется ниппель. Радиатор опускают в ванну с водой и закачивают в него воздух компрессором, создав небольшое давление. Через трещину пойдут пузырьки. Также можно полить поверхность радиатора водой с моющей жидкостью. На месте свища также появятся пузырьки воздуха.

Перед началом проведения процедуры, радиатор демонтируют, промывают проточной водой и высушивают

Перед ремонтными процедурами необходимо подготовить поверхность. Проблемный участок при помощи металлической щётки очищают от грязи, удаляют краску и обрабатывают наждачной бумагой. В заключении подготовительных работ очищенную поверхность обезжиривают любым растворителем.

Это важно! От качества подготовительных работ зависит эффективность паяльных и клеевых работ на алюминиевых радиаторах.

Пайка железно-канифольным флюсом

Для работ понадобятся:

Качественный флюс, который способен паять даже автомобильные радиаторы, возможно изготовить в домашних условиях при помощи всего двух компонентов — канифоли и железных опилок

Работы проводят в следующей последовательности:

  1. Очищают повреждённый участок.
  2. Готовят флюс. Для этого тигель размещают на плите или разогревают с помощью паяльной лампы, горелки. В горячую ёмкость помещают 2 части канифоли и растапливают. Сюда же засыпают 1 часть металлических опилок. Полученный состав тщательно перемешивают и дают остыть.
  3. Предварительно очистив жало паяльника напильником от нагара, прогревают им повреждённое место. Флюс наносят на прогретую поверхность и распределяют по ней равномерным слоем.
  4. Здесь важно соблюдать технологию работ. Небольшое количество припоя паяльником помещают под слой флюса. Круговыми движениями лудят обрабатываемый участок. Металлическая стружка из флюса выступает в роли абразива, снимая оксидную плёнку, а канифоль препятствует дальнейшему окислению алюминиевой поверхности.
  5. Постепенно добавляя припой, заполняют им всю трещину.

Это интересно! Минусами этого способа являются большая трудоёмкость и возможность запаять только маленькие дефекты. На больших участках флюс успевает застыть, что в разы снижает качество ремонта.

Самодельный плавень

Для ремонта больших повреждений используют самостоятельно приготовленный плавень. В его состав входят:

  1. Ингредиенты по отдельности измельчают в ступке до порошкообразного состояния, затем тщательно перемешивают до получения однородного состава. Полученная смесь гигроскопичная и легко впитывает влагу, поэтому её сразу помещают в герметичную ёмкость. Хранят плавень в тёмном и сухом месте.
  2. Далее в тигле плавят оловянно-свинцовый припой и добавляют в него висмут из расчёта 5% от общей массы. Готовый состав можно приобрести в магазине в виде проволоки или прутков (ПОСВ-35, ПОСВ-50).
  3. Необходимое количество плавня доводят до жидкого состояния в тигле и наносят на предварительно прогретый паяльной лампой участок. Также горелкой можно расплавить порошок на месте.
  4. В плавень небольшими порциями добавляют припой и круговыми движениями равномерно распределяют его по всей поверхности, сначала залудив её, а затем постепенно запаивая повреждение.

Припой с низкой температурой плавления

В труднодоступных местах, где не представляется возможным применить пайку с использованием флюсов, можно воспользоваться припоем с низкой температурой плавления.

Это важно! Этот метод эффективен только при заделке маленьких щелей.

Место обработки подготавливают вышеописанным способом. Затем его прогревают газовой горелкой. После нагрева в пламя помещают пруток припоя и несколько раз проводят им по трещине, пока она полностью не затянется.

Читайте также:  Как выбрать и подключить двойную розетку: схема самостоятельного подключения двойных розеток

Проволочный припой можно эффективно использовать для пайки небольших отверстий

Последующая обработка запаянного участка высокотемпературным клеем для алюминия закупоривает оставшиеся микропоры и окончательно фиксирует припой на поверхности.

Пайка алюминиевого радиатора при помощи меди

Повреждённый участок перед пайкой можно покрыть слоем меди. Оловянно-свинцовый припой надёжно ложится на обмеднённую поверхность.

Для этого понадобятся:

  1. Повреждённое место зачищают наждачкой.
  2. На очищенный участок наносят раствор медного купороса до образования большой капли.
  3. Положительный полюс батарейки прикладывают к радиатору. Отрицательный полюс соединяют с медной проволокой.
  4. Свободный конец проволоки опускают в купорос, не касаясь радиатора.
  5. На поверхности под раствором вскоре появится тонкий равномерный слой меди, осевшей из купороса.
  6. Участок промывают и высушивают, затем лудят и паяют обычным методом.

Также есть несколько способов, как устранить течь в алюминиевом радиаторе без припоев и флюсов. Рекомендуется их использовать, как временные, например в отопительный сезон. В неотапливаемый период лучше выделить время для более надёжного ремонта.

Эпоксидный клей

Этот метод применим в местах, где вокруг проблемного участка можно обмотать ткань.

  1. Место вокруг дефекта очищают от грязи и отошедшей краски при помощи шпателя, щётки по металлу и наждачной бумаги. Можно воспользоваться металлическим тросом, просунув его в нужное место и поочередно протягивая его за разные концы. На месте повреждения должен быть чистый металл. Затем участок обезжиривают растворителем и сушат.
  2. Стеклоткань или плотный материал разрезают на длинные узкие полосы.
  3. На повреждённый участок наносят слой клея.
  4. Ткань накладывают на клей и делают виток вокруг повреждения. Сделав полный оборот, ткань на месте обработанного участка проклеивают и ещё раз обматывают.
  5. Таким способом наносят 4-5 витков. На верхний слой ткани клей не наносится.
  6. Фиксируют намотанный слой проволокой или хомутом.

Даже самый дорогой тюбик эпоксидного клея обойдётся не более чем в 300 рублей

Время высыхания ткани зависит от температуры в помещении. При 20-25 градусах защита затвердевает через 2-3 часа.

Это интересно! Повысить эффективность склеивания можно путём подмешивания в клей алюминиевой или бронзовой пудры. Получают ее, снимая слой с ненужной детали напильником с мелкой насечкой.

Аналогично можно использовать суперцемент, только вместо стеклоткани берут обыкновенный бинт.

Холодная сварка

Этот способ отличается удобством и малым временем, необходимым на устранение дефекта.

Данный материал выпускают в виде одно- и двухкомпонентных составов цилиндрической формы.

По показателям пластичности клей «холодная сварка» схож с пластилином для лепки

Работы выполняют в следующей последовательности:

  1. Поверхность зачищают, обезжиривают и сушат.
  2. Отрезают необходимое количество однокомпонентной холодной сварки и разминают руками до состояния пластилина. Части двухкомпонентного продукта смешивают до получения однородной массы, липнущей к рукам.
  3. Сварку наносят на подготовленный участок, вдавливают в отверстие и затирают мокрым шпателем.
  4. Во время застывания следят, чтобы на поверхности состава не образовывались пузыри, через которые в дальнейшем будет вытекать вода. Если таковые появились, их удаляют тем же шпателем, вновь равномерно распределяя состав по обрабатываемому участку.
  5. Время застывания холодной сварки — 5-7 минут.
  6. На место склеивания для надёжности дополнительно накладывают хомут.

Это интересно! Заклеить небольшую щель на радиаторе можно при помощи термостойкого герметика. Главное — чтоб состав был нейтральным. Кислотные герметики могут разъесть алюминий.

Видео: пайка алюминия

Проверка на герметичность

Качество ремонта можно проверить при помощи воздуха или воды, накачиваемых в радиатор под давлением. Воздушный способ ранее описан.

Водой под давлением проверить можно только во время отопительного сезона. Для этого с одной стороны батареи ставят заглушку, вторую через кран Маевского подключают к подаче. Немного открутив кран и байпас, заполняют радиатор водой. Для облегчения наблюдений под батареей размещают полосу белой бумаги.

Если через 10-15 минут бумага осталась сухой — течь устранена и радиатор можно подключать к общей системе.

Если нет возможности создать давление, то радиатор заполняют подкрашенной водой и оставляют на несколько часов. Обычно через 3-4 часа течь себя проявляет.

Меры предосторожности

Все работы по очистке и пайке алюминиевых батарей необходимо проводить на свежем воздухе или в помещении с принудительной вентиляцией. Пары, выделяемые при нагреве флюсов и припоя, могут вызвать головные боли и тошноту.

Чтоб избежать ожогов от расплавленного припоя и флюса, паяльные работы проводят в закрытой одежде из плотного материала, защитных очках и специальных перчатках.

Для безопасной пайки алюминиевых радиаторов рекомендуется воспользоваться спецодеждой, защитными очками и перчатками

При ухудшении самочувствия нужно срочно прекратить все работы и покинуть помещение.

При прогревании повреждённого участка газовой горелкой необходимо установить мощность пламени, достаточную только для нагрева. Превышение нормы грозит прожжённым радиатором.

Если повреждение слишком большое и нет уверенности в положительном результате ремонта, лучше обратиться к специалистам ремонтной мастерской. В любом случае местный ремонт обойдётся дешевле покупки новой батареи.

Алюминиевые радиаторы имеют много преимуществ, среди которых основным является быстрые нагрев и остывание элементов. Кроме того, они пользуются повышенным спросом благодаря большому количеству дизайнерских решений. Но ремонт данного вида — батарей довольно трудоёмкая процедура и требует определённых навыков.

Как запаять алюминиевый радиатор: 3 способа решения проблемы

Содержание

Устранять дефекты радиаторов из алюминия сложно, но можно даже без специального оборудования

Пайка алюминиевых радиаторов при выполнении ремонтных работ — один из наиболее сложных и наиболее ответственных процессов. Как правило, и в случае с починкой отопительных устройств, и при восстановлении автомобильных радиаторов решение этой задачи поручают профессионалам.

Но при наличии знаний, навыков и минимальной сноровки качественно запаять алюминиевое устройство вполне реально. Что для этого потребуется и как следует выполнять работы, я сейчас расскажу.

Особенности работы с алюминием

Выбор алюминия для изготовления различных радиаторов неслучаен: этот металл отличается оптимальным сочетанием малой массы, прочности и отличной теплопроводности. Благодаря этому из алюминия можно делать пластинчатые конструкции с большой суммарной площадью, и они будут обеспечивать отличную теплопередачу.

Но есть у материала и недостаток, который заключается в сложности ремонта любых радиаторов при повреждениях:

На любых изделиях из алюминия появляется пленка окислов

Слой оксидов защищает от коррозии — это справедливо и для меди, и для алюминия

С другой стороны, если бы не пленка, то коррозия алюминия на воздухе была бы крайне активной. Это же характерно, например, для медного радиатора : поверхностный слой оксидов играет роль изоляции, непроницаемой для кислорода.

Окислы удаляются с помощью специальных флюсов

Цена качественных флюсов для пайки этого металла может быть достаточно высокой (например, у Castolin Alutin 51L — около 300 рублей за 25 г). Вот почему при выполнении ремонта радиаторов в домашних условиях используют самодельные составы — так называемые плавни.

Даже такую маленькую дырочку заделать будет непросто

В любом случае при пайке основная задача заключается в том, чтобы изолировать обрабатываемый участок от контакта с кислородом. Добиваются этого самыми разными способами.

Альтернативная методика — заделка дефекта холодной сваркой — может рассматриваться только как временная мера. Все-таки подобные составы не выдерживают эксплуатационных нагрузок, и рано или поздно их прочность снижается.

Способ 1. Железно-канифольный флюс

Итак, чем запаять поврежденный алюминиевый радиатор? Проще всего использовать флюс на основе канифоли. Инструкция будет следующей:

Основа флюса — измельченная канифоль

Опилки в составе смеси для пайки играют роль абразива

И работы с флюсами, и пайку желательно проводить под вытяжкой. Если такой возможности нет, то работать нужно в хорошо проветриваемом помещении.

Внесение пропоя под слой флюса позволяет обезопасить поверхность от кисления

Основной минус этого метода пайки алюминия — его сложность. Практически невозможно обрабатывать так большие повреждения, поскольку флюс быстро застывает, и качество ремонта снижается.

Запаянный участок должен выглядеть примерно так

Способ 2. Самодельный плавень

При ремонте достаточно крупных повреждений алюминиевых радиаторов своими руками можно использовать специальные составы — плавни. В этом случае работы выполняются так:

Участок с дефектом нужно тщательно зачистить и обезжирить

В таком тигле плавятся компоненты самодельного флюса

Перетертые компоненты отличаются гигроскопичностью (впитывают влагу из воздуха). Потому хранить их нужно в темных стеклянных емкостях с притертыми пробками, не допуская перегрева и попадания прямых солнечных лучей.

Устранение дефекта с использованием плавня и припоя

Способ 3. Низкотемпературный припой с проклейкой

Такую течь запаять довольно сложно. Но реально!

Автомобильный радиатор отличается от радиаторов отопления в первую очередь конфигурацией резервуаров. При устранении неисправности паять приходится небольшие тонкостенные трубки и пластины, поэтому описанные выше методики не всегда будут применимы.

Самофлюсующиеся прутки легкоплавкого припоя

Альтернатива — использование алюминиевых прутковых припоев с низкой температурой плавления. Пример починки радиатора приводится в таблице:

ИллюстрацияЭтап работыЗачистка участка.

Используя наждак или специальную насадку на дрель/шуруповерт, зачищаем алюминий, снимая пленку окислов.

Обрабатываем участок растворителем, удаляя органические загрязнения и остатки оксидов.

Используя небольшие плоскогубцы, обжимаем поврежденный участок, уменьшая площадь отверстия. Делается это чтобы облегчить процесс пайки.

С помощью газовой горелки прогреваем участок. После этого вносим в пламя пруток припоя с низкой температурой плавления и проводим им по повреждению.

При каждом проходе частицы припоя будут попадать в отверстие и на поверхности вокруг него, постепенно устраняя дефект.

После завершения пайки наносим поверх отремонтированного участка высокотемпературный клей для алюминия.

Полимеризуясь, этот материал закроет все микропоры, что в разы повысит надежность ремонта.

После пайки и обработки клеем секции радиатора выглядят так, как на фото

Что в итоге?

Пайка алюминиевого радиатора требует от мастера не только ответственности и сноровки, но и определенных знаний, а также строгого следования технологии. Понять основные хитрости описанной методики вам поможет видео в этой статье, а советы по выполнению сложных операций вы можете получить, задав вопрос в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *