Как выбирали и заготавливали древесину в стародавние времена

Древесину всегда ценили за доступность, прочность, легкость обработки, способность к сохранению тепла, сравнительную долговечность. К тому же, деревянные строения быстро возводятся. Кроме того, срубы можно при необходимости перевозить на большие расстояния.

Построить дом – полдела. Прежде всего, следовало выбрать подходящий материал. А для этого нужно было хорошо разбираться в свойствах различной древесины. И народные мастера, судя по сохранившимся памятникам деревянного зодчества (например, Кижи в Карелии, Витославлицы на Новгородчине и другие), свойства эти знали прекрасно. На постройки чаще шла хвойная древесина – сосна/ель, в некоторых областях – кедр и лиственница. Из лиственных деревьев использовали дуб или ясень. Но не случайно преимущество при строительстве отдавалось все же хвойным породам: содержащаяся в них смола препятствует быстрому гниению, а прямослойность древесины облегчает обработку.

Примечательно, что раньше на возведение домов шли только семидесяти- восьмидесятилетние деревья, а маститые зодчие вообще предпочитали брать вековой лес. Они объясняли своим подмастерьям, что молодые деревья «идут в рост, но не в силу», поэтому и годовые кольца (так называемые «круги») у него очень редки. Бревно из молодого дерева в деревнях называли «пресняк», так как оно весьма быстро сгнивало.

Для строительства годилось не всякое и столетнее дерево. Больше всего ценили кондовую древесину. Такой лес рос на высоких местах, где влаги в почве намного меньше, чем, к примеру, в низине. Годовые кольца у стволов оттуда мелкие, а сама древесина очень крепка.

Выбирали материал и в зависимости от того, на какой почве будет стоять постройка. Для песчаной больше всего подходила сосна, ель же, говорили мастера, «быстро съест песок». А вот во влажных районах еловые постройки сохранялись долгие годы.

Выбрав подходящий участок леса, его сразу не вырубали, а ждали наиболее благоприятного времени, которое для каждой породы деревьев свое. Ель и сосну заготавливали зимой во время сокостояния, если срубить их, как говаривали, «в сок», то материал будет как «пареная репа». После вырубки деревья оставляли вылеживаться в лесу, считая, что так они приобретут особую крепость.

Заготовка осины шла в весенние или летние месяцы, причем, ее сразу же окаривали. При соблюдении этих условий, она становилась не менее долговечной, чем сосна или ель. Кстати, с годами древесина осины становилась только крепче, настолько, что от нее отскакивал топор, высекая искры как из кремня.

На месте постройки бревна складывали в штабеля так, чтобы они проветривались со всех сторон. Сверху прикрывали настилом, предохраняющим дерево от растрескивания под действием прямых лучей солнца. Сезон или даже больше строительный материал подсыхал.

На строительство жилого дома приглашалось обычно четыре плотника: каждый брал на себя «по углу», а для возведения церкви нанимали уже артель.

Основным инструментом мастера был топор. Именно им рубилось (обрубалось, прорубалось, тесалось) все, что возможно: срубы, окна, двери, углы, потолок, пол, наводилась затейливая резьба. Также в число строительных приспособлений входили отвес (бечевка с грузом на конце), черта (металлическая или деревянная «рогулька» для очерчивания пазов и угловых вырубок в бревнах), аршин (деревянная или металлическая линейка с делениями), тесло (насаженное на топорище массивное лезвие для выдалбливания пазов), долото, бурав, скобель, пила. Если бы плотник из прошлых веков попал бы в наше время, он наверняка, восхитился бы теми инструментами, которыми сейчас работают строители. Ведь даже обычную пилу при строительстве домов начали использовать только в 19-м веке, хотя в столярном деле она известна с 10-го века.

8 способов состаривания древесины

Искусственно состаренная древесина — это недорогой, прочный, с самобытной красотой старины материал. Он нужен для оформления интерьера дома, изготовления мебели, оборудования малых архитектурных форм и других целей.

Существует много способов, изменяющих декоративные качества древесины. Однако нужный способ старения выбирают в первую очередь по породе дерева, стилю интерьера, наличию материалов и инструментов:

Механическое состаривание древесины

Этот способ обычно называют браширование или текстурирование древесины. Название пришло из английского языка, где слово «браш» означает «щётка».

Известно, что структура дерева имеет мягкие и твёрдые волокна. Если щёткой удалять мягкие волокна, то поверхность становится рельефной.

Механическим способом обрабатывают только породы деревьев, имеющих легко обрабатываемую структуру: орех, дуб, ель, сосна, лиственница. Не получается текстурирование у клёна, вишни, бука.

Обработку дерева выполняют двумя щётками:

Подготовленную струганную заготовку обрабатывают болгаркой. На этом этапе браширования диском болгарки разрушают мягкие слои древесины.

Металлической щёткой, зажатой в патроне дрели, сглаживают острые углы и торчащие волокна, оставленные после болгарки.

Металлическую щётку меняют на абразивный вариант. Новой щёткой полируют поверхность, а вместе с тем выделяют структуру древесины.

В любом случае антикварный вид заготовка приобретает только после покрытия лаком или маслом. В отличие от лака, масло проникает более глубоко в волокна и способно менять их цвет.

Хорошо визуально старит дерево тёмный оттенок масла. Его наносят широкой кисточкой вдоль волокон.

Чтобы масло лучше впиталось в волокна, его втирают ветошью. Процедуру нанесения, высыхания и втирания масла повторяют несколько раз. Добиваются, чтобы у заготовки появился антикварный вид.

Вдобавок для защиты промасленной поверхности от постороннего воздействия её покрывают слоем лака или краски. Хороший результат даёт покрытие глянцевым или матовым лаком на водной основе.

В результате лак затекает в неровности деревянной заготовки и получается гладкая поверхность антикварного вида.

Пример браширования дерева взят на ютуб-канале FORUMHOUSE из ролика «Состаривание древесины».

3 способа термического состаривания древесины

Если на верхний слой древесины воздействовать открытым огнём, то за короткий промежуток времени можно получить результат, похожий на многолетнее разрушение. Процесс обжига быстрый и не сложный, но требующий осторожности.

В зависимости от назначения древесины пользуются разными способами обжига.

Способ №1

Деревянную заготовку обжигают ручной горелкой с газовым баллончиком. Открытым огнём равномерно водят вдоль волокон без остановки, чтобы не было глубокого выгорания.

С обожжённой поверхности мягкой губкой стирают образованный нагар. Если шлифовать наждачной бумагой, то разрушатся сгоревшие волокна, поэтому пользуются губкой для мытья посуды, у которой есть абразивная сторона.

После протирки на сосновой заготовке выделяется структура дерева.

Чтобы подчеркнуть структуру дерева после обжига, наносят слой лака или масла.

Для сравнения образец делят на две части и покрывают разными составами.

Одну часть заготовки покрывают немецким лаком для дерева марки Osmo.

Другую часть заготовки обрабатывают финским маслом для твёрдой древесины фирмы Teknos. Выбирают чёрный цвет ТМ 1830.

Заготовку, покрытую разными составами, сушат. Чтобы просушенная поверхность не мазалась, покрытие делают многослойным.

Если сравнивать две части заготовки, обработанной разными составами, то видна разница. На участке, обработанном лаком, структура светлая и яркая. Участок, обработанный маслом, выглядит тёмным и жирным.

Обожжённая таким способом древесина имеет рельеф, зависящий от количества обжигов и слоёв покрытия. Чтобы получить состаренное дерево, достаточно обжечь поверхность один раз, а затем покрыть её маслом.

Пример взят с канала NEGAVRILOV1, ролик «Браширование древесины обжигом и покрытие маслом».

Способ № 2

Облицовка фасада дома деревом требует больших затрат. Например, покраска деревянного фасада обойдётся дороже, чем стоимость досок, а при обжиге досок газовой горелкой затраты на баллонный газ, также превысят стоимость материала.

Японцы предложили недорогой способ обжига досок трубой. Полученный таким способом материал выглядит состаренным и красивым, а главное, он не разрушается насекомыми и грибком.

Для обжига трёх досок их складывают треугольником в трубу.

После этого конструкцию устанавливают в вертикальное положение. Снизу подкладывают газеты, и поджигают их.

Благодаря хорошей тяге внутри трубы распространяется огонь. Он обжигает поверхность досок.

Время для горения выбирают экспериментально в зависимости от длины трубы и влажности досок. Для равномерного выгорания досок, через некоторое время трубу переворачивают, и огонь распространяется в другом направлении.

Обожжённую конструкцию тушат, разбирают и получают три доски с состаренной поверхностью, похожей на крокодиловую кожу.

Чтобы обожжённая поверхность не пачкалась, её очищают, а затем покрывают маслом или лаком. Обожжённые и обработанные таким способом доски имеют коричневый цвет с чёрной текстурой.

Пример взят из ролика «Удивительный ФАСАД из Обожженной Доски» с ютуб-канала MY GALAXY

Способ № 3

Доски для пола можно не только красить, но и обжигать.

Перед обжигом половую доску обрабатывают наждачной бумагой, чтобы не было заусениц. После обработки доску со всех сторон равномерно обжигают газовой горелкой.

В отдельных случаях доску обжигают за два прохода. Движения огня напоминают покраску. В районе сучков структура более плотная, поэтому здесь обжиг длится дольше.

Окончательно обожжённые доски покрывают льняным маслом, разведённым уайт-спиритом с добавлением защитного средства от грибка.

Обожжённая и обработанная таким способом половая доска обретает ярко выраженную антикварную структуру.

Пример взят из ролика «Пол из террасной обожженной доски» с ютуб-канала Своими Силами

4 способа химического состаривания древесины

Для старения таким способом верхний слой древесины покрывают химическим или красящим составом, который меняет цвет волокон. У каждого способа своя особенность.

Способ №1. Состаривание щелочью

Для старения выбирают щёлочь, например, средство для прочистки раковин. В результате химического воздействия окисляется танин, а в итоге меняется цвет волокон.

На видео показан пример искусственного старения вишни, красного дерева, сосны и других пород под воздействием гидрокарбоната натрия NaOH (щёлочь).

Для этого деревянные образцы покрывают химическим раствором, а затем их сушат.

На высохших образцах хорошо виден результат химического воздействия на волокна разных пород деревьев.

1. Реакция вишни:

2. Реакция красного дерева:

3. Реакция образца сосны. Покрытый участок стал более жёлтым. Обычно сосна так выглядит через год, если постоянно находится в светлом месте:

После шлифовки и покрытия лаком все поверхности приобретают антикварный вид. Это хорошо видно, если сравнить цвет столика из вишни, который семь лет стоял на улице и обработанный химическим способом образец вишни.

Пример взят из ролика «Искусственное старение древесины своими руками. Столярные Хитрости» с ютуб-канала Michael Makarevich

Способ № 2. Патинирование

При патинировании дерево покрывают специальным составом, а затем излишки патины удаляют. Таким способом, как правило, старят древесину, у которой слабо выражена текстура: бук, вишня, клён и другие.

На первом этапе старения выполняют обработку заготовки шлифовальным блоком 120 единиц. Это необходимо для лучшего впитывания антисептика. Образованную при обработке пыль удаляют кисточкой.

На чистую поверхность кисточкой наносят тонирующий антисептик на водной основе.

Чтобы состав глубоко проник в волокна, накладывают несколько слоёв. Время высыхания слоя до трёх часов.

Так как состав на водной основе, то поднимается ворс. Шлифовальным блоком 120 единиц выравнивают поверхность.

На обработанную поверхность кистью наносят бесцветный водный лак. Чтобы лак хорошо растекался, его разводят водой. Патина будет легко счищаться, если хорошо высохнет лак, поэтому обработанную заготовку сушат всю ночь.

Чтобы оценить качество старения разными цветами патинирования, липкой лентой выделяют два участка.

На участки наносят два цвета патины на водной основе: тёмно-коричневый и белый цвет. У патины жидкий состав, поэтому её наносят кисточкой или распылением. Слой патины сохнет до двух часов.

Высохшую патину удаляют в зависимости от требуемого декоративного эффекта шлифовальным блоком с зерном 180–240 единиц. Если при снятии патины проступит древесина, значит, ранее был наложен недостаточный слой лака.

Очищенные от патины участки заготовки имеют отличия. Более выраженная структура у участка, покрытого белой патиной.

Оставшуюся на поверхности патину необходимо защитить. Для защиты наносят слой универсального лака для наружных работ. Его наносят распылением, так как кисточка разрушит слой патины. Лак сохнет до четырёх часов.

Полученный образец, покрытый двумя разными патинами, имеет антикварный вид. Таким способом пользуются, когда необходимо получить уникальный материал для беседок, лестниц, декоративных элементов дома.

Пример взят из ролика «Патинирование при наружной отделке древесины» ютуб-канала ЛигаТВ

Способ № 3. Лессирование

Хороший способ состаривания древесины — это лессировка. Поверхность красят, а затем её стирают, но оттенок на поверхности остаётся.

Заготовку перед лессировкой тщательно шлифуют и очищают от пыли.

На видео рассмотрен пример лессировки акриловой краской. Перед покраской в палитре смешивают два цвета: зелёный и умбре.

Смесь красок кистью наносят на декорированную поверхность и сушат. Красящий пигмент полностью впитается в структуру дерева за полчаса.

Пропитанную краской поверхность под проточной тёплой водой смывают кухонной губкой.

После удаления краски у поверхности проявляется яркая структура с определённым цветом.

Просушенную заготовку обрабатывают наждачной бумагой, чтобы удалить поднявшийся ворс. На завершающем этапе лессировки поверхность лакируют.

На заготовке, обработанной способом лессировки, выполняют различные композиции.

Пример взят из ролика «Лессирование деревянной поверхности (декупаж)» с ютуб-канала Marusya Evina

Способ № 4. Уксусная морилка

Способ старения древесины морилкой известен давно. Если стальную вату обработать уксусной кислотой, то получится морилка.

Стальную вату из упаковки помещают в стеклянную ёмкость, а затем добавляют 9% столовый уксус.

В закрытом состоянии раствор хранят сутки. Полученная морилка не имеет цвета.

Разрушающее действие морилки сравнивают на разных сортах дерева: доска берёзы, брашированная сосна, гладкая сосна, доска дуба.

Для этого у каждой заготовки одну часть покрывают полученным составом, а другую часть обычным льняным маслом. Так как раствор бесцветный, то эффект покрытия морилкой сразу не виден у всех заготовок, кроме дуба. Покрытие проявляется только на следующий день.

Читайте также:  Белая раковина — советы и рекомендации по выбору оптимальной модели и лучшие идеи дизайна раковины

Участок, покрытый маслом, сразу желтеет и проявляется структура.

Цвет дуба моментально реагирует на морилку. Это хорошо видно, когда сравнивают морённый и родной цвет дуба.

Через сутки все образцы становятся одинакового цвета с фиолетовым оттенком.

Для лучшего выделения структуры все заготовки чистят наждачной бумагой.

Окончательно обработанные образцы вскрывают матовым лаком. Покрытые участки имеют цвет ореха с эффектом стареющего дерева.

Пример взят из ролика «Старение (морение) древесины стальной ватой и уксусом. Уксусное железо» с ютуб-канала Мастерская Романтика.

Сейчас очень востребован декор под старину из натурального дерева. Для искусственного состаривания материала необязательно обращаться в специализированную мастерскую. Иногда достаточно ознакомиться с простыми способами обработки дерева, чтобы выполнить эту работу в домашних условиях.

Автор: Виктор Прохоров

1. Заготовка материала

Спиливание дерева производят как правило в период наименьшего сокосодержания в стволе – с конца ноября и до середины февраля. Для удобства ветви и сучья обрезают в первую очередь, затем валят основной ствол. После этого снимают кору (удобно это делать штыковой лопатой, нужно предварительно обрезать конец лезвия и, заточив фаску, орудовать, как прямой стамеской – такой способ эффективнее традиционной обработки стругом) и распиливают на чурки – кругляки требуемых размеров в зависимости от авторских задумок. На этой стадии заготовки требуется как-нибудь пометить, например, на краю торца комлевой стороны ствола можно сделать зарубку. Этот факт стоит зафиксировать в блокноте для памяти, чтоб не путаться в дальнейшем.

2. Вываривание заготовок

Смысл следующего этапа заключается в том, что методом вываривания в кипящей воде ускоряется процесс удаления из дерева внутриклеточного сока. Для этой цели потребуется ёмкость, может подойти обычная бельевая выварка (знакомый деревянщик изготовил для вываривания досок пенал из нержавеющей стали длиной 2,5 метра и вмонтировал в него электротены). В нашем случае источником нагрева может служить бытовая плита, русская печь, костер. Если у автора сформирована идея – образ будущего произведения,- то целесообразно сделать на заготовке черновую обрубовку и ещё можно просверлить сквозное отверстие по центру от торца к торцу с последующей заделкой круглыми пробками. Этот приём ускорит интенсивность удаления сока, уменьшит либо исключит возникновение трещин.

Если заготовки получились длиннее по размеру самой ёмкости, то, расположив их вертикально, можно переворачивать вверх–вниз в процессе вываривания. После того как разместили материал в ёмкости, наливаем воду, доводим до кипения и варим от 3 ч до 4 ч. Для эффективности процесса можно добавлять в воду поваренную соль (4–5 столовых ложек на 1 литр воды), но если работу предстоит выполнять в резной технике, то тогда лучше исключить соль, так как она кристаллизуется и резцы очень быстро тупятся. Но если обработка дерева будет производится методом фрезерования и абразивами, то в этом случае вываривание с солью целесообразно.

Жидкость, остающаяся в ёмкости после варки, например от грушевого дерева, можно использовать, как морилку. Есть ещё старый способ удаления внутриклеточной жидкости. Брёвна укладываются в водоём с проточной водой таким образом, чтобы комлевая часть стволов была развёрнута навстречу течению. Причина такого расположения заключается в строении и свойствах капиллярно–сосудистой системы деревьев.

3. Предварительное удаление жидкости

Следующий этап – предварительное удаление жидкости из древесины. Нам потребуется неотапливаемое, неосвещённое помещение, если имеется окно, то его следует как следует закрыть – задрапировать для предотвращения попаданий возможного луча света на поверхность дерева не создавая условия для возникновения трещин. Обязательно в помещении наличие бетонного пола, лучше всего подходит подвал. Как известно, бетон обладает свойством втягивания в себя влаги. Теперь берём наши деревяшки, находим зарубки–метки и устанавливаем каждую заготовку на бетон комлевой стороной вверх, а вершиной вниз. Этот приём обусловлен созданием более интенсивного удаления влаги из наших заготовок. Как известно, влага восходящим поступательным движением проходит по сосудам-капиллярам, расположенным в структуре древесного ствола, от корней к вершине. Перевернутые “вверх ногами” сосуды–микрокамеры продолжают выполнять свою функцию без усилий в более комфортном режиме, отдают жидкость ненасытному бетону. Коэффициент полезного действия тем самым повышается, а мы получаем ускорение процесса и исключаем возникновение трещин в заготовках. Длительность этой процедуры занимает 2–3 недели (в зависимости от размеров материла).

4. Проветривание–завяливание

На дереве потребуется защитить торцы. Это можно сделать закрашиванием поверхности торцов масляной краской, заклеить бумагой. Я предпочитаю покрывать разогретым гудроном (так основательнее). Выбираем место на открытом воздухе, правильнее с северной стороны какого–нибудь строения и под навесом (от дождя, снега и солнца). Деревяшки укладываем друг на друга “колодцем”.

Лучше сохнут полешки, родные друг другу, от одного дерева, уложенные в одну стопку. Этот процесс проходит не менее одного месяца. Чем дольше естественный способ завяливания, тем больше гарантий избежать трещин в дальнейшем. После этого можно продолжать сушку в помещении с комнатным (жилым) режимом отопления, изредка проветривая.

Последовательное выполнение всех подготовительных стадий и неукоснительное соблюдение условий этого цикла гарантирует сокращённое по времени и качественное высушивание твёрдолиственных и фруктовых пород деревьев.

5. Если нет под рукой влагомера

На расстоянии 2,5–3 см от конца доски отпиливают брусок поперёк волокон, который обрезают с боков до 15 см. Брусок тщательно взвешивают, а затем сушат в печи или духовке при температуре приблизительно 100 градусов в течение 4–5 ч или на радиаторе центрального отопления в течение 48 ч.

Высушенный брусок снова взвешивают. Полученную разницу делят на массу древесины в сухом состоянии и умножают на 100, в результате получается процентное содержание влаги.

Например, имел массу 200 г, после сушки – 150 г, разница – 50 г. Поделив 50 на 150 и умножив результат на 100, получаем: (50/150)x100=33% влажности.

Чтобы изделие не коробилось, влажность древесины должна соответствовать влажности окружающей атмосферы. Поэтому для внутренних поделок, в частности мебели, рекомендуется брать древесину с влажностью 6-12%, а для внешних работ – даже до 25%.

Способы рубки бревенчатого сруба, типы русских домов
Заготовка строительного материала для постройки дома

Лучшим материалом для постройки дома считаются сосна и ель. Но если все же приходится выбирать между этими деревьями, то предпочтительнее сосна, как более долговечный и прочный материал. Особое предпочтение оказывали строители кондовой сосне, выросшей на сухом месте, имевшей на торце до 250 годичных слоев. Сосновые бревна, у которых было до 150 годичных слоев, назывались полукрасными и ценились строителями тоже очень высоко. Менее ценными для рубки бревенчатого сруба считались деревья, имевшие до 80 годичных слоев и выросшие на болоте, так называемая преснина, или пресняк.

Древесина ели более мягкая, проще обрабатывается, в еловой избе легче дышится. Эту истину подтверждает широко распространенная на Руси поговорка: «Изба елова, да сердце здорово». Недостаток ели состоит в том, что она чаще подвергается нападению жучков-древоточцев и быстрее загнивает. Если не было хвойного строительного леса, то постройки возводили также из ольхи, осины, липы. Чаще всего лиственная древесина шла на постройки хозяйственных помещений.

Заготавливали лес и строили дом так называемой «помочью», или «толокой», то есть при участии родных, близких и односельчан. В работе могли участвовать от 10 до 50 человек.
Поваленное дерево с отрубленными сучками и отпиленной вершиной лесорубы называют хлыстом. Хлыст раскряжевывают, то есть распиливают на бревна длиной от 4 до 9 метров. Обычно хлыст делят на три бревна: комлевое, срединное и вершинное. Наиболее прочными и ценными считаются комлевое и срединное бревна. Срубленные сучья и отпиленную вершину вместе со стройматериалами вывозили из леса и использовали на дрова. Привезенные из леса бревна укладывали недалеко от дома и оставляли вылеживаться до весны.

1 – разделка строевого леса:
а – хлыст,
б – комлевое бревно,
в – срединное бревно,
г – вершинное бревно,
д – дровяная часть,
е – деловая часть хлыста;

2 – разделка бревна:
а – целое бревно,
б, в, з – кряжи,
г, д, е, ж – чурбаки;

3 – пиломатериалы, применяемые в строительстве:
а – пластина,
б – четвертина,
в – двухкантный брус,
г – чистообрезной четырехкантный брус,
д – горбыль,
е – полуобрезная доска,
ж – обрезная доска;

4 – черновая окорка бревна топором и чистовая – скобелем; внизу – окорка ветки щемилкой;

5 – перерубка и перепиливание бревна;
внизу – перерезание ветки ножом и одновременное распиливание пучка прутьев.

Весной, как только сходил снег и становилось тепло, плотники приступали к окорке бревен, то есть снимали с них кору. Вначале кору снимали топором, одновременно выравнивали бревна, стесывая всевозможные утолщения, наросты и сучки. После обработки топором на бревнах оставались узкие прерывистые полоски луба – остатки коры. Тогда-то на выручку и приходил скобель, которым выполняли чистую окорку бревна. Остатки коры удалялись окончательно, открывая чистую светлую древесину бревна.

Основные типы русских домов

За многовековую практику деревянного строительства возникло несколько типов соединения двора с избой. Двурядную связь имел дом, у которого изба и хозяйственный двор стояли рядом под общей несимметричной крышей. Скат над двором был пологим, а над избой крутым. В народе такой дом получил название дом-кошель. А вот дом, у которого двор одновременно находился сбоку и сзади, огибая избу в виде буквы Г, называли домом-глаголем. Глаголь – это старинное название буквы Г. Наиболее простая и четкая связь была у так называемого дома-бруса, у которого изба и двор стоят последовательно в одном ряду, образуя гигантский брус под общей двускатной симметричной крышей.

Строительство бревенчатого дома начинается с рубки сруба избы, его жилой части. Квадратный или прямоугольный в плане сруб – основа любой крестьянской постройки. Заготовленные для строительства бревна определяли его размеры и пропорции. Закладка первого так называемого окладного венца уже могла дать представление о будущем строении. Для самого простого сруба избы-четырёхстенки окладной венец обычно вязали из четырех самых толстых смолистых бревен сосны, соединенных по углам. При строительстве избы-пятистенки окладной венец состоял из пяти бревен. При рубке сруба одновременно возводились наружные стены и внутренняя капитальная стена. Пятистенка по размерам была примерно в два раза больше четырехстенки.

Торцы каждого бревна старые плотники обрубали топором так аккуратно, что и пилой иному мастеру не всегда удавалось получить такой чистый поперечный срез. В старину плотники не пользовались пилой потому, что изба с обрубленными торцами была намного прочнее, чем с отпиленными. Ведь перерубленные топором волокна древесины сминались и закрывали доступ влаги внутрь бревна.

Сруб избы-четырёхстенки

На ровной площадке намечали места установки угловых и промежуточных опор фундамента. На эти опоры укладывают параллельно на равном расстоянии друг от друга два бревна. Они будут называться нижними бревнами окладного венца. На них сверху поперек кладут два верхних бревна окладного венца. При этом следят за тем, чтобы остатки – выступающие с внешней стороны сруба части бревен – со всех сторон были одинаковыми.
Уложив первый окладной венец, плотники венец за венцом наращивают сруб в высоту. В бревнах второго венца и всех остальных вырубали так называемые чаши и полукруглые продольные пазы. Благодаря им сплачиваемые бревна плотнее прилегали друг к другу. При этом глубина чаш увеличивалась на глубину паза.

Чтобы уменьшить количество продольных трещин на внешних сторонах стен сруба, плотники прибегали к следующей хитрости. В пазу, выбранном в каждом бревне, прорубали топором продольную зарубку так, чтобы она оказалась при сборке внутри сруба. Высохшие бревна образовывали трещину только в том месте, где была сделана зарубка.
Как только уложены все венцы вплоть до подоконника, размечают на верхнем бревне оконные проемы. В старину окна с обвязкой из косяков, вырубленных топором из плах, называли косящатыми. Только в конце прошлого века косящатые окна стали делать из пиленых брусков и досок.
Чтобы в оконном проеме можно было укрепить оконную коробку или обвязку, по его периметру вырубали гребень с таким расчетом, чтобы он входил в пазы брусков, составляющих оконную коробку. Вначале устанавливали нижний брусок оконного переплета, так называемую подушку или подлокотник. На концах подушки были выдолблены проушины, в которые вставлялись шипы вертикальных брусков. Бруски подбивали обухом топора, чтобы гребни простенка вошли в пазы. Затем сверху вставляли верхний горизонтальный брус. В бревне, расположенном над оконной коробкой, делали продольный вырез. Зазор между оконной коробкой и бревном сруба нужен был для того, чтобы при усадке дома не пострадало окно.

Между предпоследним и последним венцом сруба плотники врубали в зависимости от величины избы одну, две или три потолочные балки – матицы. Сверху на них укладывались потолочины – ровно оструганные или отесанные доски.

В лесных районах была очень распространенной крыша на самцах. Самцы – это бревна, образующие фронтон или треугольное поле под двускатной крышей дома. Бревна при рубке самцовых фронтонов укладывались на двух противоположных стенах сруба так, чтобы каждое последующее бревно укорачивалось. Бревна сплачивались друг с другом с помощью врезных шипов и нагелей. По краям самцов между смежными бревнами на равном расстоянии друг от друга врубались слеги. Если предусматривался балкон, то в бревнах врубались поддерживающие его кронштейны. Напуски – кронштейны в последних венцах сруба – предназначались для поддерживания свесов кровли. Концы слег с той же целью выпускали над фронтоном. Самая верхняя слега, укрепленная на вершинах треугольных фронтонов, называлась коньковой.
Вдоль скатов кровли на слегах укреплялись так называемые курицы – тонкие еловые стволы с частью корня. Корни скульптурно обрабатывали, придавая им стилизованную форму различных животных. Курицы-крючья врубали в слеги крыши с таким расчетом, чтобы они нависали над срубом. На крючья укладывалось бревно с вырубленным по всей его длине желобом для водостока.

Читайте также:  Знаем ли мы, что такое АНОД?

Отделка дома выполнялась мастерами-древоделами самой высокой квалификации. Нужно было изготовить и укрепить накладные детали дома, предохраняющие его отдельные части от проникновения влаги, одновременно украсить дом, сделать его еще более нарядным.
Чтобы прикрыть торчащие над фронтоном торцы слег, к ним пришивали длинные доски – причелины. Каждая причелина украшалась накладным рельефом из других досок, края которых имели фигурные вырезы, чаще всего в виде мелких ступенек. Вверху под охлупнем края двух причелин соединялись на ус. Стык между ними закрывали вертикально расположенной доской – кистью. Свободная часть кисти обычно была ажурной, а внизу по краю вырезались продольные ромбовидные и каплевидные выступы, фигурные балясины, вырезанные из досок вместе с перилами, служили не только надежным ограждением, но и украшали балкон и крыльцо.

Наличники на окнах закрывали стык между оконной коробкой и бревнами сруба – они делали каждое окно нарядным и привлекательным. В конце прошлого века большое распространение получили наличники, декорированные ажурной резьбой. Во время непогоды окна закрывали ставнями. В погожие дни раскрытые ставни служили частью украшения дома.

Способы рубки сруба

В старину стены рубленого дома, забор и даже плетень, в которых деревянные детали были плотно связаны друг с другом, называли плотом. Отсюда и мастера, который плотно соединял, собирал воедино деревянные детали, называли плотный мастер, или коротко плотник. Русские плотники знали множество способов вязки бревен в деревянном строении – в обло, в лапу, в погон, в иглу, в охряпку, в режь и другие.

Тот или иной способ рубки дома выбирался в зависимости от того, какой строительный материал был в распоряжении, и от назначения постройки. Учитывались также климатические условия, рельеф местности, в которой должно быть возведено деревянное строение.

Способы соединения бревен в срубе
Некоторые элементы соединений:
а – чаша,
б – паз,
в – нагель,
г – клинообразная вырубка,
д – шип,
е – шпонка.

Рубка в обло

Название «в обло» происходит от старинного слова «облый», то есть округлый, круглобокий. Именно такую форму имеют вырубаемые с краю бревен полукруглые вырубки, так называемые чаши. Каждое последующее бревно укладывается в вырубленную для него чашу. В свою очередь, в нем вырубается тоже чаша для следующего бревна. Так, венец за венцом, растет деревянный сруб. Чтобы верхнее бревно плотно прилегало к нижнему, в одном из них выбирают продольный полукруглый паз или желоб. Если паз вынимается в нижнем бревне, то верхнее должно как можно плотнее укладываться в нем.
При окончательной сборке сруба в паз ровным слоем кладут мох, который делает соединение бревен герметичным. Чтобы бревна были прочно связаны в срубе, чашу вырубают на некотором расстоянии от торца. Выступающая с внешней стороны сруба часть бревна называется остатком. Благодаря остаткам длиной от 300 до 500 мм бревна, как крючья, цепко соединяются друг с другом.

1 – рациональное укладывание бревен в срубе:
а – ковлем,
б – вершиной.
Стулья для фундамента:
в – обжигание стула на костре,
г – стул на лежке,
д – стул на крестовине из пластин;

2 – разметка бревен:
а – проведение чертой границы вырубки (чаши),
б – окладной венец на стульях,
в – контуры вырубки,
г – остаток;

3 – вырубание чаши в бревне:
а – топором,
б – теслом.

Вырезание чаши в ветке:
в – черновая подрезка,
г – округление срезов;

4 – выборка желоба в ветке стамеской (а)
и теслом (б), нанесение топором поперечных зарубок (в).

Чем больше остаток, тем прочнее соединение, но зато на сруб больше уходит материала.

Чаша и паз могут вырубаться двумя способами: на нижнем бревне или на верхнем. Второй способ более надежный, так как в паз не попадает дождевая вода, а значит, дерево меньше сыреет и не загнивает. Срубы с такой рубкой могут жить более сотни лет.

Перед плотниками, избравшими способ в обло, встает задача как можно точнее вырубить в двух верхних бревнах четыре чаши. Каждое бревно имеет цилиндрическую форму.

С точки зрения начертательной геометрии бревна, соединенные рубкой в обло, – это два пересекающихся цилиндра. Линия их пересечения – сложная замкнутая пространственная кривая. Построить такую кривую не так-то просто. Мастера-древоделы управлялись с этой задачей довольно успешно, используя остроумный инструмент, так называемую черту, или каракулю.
Если чашу вырубали в нижнем бревне, то концы черты раздвигали на расстояние, равное половине диаметра верхнего бревна. Затем черту устанавливали так, чтобы один ее конец касался верхнего бревна, а другой нижнего. Острые коготки должны быть направлены вниз и при движении черты находиться строго на вертикальной линии. При этом верхний коготок скользит по поверхности верхнего бревна, а нижний процарапывает риску на нижнем бревне. Риску прочерчивали вначале с одной стороны бревна, а затем с другой.

Чаши в размеченных бревнах вырубали топором и теслом. Вначале вырубали древесину большими кусками сильными и точными ударами топора. Затем, по мере приближения к прочерченной линии, работали более осторожно, снимая древесину тонкими слоями носком топора или теслом.

Рубка в охряпку

Она отличается от рубки в обло формой выполняемых в бревне вырубок. Вырубки делаются с двух сторон каждого бревна и имеют прямоугольную форму. Соединение бревен в охряпку очень прочное, но малогерметичное. Поэтому применяют его в тех районах страны, где нет хорошего лесоматериала и строение приходится рубить из тонких бревен. Иногда в охряпку соединяли для прочности бревна первого окладного венца или же двух-трех нижних венцов. В лесных районах в охряпку рубили из тонких бревен только холодные хозяйственные помещения, за исключением амбаров, на которые шли только толстые бревна.

Рубка в лапу

Способ соединения бревен по углам в лапу был известен русским мастерам уже в XVI веке. Более широкое распространение, особенно в строительстве крестьянского жилища, он получил в конце XIX – начале XX века.

1 – соединение венцов в макете с помощью шпилек:
а – сверление отверстия,
6 – вбивание шипов;

2 – последовательность изготовления шипов:
а – отпиливание брусков,
б – раскалывание брусков на пластинки,
в – подрезка пластинки на клин,
г – подрезание нескольких пластинок под острым углом,
д – срезка готовых шпилек.
Внизу: сверление отверстия в бревне под круглый нагель (е) и долбление под четырехгранный шип (ж).

Бревна в срубе соединялись без остатка, то есть без выступов с внешней стороны. Торцы сруба зашивали накладными досками. Чаще всего этот способ рубки применяли при возведении деревянных строений из четырехкантных брусьев. Рубка в лапу сложнее, чем в обло, и требует от мастера более высокой квалификации. Он должен точно рассчитать и разметить бревна.

Рубка в погон

Если в распоряжении плотника было мало толстых бревен, то в дело шли тонкие, которые укладывали в сруб особым способом – в погон. Толстые бревна соединяли друг с другом с помощью вырубленных чаш, но с таким расчетом, чтобы между ними оставался пробел, в который врезали тонкое бревно, затесанное с обеих сторон на клин.

Рубка в режь

Если в деревянном строении требовалось, чтобы бревна не соединялись плотно друг с другом, а имели между собой зазоры, применяли рубку в режь. Этим способом чаще всего рубили основания мельниц-столбовок, врубали слеги на венчатой крыше.

Рубка в столб

Столбовая техника рубки в древнем Новгороде применялась при возведении хозяйственных построек. В землю вкапывали четыре столба с вырубленными в них продольными пазами. На концах бревен вырезали шипы, которые плотно входили в эти пазы.

Рубка в иглу

Бревна, у которых диаметр торца со стороны комля чуть ли не вдвое превышал диаметр торца с вершинной части, шли в основном на возведение хозяйственных построек. Чтобы такие бревна прочно держались в срубе, плотники разработали особый способ рубки – в иглу. Бревна в срубе укладывали попеременно то в одну сторону комлем, то в другую. И так – венец за венцом. Комлевые части бревен соединяли так же, как и при рубке в обло, с помощью вырубаемых в них чаш. Тонкую вершинную часть бревна затесывали с двух сторон на клин, который вставляли в прорезь у комля.

Рубка в перевязку

Этим способом рубят стены из брусьев. В одних брусьях вырезаются на концах шипы, а у других пазы. Чтобы венцы не смещались относительно друг друга, в брусьях просверливают коловоротом отверстия диаметром 30 мм, в которые затем забивают нагели (круглые стержни).

Рубка в полдерева

Применяется для вязки четырехкантных брусьев. В местах соединения брусья распиливаются до середины, а затем скалываются с последующей подтеской. В одном брусе долбят выемку, а в другом вырезают паз, в которые при сплачивании забивается деревянная шпонка. Венцы соединяются друг с другом нагелями.

1 – укладка балок в стене:
а – сковороднем,
б – закрытым сковороднем,
в – двух балок полусковороднем;

2 – способы сращивания бревен в срубе и соединения срубов;

3 – инструменты для конопатных работ:
а – набирная конопатка,
б – кривая конопатка,
в – дорожник,
г – киянка;

4 – нанесение клея и укладывание пакли в желоб на венцах.

1 – старинный способ изготовления досок. Элементы доски:
а – наружная пласть,
б – обзол,
в – торец,
г – внутренняя пласть.

Неправильно (д) и правильно (е) уложенные на крыше доски.

Сплачивание досок впритык прямой кромкой (ж) и вразбежку (з);

2 – детали дощатой крыши на самцах.

1 – последовательность установки окна:
а – оконный проем с гребнем,
б – установка коробки,
в – установна глухого оконного переплета,
г – установка наличника со ставнями;

2 – детали наличника и ставен

3 – общий вид крыльца (а).

Детали лестничного марша:
б – проступь,
в – подступенок,
г – тетива,
д – лежни.

Последовательность изготовления балясины(е)

Северный дом-брус на подклети с однозарядной связью (общий вид, план, вид спереди и сбоку, устройство крыши на самцах).

Как в старину защищали древесину или лучшие советы из прошлого!

Консерванты лесоматериалов использовались издавна в процессе производства и строительства деревянных домов для обеспечения защиты древесины от биологических вредителей, используемой в строительстве и более долгому сопротивлению древесины биологическим факторам распада.

В старину защищали древесину разными способами. Сначала это было промасливание, например льняным или подсолнечным маслом. Затем запечатывание смолой, покрытие воском. Но все это внешние меры, которые давали не слишком большой эффект. Все это происходило довольно длительное время, до тех пор пока люди не стали применять химические консерванты для защиты древесины своих бревенчатых деревянных домов от биологических вредителей.

Каждый консервант предлагает несколько различных функций, которые придают определенные защитные свойства в зависимости от того, где пиломатериалы будут использованы. Один из старейших химических консервантов – средств защиты древесины это вещество «Креазот».

Креозот, использующийся уже почти 200 лет, является производным от процесса изготовления каменноугольной смолы. Этим консервантом в старину защищали древесину в основном на столбах, морскую древесину, балки и шпалы железнодорожных связей. Креазотом промазывали нижние венцы деревянных бревенчатых деревенских срубов. Им пропитывали бревенчатые столбы, которые часто использовали в качестве фундамента рубленного деревянного дома.

Но, креазот очень вреден! Поэтому применение его в старину было довольно ограниченно.

В старину в целях защиты древесины от биологического разрушения также использовали пентахлорфенол и аммиачный арсенат меди. Оба препарата – средства имели свои плюсы и естественно свои минусы.

Пентахлорфенол — консервант на масляной основе из хлора и фенола, обладает водоотталкивающими свойствами и помогает древесине сопротивляться механическому износу. Использовался чаще всего в столбах, фундаментных сваях и опорных балках.

Аммиачный арсенат меди — на водной основе и состоит из меди и мышьяка с аммиаком. Хроматированный арсенат меди состоит из мышьяка, хрома и меди. Используются в основном в приложениях, где контакт с человеком будет высоким. Водоотталкивающие вещества могут быть добавлены, который замедляет процесс выветривания.

К сожалению, все они в той или иной мере, токсичны и вредны для человеческого здоровья. Поэтому их применение в старину было ограничено и не находило массовых своих стороннников.

Сегодня, наука ушла далеко вперед от старых методов защиты древесины. Произведены и успешно применяются современные экологичные средства защиты древесины от всего обширного спектра биологических вредителей древесины.

Фото: сегодня в целях профилактики при строительстве деревянных домов из бруса, рубленного и оцилиндрованного бревна, мы рекомендуем применять современные высокоэффективные средства защиты древесины, которые с успехом можно использовать для любых деревянных изделий. В список лучших средств защиты древесины от грибов и гниения можно в первую очередь включить отличное сильнодействующее средство Неомид 440 это. Это очень мощный препарат, который в свою очередь отличается экологической чистотой.

Читайте также:  Завоздушивание системы отопления

Фото: еще одно сильнодействующее средство защиты древесины от разрушающих деревянную поверхность биологических факторов. Это сильнейшая защитная пропитка Неомид 430 эко. Она помогает древесине оказывать сопротивление всем видам дереворазрушающих грибов, гнили и гниения. Она отлично подойдет для комплексной защиты вашего деревянного бревенчатого или брусового дачного дома.

Купить эти современные средства для защиты древесины вашего деревянного дома вы свободно сможете на складе нашей компании расположенном на северо – востоке Москвы. Звоните, уточняйте наличие данных защитных средств на нашем складе.

Как рубили и заготавливали деревья в старину

Человек с древних времен заготавливал и обрабатывал древесину. Не было недостатка в этом легко обрабатываемом и доступном материале и в России. Не зря ее называли страной лесов или деревянной Русью. Древесина использовалась для постройки изб, строительства городов, возведения церквей и крепостных сооружений. Причем все работы по валке деревьев и обработке стволов выполнялись простым инструментом – топором. У древних славян было немало обычаев, в том числе и связанных с заготовкой материала для изготовления бревенчатых срубов.

В древней Руси мастеровые люди из дерева изготавливали все, начиная с кухонной утвари, инструмента и предметов декора, и заканчивая мебелью, колодцами и срубами. В то время существовали традиции выбора и заготовки древесины. Деревья специальным образом готовились к рубке. Причем не всякий материал был пригоден для строительных и ремесленных целей.

Заготовка производилась строго в определенное время года. Давайте поближе познакомимся с традициями древних славян, связанных с выбором и заготовкой леса.

Особенности выбора древесины для строительных целей и ремесленничества

Славяне к деревьям относились с особым уважением, их не только почитали, но и считали священными. Для древних людей древесина была не просто строительным материалом. У наших языческих предков было немало суеверий, связанных с деревом. Их считали, чуть ли не живыми существами. Согласно древним славянским легендам, первые люди своим сотворением обязаны деревьям. Именно поэтому их считали мудрыми, могущественными и сильными.

Рубка священного дерева отождествлялась с убийством человека. И вместе с тем из древесины нужно было строить избы.

Тут существовал компромисс. Не всякий материал использовался для строительных целей. Древним славянам свойственно трепетное отношение к выбору подходящей древесины. Многие деревья настолько почитали, что они считались священными, и их запрещалось рубить. Причем под запрет попадали как целые заповедные рощи, так и отдельные виды деревьев в зависимости от размеров, возраста и особенностей развития.

Категорически запрещалось рубить:

Запрет также распространялся на деревья, растущие рядом с дорогами и перекрестками, сухую безжизненную древесины и деревья, которые посадил человек.

О качестве древесины и выборе подходящей породы

Подбирая материал для изготовления сруба, славяне отдавали предпочтение хвойным породам деревьев.

Это было связано со следующими особенностями древесины:

О правильности выбора свидетельствовало то, что избам и хозяйственным постройкам из хвойной древесины удалось простоять не одну сотню лет без трещин и деформаций.

Стены древних домов часто изготавливали из лиственницы или сосны, а кровлю из ели. От использования лиственных пород старались воздержаться. В редких случаях производилась заготовка березы и осины, которые считались энергетически неблагоприятными для людей.

Каким инструментом производилась заготовка леса?

Исключительно топором! Он использовался как для заготовки, так и для выполнения строительных работ.

Пилу применяли в основном плотники и то с 10-11 века. Считалось, что использование пилы нарушает волокна древесины, а топор сохраняет структуру. Топором не только рубили деревья, но также избавлялись от сучков и коры. Кстати, фраза «срубить избу» появилась в связи с использованием топора на всех строительных стадиях.

Как готовили и когда рубили деревья!

Древесину для рубки выбирали за пару лет. На стволе выполняли несколько вертикальных затесов, часть коры удаляли, и дерево ждало заготовки на протяжении четырех-пяти лет.

За этот период древесина высыхала, насыщалась смолой, и считалась пригодной для строительных целей.

Рубка производилась исключительно в зимнее время. Соблюдение сроков заготовки было главным секретом качественного материала. Срубленные деревья грузили на сани и везли к месту строительства.

Там материал сортировался, высушивался, а затем использовался по назначению.

Азы деревообработки на токарном станке

Содержание:

  1. 1. Выбор и подготовка материала
  2. 2. Крепление детали на станке
  3. 3. Инструмент
  4. 4. Принцип работы
  5. 5. Безопасность

Из различных сортов древесины с помощью токарного станка изготавливают балясины для перил, ножки мебели, подставки, стойки, вазы, различную посуду, шкатулки, игрушки и многое другое. Многие люди нашли в этом свое призвание и успешно на этом зарабатывают. Но степень успеха зависит от нескольких факторов. Здесь и подготовка материала, и выбор подходящей оснастки, и, разумеется, правила эксплуатации. Обладая нужной информацией, Вы всегда будете получать на выходе только то, что запланировали. Ваша работа будет качественной и быстрой, а изделия будут красивыми, функциональными и долговечными, без брака. Рассмотрим более подробно, и начнем с первоочередного.

Выбор и подготовка материала

Токарный станок допускает обработку почти всех видов дерева, включая искусственные материалы на его основе (лигностон, лигнофоль). Как показала практика, самыми простыми в обточке является древесина липы, груши, березы, бука, граба и ореха. К сложно обрабатываемым относят сосну, ель, дуб и ясень. При выборе подходящего куска материала важно, чтобы на нем не было дефектов, таких как трещины, пустоты, выпадающие сучки, прорости, просмолки и т.п.

Интересный факт: свилеватость и косослойность, считающиеся дефектами, в данном случае являются большим преимуществом. Такая древесина очень плохо раскалывается, поэтому из неё получаются хорошие киянки, рукоятки для ручного инструмента и прочее.

Чтобы определить влажность заготовки применяется электрический влагометр, сразу показывая необходимый процент. Но часто состояние древесины определяется на глаз, по весу бруска и по стружке. В последнем случае срезают небольшой лоскуток с заготовки. У достаточно просушенной стружка ломается при сжатии в кулаке и не завязывается в узел, распадаясь, а у недосушенной сминается и держит форму. Перед работой следует срезать с бруска топором все большие выступы и придать ему цилиндрическую форму. Это важно, так как детали с неровностями очень тяжело обтачивать, и есть вероятность сломать инструмент.

Крепление детали на станке

Данная операция может выполняться несколькими способами. Один из самых распространенных – зажатие бруска между центром задней бабки и поводковым патроном. Последний имеет несколько зубьев, которые захватывают заготовку. Данный способ крепления самый простой, он используется при обточке небольших длинных тонких брусков, когда не требуется обработка на станке торца детали.

Перед тем как закрепить болванку, отметьте с торцов её центр, воспользовавшись угловым центроискателем. Здесь нужна высокая точность, поэтому определять центр «на глаз» не стоит, чтобы не возникло биение детали при вращении. Просверлите отверстия с обоих концов в отмеченных местах на глубину 3-5 мм. Возьмите поводковый патрон, вставьте центральный зуб в просверленное углубление и слегка ударьте по хвостовику центра киянкой, вгоняя остальные зубцы в заготовку. После этого вставьте патрон в переднюю бабку, наденьте на неё заготовку, с другого конца должен быть вращающийся центр в пиноли задней бабки. Он вставляется в другое центральное отверстие бруска и тем самым фиксирует его на станке.

Следующий способ крепления – с помощью планшайбы. Он применяется, когда необходимо проводить работы с торцами деталей. Планшайба имеет несколько отверстий, в которые вставляются болты. Возьмите заготовку, также отметьте на ней центр и просверлите в нем углубление. Совместите с ним центральное отверстие крепления и вверните в него шуруп, далее заверните остальные болты, фиксируя планшайбу. После этого, наденьте её вместе с заготовкой на шпиндель. Данный вид крепления самый надежный, но он требует больше времени как при фиксации заготовки, так и при её снятии со станка.

Инструмент

Обтачка дерева выполняется вручную, то есть режущий инструмент не закреплен на держателе. Он удерживается мастером в руках, частично опираясь на специальный упор. Поэтому автоматическое управление происходит только скоростью вращения шпинделя, скорость подачи и глубина реза регулируются токарем вручную. Вначале выполняется черновая обработка заготовки для получения ровной цилиндрической формы. После этого, начинается чистовая обточка и идет формирование детали. Для всего этого используют различную оснастку, в основном это резцы-стамески. Токарные стамески отличаются от обыкновенных столярных только размером (длина от 350 до 800 мм, ширина от 6 до 50 мм), так как их во время работы нужно крепче удерживать. Данный инструмент бывает нескольких видов:

ВидНазначение
ПолукруглыеЧерновая обтачка цилиндрических поверхностей.
КосякЧистовая обработка заготовки (середина режущей кромки), подрезание торцов, отрезание детали, выполнение канавок (острие), обтачивание полукруглых и цилиндрических поверхностей, образование углублений (пятка).
Двухголовый резакВытачивание впадин, выступов, угловых переходов.
ШтихельВыполнение узких прямоугольных канавок и бороздок.
Плоские прямоугольныеПротачивание больших и широких углублений.
Остроугольный резецДля остроугольных канавок и выемок.
КрючкиШлифование поверхности в отверстиях, изготовление в них углублений и бороздок.
ФасонныеВытачивание профилей сложной формы.

Совет: Перед тем как вытачивать какие-то конкретные предметы, советуем потренироваться работать всеми видами имеющихся у вас резцов на небольших болванках.

Все стамески изготавливаются из инструментальной стали (углеродистой или быстрорежущей) и могут быть разных размеров. После некоторого времени использования стамески необходимо затачивать. Важно чтобы оснастка была всегда острой и не имела заусенцев и зазубрин, поэтому перед каждым применением стамески проверяйте степень её заточки, снимая небольшую стружку с заготовки. Если она дается тяжело или на поверхности остаются бороздки и заусенцы – заточите свой инструмент с помощью специального точильного станка с абразивным кругом (зернистость 25-40) или же с помощью точил, наждачных брусков и оселков.

Основным качеством хорошей оснастки являет её «имя», инструмент, который его не имеет, не имеет и гарантий. Мы предлагаем стамески от таких производителей как Энкор, Proma, Jet и пр., которые уже заслужили признание пользователей. Лучше всего приобретать сразу набор из нескольких видов оснастки. Но если это базовый набор, он обязательно должен включать в себя полукруглую стамеску и стамеску косяк, которыми выполняется самое большое количество операций. В нашем интернет-магазине Вы сможете найти наборы, сразу содержащие в себе полукруглые, плоские прямоугольные стамески, стамески-косяки, штихели и остроугольные резцы.

Принцип работы

Резец необходимо крепко удерживать одной рукой за рукоять, другой же полотно оснастки плотно прижимается к упору. Угол подачи стамески относительно оси заготовки зависит от выполняемой операции. Если это черновая обтачка он равен 15-30°, если чистовая – 45 °, а канавки, выступы, углубления и подрезка торца детали выполняются радиально, то есть режущая кромка подается строго по центру. При любой операции снимается небольшая стружка 0,5-1 мм, особенно если это черновая обтачка, когда убираются все неровности. Более подробно про выполнение конкретных операций Вы можете прочитать в статье «Токарная обработка. Принцип, сферы применения».

Безопасность

Не смотря на меньшие габариты и более простое строение, по сравнению с токарным станком по металлу, деревообрабатывающие при неправильном обращении тоже могут быть причиной травмы, поэтому важно соблюдать правила работы:

Токарный станок открывает мастеру большие возможности и простор для творчества. Не важно, занимаетесь ли Вы деревообработкой давно или только планируете ей заняться, покупка данного оборудования будет очень полезной. У нас есть как компактные модели для частного использования с весом всего в 30 кг, так и профессиональные – более 100 кг каждая. Причем в нашем интернет-магазине Вы найдете не только саму технику, но и необходимую оснастку к ней. Позвоните нашим менеджерам, чтобы оформить заказ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *