Как состарить дерево самостоятельно: 11 способов решения единственной задачи

Мебель из натуральной древесины придает интерьеру привлекательный вид и особый уют, однако в необработанном виде материал кажется не особо привлекательным, немного простоватым, не слишком благородным. Поскольку естественный процесс его преображения занимает несколько десятилетий, такие предметы старины стоят довольно дорого. Поэтому в последнее время в моду вошло новое «поветрие» — искусственное состаривание дерева. Его популярность вполне объяснима: это хороший шанс получить винтажную мебель, которая будет украшением дома, но не обращаться к мастерам, требующим за такую работу немалую сумму. Как состарить дерево самостоятельно, сложна ли такая операция? Методов достичь цели существует несколько, причем большинство из них довольно просты. Единственное, что потребуется мастеру, — точное соблюдение выбранной технологии. Естественно, этот процесс не может быть очень быстрым, но есть исключения из правила.

Состаривание древесины: цели и методы

Перед изучением вопроса, как состарить дерево, надо узнать, что дает такая операция. Придание ему благородного вида — только одно преимущество, второй плюс — значительное увеличение срока службы изделия. В этом соревновании состаренная древесина выигрывает у «простоватой», причем с большим отрывом. Такие предметы надежнее защищены: как от любой живой угрозы, так и от неблагоприятных условий.

Методов состаривания дерева существует достаточно много: есть простые техники и более сложные. Способы «перевоплощения» делятся на:

Отличаются они конечным результатом. К механической обработке относят браширование и патинирование. Первое — состаривание с помощью жесткой щетки, второе — покраска с последующей шлифовкой. Традиционное термическое «превращение» — обжиг (или обугливание) поверхности пиломатериала паяльной лампой или газовой горелкой. Оригинальное — использование горячего песка.

Химический способ — обработка древесины едкими составами, меняющими цвет ее волокон. Все методы не подразумевают каких-то сложных действий, однако любая из операций требует соблюдения всех правил и следования техники безопасности.

Браширование дерева

Можно сказать, что данный метод является одним из самых трудоемких. Это название произошло от английской «щетки» — Brush. Она и является главным рабочим инструментом. Любое растущее дерево, независимо от условий, «ведет себя» одинаково: зимой на стволе нарастают плотные, темные волокна (годовые кольца), летом — более светлые и рыхлые, постепенно стирающиеся со временем.

Именно последние «слабые звенья» относительно легко удаляют щеткой, благодаря этой операции дерево приобретает рельеф и старинный вид. Браширование — технология, подразумевающая обработку древесины твердых пород. К ним относится дуб, венге, ель, лиственница, орех, сосна, ясень и т. д. Текстурирование совсем не подходит для бука, вишни, груши, клена, тика.

Материалы, инструменты

Механические способы — браширование и патинирование — имеют почти одинаковый первый этап, во время которого дерево приобретает «старую» текстуру. Поэтому набор необходимых материалов и инструментов в том и другом случае аналогичен. Для работы потребуется:

Лучше заранее подготовить достаточное количество чистой сухой ткани. Для окончательной обработки вместо электроинструмента можно использовать другой вариант. Это наждачная бумага, которая должна быть разной зернистости. Начинают обработку грубым материалом, а заканчивают мелким зерном.

Как состарить дерево?

Процесс состоит из нескольких операций.

  1. Выбранную заготовку укладывают на ровную поверхность, фиксируют. Потом приступают к обработке материала ручным рубанком. В этом случае электроинструмент использовать не советуют, потому что он может оставить продольные полосы, которые испортят рисунок дерева.
  2. Если мастер желает придать большей естественности изделию, то грубого вида можно добиться, используя стамеску либо небольшой топорик, вернее, его уголок. С помощью инструмента делают несколько хаотичных сколов, как правило, по всей площади поверхности материала.
  3. С помощью щетки со стальным ворсом снимают слой мягких волокон. Для этого инструмент водят вдоль, с усилием прижимая его к поверхности. Чтобы уменьшить количество пыли, перед этим этапом советуют увлажнить древесину, но после его окончания ее нужно высушить.
  4. Для получения окончательного рисунка используют болгарку и металлическую щетку-насадку, потом проводят заключительную шлифовку.

После завершения этого этапа заготовку очищают от пыли, на дерево наносят грунтовку, которой дают высохнуть. Потом — слой лазури, морилку или краску. После впитывания состава верхний слой удаляют, стирая его губкой, которой проводят вдоль волокон 2 или 3 раза. В результате этой операции проявится разница в цвете: в искусственно созданных углублениях он будет более ярким. Если повторить операцию еще раз, то эффект станет более выраженным. После высыхания изделия его покрывают бесцветным лаком.

Патинирование древесины

Данный способ предполагает такую же «инструментальную обработку» заготовки. Это удаление мягких волокон, придание рельефности и шлифовка. Но последний этап проводится несколько по-другому. На поверхность наносят красящие составы, потом ее шлифуют. Это идеальный способ для состаривания древесины мягких пород, не имеющих ярко выраженной текстуры, — для бука, вишни, клена. В этом случае помимо краски и морилки может использоваться воск.

Состав-патину выбирают, исходя из собственных предпочтений. Лучшей для патинирования считают масляную патину, однако свои достоинства имеют и другие ее разновидности — акриловая, битумная, восковая. Поскольку разницы в первичной обработке деревянных элементов нет, можно сразу переходить ко второму этапу.

  1. Дерево обрабатывают грунтовкой, оставляют до полного высыхания.
  2. Наносят слой краски. Оптимальным вариантом для этой операции являются акриловые составы, которые ровно распределяются и не создают проблем после высыхания. После завершения операции заготовку оставляют сохнуть сутки.
  3. Высохший элемент шлифуют мелкой наждачной бумагой, удаляют пыль, затем кистью наносят слой патины. Равномерности здесь не требуется, потому что разница в покрытие только усилит эффект старения. После того, как краска начинает схватываться, поверхности протирают сухой тканью, но не все, а только некоторые участки, которые необходимо выделить.

Искусственное состаривание предметов. Техники и способы 

Искусственное состаривание предметов. Техники и способы 

Актуальная сейчас тенденция — преображение различных предметов мебели, их декоративная отделка. Методы воздействия на поверхность выбирают в соответствии с интерьером, предпочтениями или просто по настроению. В данной статье мы попытались описать основные приемы, материалы, последовательность действий и их результаты, которые помогут вам состарить практически любую поверхность.

Рассмотрим варианты:

«Сухая кисть»

Сухая кисть — прием, позаимствованный декораторами у художников-живописцев. И если в живописи этим методом создают изображение, то в практическом декоре это отличный способ состарить предмет, добавить ему прожитых лет.

Суть техники: на плоскую синтетическую кисть набирается немного краски, излишки вытираются, это делается на бумаге (палитре, тряпице) до тех пор, пока каждый волос кисточки не будет давать отдельную линию.

И теперь легкими движениями, слегка касаясь предмета, «пачкаем» его, уделяя основное внимание выступающим частям: ребрам, выпуклому узору и т. д.

Таким образом подчеркивается рельеф и имитируются потертости.

Нанесение патины или патинирование

Патина — это зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.

Патинирование в декорировании — это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей. Существует несколько видов патинирования.

1. Битумная патина

На поверхность наносится битумный лак и тут же стираются излишки. Лак остается только в углублениях, затеняя поверхность. Закрепляется шеллачным лаком.

2. Патина на основе акрила

Сильно разведенная водой акриловая краска проливается в углубления рельефа, а излишки стираются чистой тканью.

3. Химическая патина

На краску с мелкодисперсными частицами металла наносится специальный окислитель, который заставляет металлическую поверхность постареть (окислиться) в течение нескольких минут.

4. Шеллачный лак

Шеллачный лак придает поверхностям теплый светло-желтый оттенок или красно-оранжевый оттенок. Широко применяется в деревообработке, для подчеркивания текстуры дерева, используется как защитный и покрывной.

5. Восковая патина

Растирается по поверхности и тонирует выбранные участки. Сохнет значительное время. Придает поверхности мягкий шелковистый отблеск.

Лессировка

Лессировка — это живописная техника, при которой нижний слой красочного слоя просвечивает через верхний полупрозрачный. Техника широко используется не только в живописи, но и в оформлении интерьеров, в том числе она применима к покраске предметов. Техника позволяет получать глубокие переливчатые цвета за счет полупрозрачности лессировочных слоев.

Для лессировки подходят различные краски и красящие составы: акварельные, масляные, акриловые краски, крепко заваренный чай. Удобно использовать раствор акриловых красок. Широкая палитра позволяет получить нужный цвет.

Краски легко перемешиваются между собой, разводятся водой или разбавителем акриловых красок до нужной консистенции, быстро высыхают после нанесения, после устойчивы к влаге и механическим воздействиям и применять их можно по любой поверхности.

Технологический процесс: синтетической кистью или губкой наносим раствор на подготовленную поверхность, ждем высыхания и оцениваем полученный результат. Лессировка не дает полностью закрасить структуру основы или уже нанесенное ранее изображение, она лишь задает тональность. Для усиления эффекта можно нанести повторный слой лессировочной краски и тогда интенсивность цвета усилится.

Если нанести несколько полупрозрачных слоев краски разного цвета, в результате получим различные оттенки, просвечивающие друг через друга.

Набрызг — капельки-брызги на поверхности декорируемого изделия, которые создают образ вещи прошедшей через время, отражают историю ее применения.

Художественно запачканная вещь таким простым способом получает неповторимое визуальное очарование и приятный при тактильном восприятии рельеф. Это все очень важно, поскольку предметы, выбранные для декорирования, оформляются для любимого дома и для дорогих сердцу людей.

Сам процесс очень занимателен. Перед тем как приступить, нужно подготовить рабочее место. Например, застелить поверхность газетой или тканью. Из инструментов понадобиться зубная щетка или жесткая кисть. Из материалов: краски и вода в стаканчике.

Кисточку смачиваем водой и набираем на нее небольшое количество краски. Пробуем ногтем или зубочисткой запускать капли на пока еще пробную поверхность образца, просто проводя инструментом по щетине.

С широкой кисти можно просто стряхивать капли или постучать кисточкой по руке, тогда мелкие цветные капельки срываются с кисти и летят вниз. Определившись с процессом нанесения, пришло время колдовать.

Набрызг — это последняя операция перед лакировкой. Капли же, нанесенные поверх лака, будут отличаются от общей глянцевости поверхности предмета, этот эффект внесет дополнительный эффект разрыва во времени.

Кракле — техника искусственного состаривания, создание трещин в красочном или лаковом слое.

1. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный)

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Основа может быть любая: стекло, металл, пластик, дерево и ему подобные материалы.

Двухшаговый кракелюр выглядит как сетка тонких трещин (растрескавшийся лак) на поверхности любого изображения или покрытия.

2. Кракле из яичной скорлупы

Дает яркий высокорельефный эффект расстрескивания. Чистую скорлупу наклеивают на ПВА или акриловый лак кусочками на некотором расстоянии друг от друга. Иногда рельеф дополнительно подчеркивается патинированием или техникой «сухой кисти».

3. Фацетный лак

Цветной самостоятельно растрескивающийся лак. Наносится на поверхность толстым слоем и оставляется высыхать. Образует крупные трещины.

4. Микрокракелюр двухкомпонентный

Дает эффект тонких трещин — паутинки. Прозрачный, благодаря чему часто применяется поверх изображений.

После высыхания трещины часто подчеркиваются патинированием.

Саморастрескивающаяся краска с эффектом одношагового кракелюра.

Нежные потертости в стиле Шебби Шик или Техника Потёртости с помощью свечи

Техника проста и последовательна. Углы, бока, стыки загрунтованных плоскостей предмета покрываются краской насыщенного оттенка, красочный слой натирается парафином, затем перекрывается светлой краской, чаще всего требуется 2 слоя.

Теперь механика: наждачной бумагой в местах нанесения парафина и 1-го слоя краски снимается верхний слой. Таким образом проявляются потертости, имитация использования, эффект состаривания.

В этой технике традиционно используются нежные пастельные тона со «сладкими» оттенками, словно выгоревшие на солнце или потускневшие от времени:

• цвет слоновой кости;

• белый (но не белоснежный, а как будто слегка пожелтевший от времени);

Дополнить «потертый шик» можно росписью, мотивами из декупажных карт или салфеток, добавить набрызг. Финишным покрытием послужит несколько слоев акрилового матового лака.

Подходит для предметов любого размера изготовленных из древесины. Лучше всего такому методу обработки поддаются породы лиственных деревьев. Таким способом можно придать древесине благородные, насыщенные оттенки, не теряя природной красоты текстуры материала.

Травление производят различными составами — протравами. Некоторые из них имеют сложные названия или сильный запах, но наравне с ними существуют множество рецептов, доступных для приготовления своими руками, таких как чай, кофе, составы из листьев, коры; в ход идет марганцовка, синька, уксус. Для тех, кто чувствует себя немного химиком, вполне подходящее мероприятие — тонировать деревянные поверхности.

Процесс может происходить двумя способами:

1. Ручное окрашивание при помощи тампона из ткани, не оставляющей волокон или синтетической кисти.

2. Окрашивание вымачиванием в составе для травления.

Чаще всего процесс проходит при повышенных температурах. После подбора и приобретения (смешивания) нужного состава, древесину очищают от лишнего и зачищают наждачной бумагой. Затем уже сам процесс травления-морения. Как правило, к рецепту протравы прилагается время воздействия составом и предполагаемый результат. В основном все же контроль производится визуально и, конечно, тут самое место творчеству.

8 способов состаривания древесины

Искусственно состаренная древесина — это недорогой, прочный, с самобытной красотой старины материал. Он нужен для оформления интерьера дома, изготовления мебели, оборудования малых архитектурных форм и других целей.

Существует много способов, изменяющих декоративные качества древесины. Однако нужный способ старения выбирают в первую очередь по породе дерева, стилю интерьера, наличию материалов и инструментов:

Механическое состаривание древесины

Этот способ обычно называют браширование или текстурирование древесины. Название пришло из английского языка, где слово «браш» означает «щётка».

Известно, что структура дерева имеет мягкие и твёрдые волокна. Если щёткой удалять мягкие волокна, то поверхность становится рельефной.

Механическим способом обрабатывают только породы деревьев, имеющих легко обрабатываемую структуру: орех, дуб, ель, сосна, лиственница. Не получается текстурирование у клёна, вишни, бука.

Обработку дерева выполняют двумя щётками:

Подготовленную струганную заготовку обрабатывают болгаркой. На этом этапе браширования диском болгарки разрушают мягкие слои древесины.

Металлической щёткой, зажатой в патроне дрели, сглаживают острые углы и торчащие волокна, оставленные после болгарки.

Металлическую щётку меняют на абразивный вариант. Новой щёткой полируют поверхность, а вместе с тем выделяют структуру древесины.

В любом случае антикварный вид заготовка приобретает только после покрытия лаком или маслом. В отличие от лака, масло проникает более глубоко в волокна и способно менять их цвет.

Хорошо визуально старит дерево тёмный оттенок масла. Его наносят широкой кисточкой вдоль волокон.

Чтобы масло лучше впиталось в волокна, его втирают ветошью. Процедуру нанесения, высыхания и втирания масла повторяют несколько раз. Добиваются, чтобы у заготовки появился антикварный вид.

Вдобавок для защиты промасленной поверхности от постороннего воздействия её покрывают слоем лака или краски. Хороший результат даёт покрытие глянцевым или матовым лаком на водной основе.

В результате лак затекает в неровности деревянной заготовки и получается гладкая поверхность антикварного вида.

Пример браширования дерева взят на ютуб-канале FORUMHOUSE из ролика «Состаривание древесины».

3 способа термического состаривания древесины

Если на верхний слой древесины воздействовать открытым огнём, то за короткий промежуток времени можно получить результат, похожий на многолетнее разрушение. Процесс обжига быстрый и не сложный, но требующий осторожности.

В зависимости от назначения древесины пользуются разными способами обжига.

Способ №1

Деревянную заготовку обжигают ручной горелкой с газовым баллончиком. Открытым огнём равномерно водят вдоль волокон без остановки, чтобы не было глубокого выгорания.

С обожжённой поверхности мягкой губкой стирают образованный нагар. Если шлифовать наждачной бумагой, то разрушатся сгоревшие волокна, поэтому пользуются губкой для мытья посуды, у которой есть абразивная сторона.

Читайте также:  Варианты отделки потолков в частном доме

После протирки на сосновой заготовке выделяется структура дерева.

Чтобы подчеркнуть структуру дерева после обжига, наносят слой лака или масла.

Для сравнения образец делят на две части и покрывают разными составами.

Одну часть заготовки покрывают немецким лаком для дерева марки Osmo.

Другую часть заготовки обрабатывают финским маслом для твёрдой древесины фирмы Teknos. Выбирают чёрный цвет ТМ 1830.

Заготовку, покрытую разными составами, сушат. Чтобы просушенная поверхность не мазалась, покрытие делают многослойным.

Если сравнивать две части заготовки, обработанной разными составами, то видна разница. На участке, обработанном лаком, структура светлая и яркая. Участок, обработанный маслом, выглядит тёмным и жирным.

Обожжённая таким способом древесина имеет рельеф, зависящий от количества обжигов и слоёв покрытия. Чтобы получить состаренное дерево, достаточно обжечь поверхность один раз, а затем покрыть её маслом.

Пример взят с канала NEGAVRILOV1, ролик «Браширование древесины обжигом и покрытие маслом».

Способ № 2

Облицовка фасада дома деревом требует больших затрат. Например, покраска деревянного фасада обойдётся дороже, чем стоимость досок, а при обжиге досок газовой горелкой затраты на баллонный газ, также превысят стоимость материала.

Японцы предложили недорогой способ обжига досок трубой. Полученный таким способом материал выглядит состаренным и красивым, а главное, он не разрушается насекомыми и грибком.

Для обжига трёх досок их складывают треугольником в трубу.

После этого конструкцию устанавливают в вертикальное положение. Снизу подкладывают газеты, и поджигают их.

Благодаря хорошей тяге внутри трубы распространяется огонь. Он обжигает поверхность досок.

Время для горения выбирают экспериментально в зависимости от длины трубы и влажности досок. Для равномерного выгорания досок, через некоторое время трубу переворачивают, и огонь распространяется в другом направлении.

Обожжённую конструкцию тушат, разбирают и получают три доски с состаренной поверхностью, похожей на крокодиловую кожу.

Чтобы обожжённая поверхность не пачкалась, её очищают, а затем покрывают маслом или лаком. Обожжённые и обработанные таким способом доски имеют коричневый цвет с чёрной текстурой.

Пример взят из ролика «Удивительный ФАСАД из Обожженной Доски» с ютуб-канала MY GALAXY

Способ № 3

Доски для пола можно не только красить, но и обжигать.

Перед обжигом половую доску обрабатывают наждачной бумагой, чтобы не было заусениц. После обработки доску со всех сторон равномерно обжигают газовой горелкой.

В отдельных случаях доску обжигают за два прохода. Движения огня напоминают покраску. В районе сучков структура более плотная, поэтому здесь обжиг длится дольше.

Окончательно обожжённые доски покрывают льняным маслом, разведённым уайт-спиритом с добавлением защитного средства от грибка.

Обожжённая и обработанная таким способом половая доска обретает ярко выраженную антикварную структуру.

Пример взят из ролика «Пол из террасной обожженной доски» с ютуб-канала Своими Силами

4 способа химического состаривания древесины

Для старения таким способом верхний слой древесины покрывают химическим или красящим составом, который меняет цвет волокон. У каждого способа своя особенность.

Способ №1. Состаривание щелочью

Для старения выбирают щёлочь, например, средство для прочистки раковин. В результате химического воздействия окисляется танин, а в итоге меняется цвет волокон.

На видео показан пример искусственного старения вишни, красного дерева, сосны и других пород под воздействием гидрокарбоната натрия NaOH (щёлочь).

Для этого деревянные образцы покрывают химическим раствором, а затем их сушат.

На высохших образцах хорошо виден результат химического воздействия на волокна разных пород деревьев.

1. Реакция вишни:

2. Реакция красного дерева:

3. Реакция образца сосны. Покрытый участок стал более жёлтым. Обычно сосна так выглядит через год, если постоянно находится в светлом месте:

После шлифовки и покрытия лаком все поверхности приобретают антикварный вид. Это хорошо видно, если сравнить цвет столика из вишни, который семь лет стоял на улице и обработанный химическим способом образец вишни.

Пример взят из ролика «Искусственное старение древесины своими руками. Столярные Хитрости» с ютуб-канала Michael Makarevich

Способ № 2. Патинирование

При патинировании дерево покрывают специальным составом, а затем излишки патины удаляют. Таким способом, как правило, старят древесину, у которой слабо выражена текстура: бук, вишня, клён и другие.

На первом этапе старения выполняют обработку заготовки шлифовальным блоком 120 единиц. Это необходимо для лучшего впитывания антисептика. Образованную при обработке пыль удаляют кисточкой.

На чистую поверхность кисточкой наносят тонирующий антисептик на водной основе.

Чтобы состав глубоко проник в волокна, накладывают несколько слоёв. Время высыхания слоя до трёх часов.

Так как состав на водной основе, то поднимается ворс. Шлифовальным блоком 120 единиц выравнивают поверхность.

На обработанную поверхность кистью наносят бесцветный водный лак. Чтобы лак хорошо растекался, его разводят водой. Патина будет легко счищаться, если хорошо высохнет лак, поэтому обработанную заготовку сушат всю ночь.

Чтобы оценить качество старения разными цветами патинирования, липкой лентой выделяют два участка.

На участки наносят два цвета патины на водной основе: тёмно-коричневый и белый цвет. У патины жидкий состав, поэтому её наносят кисточкой или распылением. Слой патины сохнет до двух часов.

Высохшую патину удаляют в зависимости от требуемого декоративного эффекта шлифовальным блоком с зерном 180–240 единиц. Если при снятии патины проступит древесина, значит, ранее был наложен недостаточный слой лака.

Очищенные от патины участки заготовки имеют отличия. Более выраженная структура у участка, покрытого белой патиной.

Оставшуюся на поверхности патину необходимо защитить. Для защиты наносят слой универсального лака для наружных работ. Его наносят распылением, так как кисточка разрушит слой патины. Лак сохнет до четырёх часов.

Полученный образец, покрытый двумя разными патинами, имеет антикварный вид. Таким способом пользуются, когда необходимо получить уникальный материал для беседок, лестниц, декоративных элементов дома.

Пример взят из ролика «Патинирование при наружной отделке древесины» ютуб-канала ЛигаТВ

Способ № 3. Лессирование

Хороший способ состаривания древесины — это лессировка. Поверхность красят, а затем её стирают, но оттенок на поверхности остаётся.

Заготовку перед лессировкой тщательно шлифуют и очищают от пыли.

На видео рассмотрен пример лессировки акриловой краской. Перед покраской в палитре смешивают два цвета: зелёный и умбре.

Смесь красок кистью наносят на декорированную поверхность и сушат. Красящий пигмент полностью впитается в структуру дерева за полчаса.

Пропитанную краской поверхность под проточной тёплой водой смывают кухонной губкой.

После удаления краски у поверхности проявляется яркая структура с определённым цветом.

Просушенную заготовку обрабатывают наждачной бумагой, чтобы удалить поднявшийся ворс. На завершающем этапе лессировки поверхность лакируют.

На заготовке, обработанной способом лессировки, выполняют различные композиции.

Пример взят из ролика «Лессирование деревянной поверхности (декупаж)» с ютуб-канала Marusya Evina

Способ № 4. Уксусная морилка

Способ старения древесины морилкой известен давно. Если стальную вату обработать уксусной кислотой, то получится морилка.

Стальную вату из упаковки помещают в стеклянную ёмкость, а затем добавляют 9% столовый уксус.

В закрытом состоянии раствор хранят сутки. Полученная морилка не имеет цвета.

Разрушающее действие морилки сравнивают на разных сортах дерева: доска берёзы, брашированная сосна, гладкая сосна, доска дуба.

Для этого у каждой заготовки одну часть покрывают полученным составом, а другую часть обычным льняным маслом. Так как раствор бесцветный, то эффект покрытия морилкой сразу не виден у всех заготовок, кроме дуба. Покрытие проявляется только на следующий день.

Участок, покрытый маслом, сразу желтеет и проявляется структура.

Цвет дуба моментально реагирует на морилку. Это хорошо видно, когда сравнивают морённый и родной цвет дуба.

Через сутки все образцы становятся одинакового цвета с фиолетовым оттенком.

Для лучшего выделения структуры все заготовки чистят наждачной бумагой.

Окончательно обработанные образцы вскрывают матовым лаком. Покрытые участки имеют цвет ореха с эффектом стареющего дерева.

Пример взят из ролика «Старение (морение) древесины стальной ватой и уксусом. Уксусное железо» с ютуб-канала Мастерская Романтика.

Сейчас очень востребован декор под старину из натурального дерева. Для искусственного состаривания материала необязательно обращаться в специализированную мастерскую. Иногда достаточно ознакомиться с простыми способами обработки дерева, чтобы выполнить эту работу в домашних условиях.

Автор: Виктор Прохоров

Состаривание древесины своими руками

Естественный процесс старения дерева продолжается не одно десятилетие. Декор “под старину” сейчас находится на пике моды, а обращение к мастерам с просьбой состарить купленную древесину может стоить баснословных денег. Провести процедуру можно самостоятельно в домашних условиях. Искусственное старение древесины по внешним признакам мало отличается от естественного, зато материал будет служить еще долгие годы. Оформление мебели и отделки внутри помещения таким способом осуществляется с целью подчеркнуть структуру дерева, придать ей благородный вид. Особых умений для того чтобы внешне состарить фактуру древесины не надо, достаточно лишь правильно выполнять все этапы состаривания.

Методы состаривания древесины

Проверенные способы состаривания древесины делятся на следующие категории:

Отличия состоят во внешних параметрах полученных результатов по каждому из направлений.
Механическая категория включает:

Химическое состаривание древесины- это обработка едким составом. Растворы меняют цвет пиломатериала.
Термическое — это искусственное состаривание под воздействием температур. Для этого способа, чтобы состарить породу используют газовую горелку или паяльную лампу.

Все процессы не отличаются сложностью, но требуют соблюдения техники безопасности.

Браширование

Этот способ состаривания древесины своими руками называется так от понятия brush, что переводится как щетка. Второе название — структурирование дерева.


Тонирование фактуры осуществляется с эффектом патины. Чтобы состарить,основную древесину оставляют в природном оттенке, а поры дерева меняют его на другой, получается нужный внешний вид. Так происходит из-за различия в твердости волокон древесины. Брашировать пиломатериал — значит удалить мягкие волокна. На поверхность выходят рельефные участки и за счет этого он состаривается визуально.

Степень того, насколько надо состарить определяется ее предназначением. При необходимости создать видимость глубокой старины вырезы делают до 3 мм. Для напольных покрытий такое состариваниене подойдет, поскольку будет собирать много грязи, а отмыть ее сложно. В среднем оставляют глубину около 0,7 мм.
Таким методом состарить можно только твердые породы древесины. Браширование древесины повышает ее качественные характеристики. Она становится прочнее, дольше служит, не подвержен атаке грибков и паразитов.

Инструменты и материалы для обработки

Основа метода состаривания брашированием–очистка жесткой щеткой из металла. Очистка мягких волокон производится вручную. С помощью этого инструмента формируют рельеф. Чем короче ворс у щетки, тем сильнее состарится он после процедуры.
Стамеской выполняют нанесение прямых глубоких полос, меняя их кривизну. Наждачной бумагой подчеркивают получившийся эффект.

После окончания первой стадии, древесину покрывают краской, имеющей свои естественные деревянные оттенки. Красящий состав наносится неравномерно умышленно. Так состариваются верхние слои, они приобретают темный оттенок, а нижние остаются светлее. Рельеф после такого окрашивания выделяется еще сильнее. Идеальную фактуру старения древесины создает серо-белая краска. До того как она окончательно высохнет, верхний слой стирают с поверхности. Получается внешний вид дерева, которому как минимум 10 лет.

Технология обработки

Перед началом состаривания структурированием дерево необходимо подготовить. Пиломатериал подбирают без дефектов с влажностью 10-15%. В противном случае волокна не поддадутся обработке, разорвутся. Как правильно состаривать древесину своими руками:

  1. Увлажнить поверхность, чтобы при работе не было много пыли.
  2. Щетка должна двигаться по направлению волокон. Удалять только мягкие волокна древесины.
  3. Скорость должна быть умеренной, чтобы древесина не нагревалась.
  4. Полимерной щеткой с абразивом делаютпервичнуюшлифовку. Снимают рваные остатки волокон, можно наждачной бумагой. После удаления шероховатости станет понятно насколько качественно произведено состаривание.
  5. При необходимости углубления сделать более качественными, пройдясь щеткой повторно.
  6. Декорирование производится стамеской. Создается видимость трещин.
  7. Полировка. Проводится сизалевой или волосяной щеткой, если состаривание ведется болгаркой или шлифовальной машинкой. Придается окончательный вид заготовке. Для этих же целей используют наждачную бумагу мелкой зернистости при ручной обработке.
  8. Далее кусок пиломатериала нужно высушить, потом полностью очистить от пыли.
  9. Слой морилки создает контрастный рисунок. Обильный слой без втирания с быстрым удалением излишков прокрасит мягкие волокна, а твердые оставит светлыми. Золотой и серебряный цвет смотрится особенно выигрышно, если состарить дерево.
  10. Патинирование — затемнение глубоких борозд. Придает благородности при состаривании.
  11. В завершение полируют повторно, стирая неровности после покраски.
  12. Лакировка производится паркетным лаком.

Если состаривать заготовку таким образом, то это позволит сохранить характеристики породы надолго.

Термическое состаривание

Небезопасный способ. Предполагает обжиг древесины, поэтому должны быть соблюдены правила: отсутствие легковоспламеняющихся веществ рядом с местом проведения обработки. Лучшее место — открытое пространство на воздухе.

  1. Расположить заготовку вертикально. Как вариант, положить на поверхность, которая покрыта негорючим материалом. Работы ведутся при помощи газовой горелки. Двигать инструментом нужно сверху вниз. Надолго не задерживать, чтобы удалось придать ему нужную фактуру. Обуглится должен только верхние волокна древесины не более 3 мм глубиной. Так сохранится фактура.
  2. Дождаться пока материал остынет, снять нагар вручную или болгаркой. Степень очищения определяется индивидуально.
  3. Отшлифовать пиломатериал. Движения не должны быть слишком сильными, чтобы не уничтожить результаты декорирования.

При состаривании получается уникальный цвет, чередование черных и естественных участков. После того, как материал удалось искусственно состарить, красить не обязательно, лакировки достаточно.

Химическое состаривание

Химический состав, чтобы состарить, “съедает” мягкие волокна. В бытовых условиях такоесостаривание проводить не рекомендуется, поскольку работа с веществами может нанести вред здоровью. Как состарить древесину:

  1. Размягчить верхние волокна с помощью нашатыря или щелочи из бытовой химии (чистящие средства для плиты и подобные).
  2. Работы проводить в защитных перчатках и с респиратором.
  3. Дождаться пока верхние волокна потемнеют.
  4. Немного отшлифовать, если есть необходимость.
  5. Покрыть лаком.

Чтобы чистящее щелочное средство не испарялось быстро, можно сделать его желейной консистенции при помощи желатина.

Наносят травящий состав тканевым тампоном или вымачивая в нем. Желательно создать подогрев на время воздействия химического состава. Среди ингредиентов некоторых составов для состаривания есть марганцовка, уксус.

Живописное состаривание

Обработка дерева под старину при помощи краски — один из самых безопасных способов, который можно использовать самостоятельно. Методы состаривания зависят от принципа нанесения и последующего покрытия.

Патинирование

Патиной называют своеобразный налет на изделиях из бронзы. Он образуется в результате окисления и имеет зеленовато-коричневый оттенок. Патинирование в широком смысле — искусственная обработка под старину любых предметов.
В деревообработке это затемнение поверхности. Оно внешне состаривает материал естественным образом. Бывает белого цвета, темного, металлического и цветная. Красящий состав наносят на углы, ребра материала или в борозды.

Виды патины для дерева

Существует несколько видов патинирования под старину:

Сухая кисть

Досталась деревообработчикам от художников. В живописи этим способом создают произведение, а декораторы на практике состаривают внешний вид.


Техника исполнения:

  1. На широкую тонкую кисть из синтетики набрать малое количество краски. После кистью поводить по белой поверхности (бумаге и т.п.) до тех пор, пока все лишнее не сотрется и ворс будет оставлять тонкие полоски.
  2. Пройтись по поверхности кисточкой беспорядочными движениями вдоль роста волокон.

Больше внимания надо уделить состариванию выпуклых частей.
Так происходит имитация потертостей, состаривают, например, предметы декора и мебель..

Читайте также:  Все виды уголка для плитки: где стоит использовать, особенности, тонкости установки

Лессировка

Техника двухслойной обработки под старину. Нижний, более яркий слой, просвечивается через полупрозрачный верхний. Часто применяется при обработке предметов интерьера. Цвет получается неоднородный, переливчатый. Для состаривания методом лессировки подходят многие виды красок: акварель, масло, и даже крепкий чай. У акриловых красок самый широкий набор цветов.

Перед обработкой под старину можно перемешать цвета и развести их водой. Консистенция получится приятная, быстро высохнет. Акриловые слои краски хорошо переносят влажность и механические повреждения. Для обработки подойдет любой вид древесины.

Как состарить древесину своими руками:

  1. Для нанесения лессировки лучше всего воспользоваться синтетической кистью или губкой.
  2. Наносить цвет неравномерно, вызывая тональность естественного оттенка древесины, полностью закрасить его не удастся.
  3. Если необходимо усилить эффект старины — нанести второй слой.
  4. Дождаться высыхания и оценить удалось ли этим способом состарить брусок.

Можно наносить несколько разных тонов, тогда результат состаривания получится интересный, они будут просвечивать друг через друга.

Набрызг

Это капельки, которыми состаривают изделие хаотичным образом. Так создается образ старинной вещи, прошедшей через десятилетия.

Набрызг приятно смотрится, рельефный на ощупь. Оставляет впечатление старины, изделие с таким декором привносит в дом уют.
Для обработки понадобятся: жесткая кисть или зубная щетка, краски, стакан с водой.

Технология состаривания древесины:

  1. Смочить кисть и набрать на нее немного краски.
  2. Провести тестовый набрызг на белой поверхности, чтоб определить размер капель. Для этого надо провести пальцем или зубочисткой по ворсу кисти.
  3. Если кисть широкая, то по ней можно просто постучать и капли упадут.
  4. Изделие должно размещаться на бумаге, которую потом можно выкинуть, чтобы не испортить стол.
  5. Обрызгать изделие, дождаться полного высыхания.
  6. Покрыть лаком. Если есть желание добиться трехмерного эффекта старины, капли разбрызгивают вторым слоем поверх лака. Они будут смотреться не так ярко, но получится состарить двойным слоем капель.

Набрызг сочетают с другими техниками при состаривании.

Кракле

Старинная техника создания трещин в лаковом покрытии на изделии. Используется также на красочном покрытии.


Разновидности:

Состаривание кракле выглядит очень привлекательно, особенно для садовой мебели или предметов декора.

Шебби Шик

Для того, чтобы состарить используется окрашивание и парафиновая свеча.
Техника проста:

  1. Нанести грунтовку на изделие.
  2. Покрасить первым слоем, дать высохнуть.
  3. Натереть свечой в нескольких местах, особо обратить внимание на выпуклость, углы.
  4. Перекрыть светлым оттенком, лучше в 2 слоя.
  5. Наждачной бумагой в местах обработки парафином снять верхний слой, добиваясь эффекта под старину.
  6. Зафинишировать покрытие матовым лаком.

Образуются потертости, изделие выглядит потускневшим от времени.

Применение состаренного дерева

Изделия из пиломатериала под старину создают неповторимую атмосферу в доме. Мебель с деталями такой обработки вписывается в жилое пространство, рабочие интерьеры, места общественного питания, рестораны, клубы. Особый уют появляется с их присутствием в загородном доме.

В дополнение к фрагментам из искусственно состаренного дерева изготавливают кованые изделия. Подчеркивают атмосферу натуральной или искусственной кожей, декоративным камнем.

Состаривание древесного материала используют не только при создании мебели. С помощью техники браширования создают отделочные напольные покрытия, в частности, паркет. Стеллажи, настенные покрытия также подлежат обработке с использованием техник искусственного состаривания.

Необычно смотрятся подоконники из материала под старину, полки, камины. Из искусственной старой древесины создают багеты для картин или зеркал. Кроме того, используя этот материал можно состарить:

Потрясающе смотрится состаривание древесины, используемое для отделки балкона или крыльца. Можно даже применять его при строительстве детской площадки.

На кухне старина в интерьере гармонично сочетается с винтажной посудой, кафельной облицовкой, фанерой. А если добавить туда кованые акценты, то кухня станет уютным и приятным местом не только для приготовления пищи, но и для отдыха.

Дерево используется человеком уже много тысячелетий. Искусственное состаривание создает колорит и расслабленную атмосферу в доме. Мода старину длится уже несколько лет, и, судя по спросу, на подобные покрытия продлится еще не один год.

Как искусственно состарить мебель своими руками

Предметы обстановки, напоминающие о прошлом, придают жилому интерьеру особой изысканности, шарма. Поэтому вопрос о том, как состарить мебель своими руками, приобретает особую актуальность для тех, кто не желает тратить деньги на дорогие антикварные вещи или ждать, пока налет времени появится на предметах обстановки под воздействием естественных факторов.

Действительно, профессиональные декораторы давно изобрели массу способов, позволяющих добавить мебели несколько десятков лет. Как правило, состаривание выражается разными эффектами: потрескавшейся и потертой краской, особенной структурой дерева, появлением характерного налета (белого, зеленого или потемнением лака), пр. Это придает предмету интерьера антикварного вида, уникальности, теплоты. Состаренная мебель является эффектным акцентом практически любого направления дизайна. Но особенно гармонично будет выглядеть она в обстановке кантри, шебби-шика, классическом окружении.

  1. Как состарить мебель самостоятельно
  2. Способы состаривания мебели
  3. Плюсы исполнения своими руками
  4. Техника патинирования деревянной мебели
  5. Чем привлекает мебель под старину?
  6. Кракелюр на мебели
  7. Особенность стиля прованс
  8. Инструменты и материалы, применимые в работе
  9. К старости надо подготовиться
  10. Что нужно знать
  11. 2 Тонирование восками
  12. 5 Добавление в краску наполнителя
  13. 6 Физические повреждения
  14. Золотая паутина благородной патины
  15. 3 Трафареты
  16. 4 Метод сухой кисти
  17. 7 Жидкие металлы
  18. Потёртая и выцветшая мебель
  19. Состаривание морилкой
  20. Подготовка
  21. Браширование
  22. 8 Молдинги
  23. 9 Смена обивки
  24. 10 Винтажные детали
  25. Где взять старинную мебель?
  26. Советы мастеров
  27. Пошаговая инструкция:
  28. Тонкости браширования
  29. 11 Паста для объемного декора
  30. 12 Неравномерное окрашивание
  31. 15 Декупаж

Как состарить мебель самостоятельно

Искусственно состаренная мебель тоже выглядит очень красиво и благородно, но получить ее гораздо легче, быстрее и дешевле чем подлинную старинную.

Из существующих способов искусственного состаривания деревянных поверхностей, доступных для самостоятельного освоения, можно выделить три основных:

Химический. Данный способ подразумевает использование различных веществ, таких как нашатырный спирт, морилка, кракелюрные лаки и др.

Термический. Эффект старины достигается за счет воздействия горячего паяльника или открытого огня.

Механический. Наиболее распространенный метод нанесения повреждений – царапин, трещин и т.д., и последующая их обработка лаком, краской для усиления эффекта.

При применении этих методов получается совершенно разная на вид состаренная мебель. Фото каждого из вариантов не сопоставимы между собой, хотя все считаются проявлениями одного и того же направления в искусстве декорирования.

Далее можно рассмотреть каждый из них подробнее, но перед этим необходимо провести подготовку обрабатываемых поверхностей, т.е. снять с петель дверцы, фурнитуру и предметы декора, а также слой старой краски или лака.

Способы состаривания мебели

Как вариант, можно приобрести старые доски, когда-то бывшие сараями, деревянными складами, другими хозяйственными постройками. Их используют для изготовления мебели и отделки интерьера. Однако такое решение нельзя назвать бюджетным. Гораздо проще выбрать обычное натуральное дерево и искусственно его состарить, либо же восстановить старую мебель, придав ей антикварный вид.

Выделяют механический, термический, химический способ воздействия на древесину. Перед тем как искусственно состарить новую мебель, изготовленную своими руками, или доски, из которых предполагается создать антикварный шедевр, стоит подробно ознакомиться с особенностями каждого из них:

  1. Механический. Делится на браширование и патирование. Первый вариант используется для обработки разных пород древесины (дуб, хвойные, орех, лиственница). Метод заключается в специальной обработке металлическими щетками с последующим тонированием и покрытием лаком. Патирование подойдет, чтобы состарить мебель из ДСП или досок. На покрытую грунтовкой, высушенную поверхность наносят слой краски, а затем патину — специальный состав, имитирующий трещины краски, потертую позолоту или серебрение, иногда — забившуюся в трещинки грязь. Работа выполняется акрилом, битумом, воском, шеллаком, морилкой.
  2. Термический. Для искусственного состаривания материала применяют обжиг открытым огнем с последующей шлифовкой. Для этой цели можно использовать горелку или паяльную лампу. Применять огонь следует вдали от легковоспламеняющихся предметов и жидкостей. После полного остывания досок желаемый оттенок получают, аккуратно обрабатывая поверхность дрелью с насадками или вручную при помощи наждачной бумаги.
  3. Химический. Заключается в обработке натурального дерева щелочью. Можно применить жидкость для устранения засоров, очистки кухонных плит или аммиак. Щелочь наносится кистью, доски накрывают полиэтиленом, чтобы не допустить реакции с воздухом, и оставляют на несколько часов. После этого обрабатывают столовым уксусом для нейтрализации активного состава, тщательно высушивают. Химическое состаривание древесины нужно проводить на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.

Заключительными этапами любого метода состаривания являются обработка поверхности грунтовкой, тонирование или окрашивание, вскрытие лаком. При изготовлении мебели предпочтительнее использовать акриловые краски, лак на водной основе. Они значительно безопаснее и лучше ложатся на поверхность.

Выполняя работы, следует помнить о средствах индивидуальной защиты: фартуке, очках, хлопчатобумажных и резиновых перчатках, респираторе.

Плюсы исполнения своими руками

Прежде чем разбираться, как покрасить мебель в стиле прованс, как и какими способами ее декорировать, определимся, зачем вообще это нужно. Итак, какие плюсы у реставрации мебели и оформлении помещения в духе французской сельской глубинки:

Чтобы ваша мебель выглядела обшарпанной и потертой, можно воспользоваться техникой окрашивания.

Техника патинирования деревянной мебели

Патинирование представляет собой процесс придания мебели, металлическим или гипсовым деталям изысканного налета старины различными способами. Чтобы создать на мебели патину, необходимо неравномерно наносить на поверхность темную акриловую краску, битумный лак или темный воск.

Следуйте следующей пошаговой инструкции, чтобы сделать патинирование мебели своими руками:

Сначала на загрунтованную поверхность нанесите слой акриловой краски выбранного базового цвета. Дайте поверхности высохнуть. Затем в технике протягивания сухой кисти нанесите немного умбры горизонтальными полосами.

Возьмите небольшое количество битумного лака и щетинной флейцевой кистью с легким нажимом проведите горизонтальные полосы. Дайте высохнуть. Время высыхания битумного лака рекомендовано производителем.

  • Щетинной кистью, набрав на нее немного белой акриловой краски, проведите вертикальные линии по всей поверхности изделия. Дайте поверхности высохнуть.
  • Пошагово следуйте данному мастер-классу по патинированию поверхности мебели для создания «следов старых красок». В результате поверхность выглядит состаренной.

    Существует несколько техник патинирования. Все зависит от того какую кисть вы выберете для работы.

    Одна из простых техник патинирования мебели – протягивание кисти в разных направлениях. Для этой техники хороший результат можно получить, используя синтетическую или щетинную малярную кисть.

    Методом протягивания (волочения) кисти вы можете получить единообразные горизонтальные или вертикальные линии. Не сомневайтесь, эти линии будут очень эффектно смотреться абсолютно на любой деревянной мебели, и вы останетесь довольны полученным результатом.

    Взяв новую порцию краски, обязательно промокните кисть о бумагу, снимая излишки. Она должна быть почти сухой.

    В технике протягивания можно имитировать браширование, взяв в данном случае немного светлой краски на сухую кисть.

    Чем привлекает мебель под старину?

    Дизайнеры уже не один год отдают предпочтение мебели из натуральных материалов. Это связано с тем, что этот материал обладает массой полезных свойств:

    Особую нишу занимает мебель из состаренного дерева. Она отличается не только высоким качеством, но и своим неповторимым внешним видом. Изделия под старину имеют необъяснимый шарм и таинственность. Они несут в себе загадки прошлого, поэтому с возрастом обретают все большую ценность. Это делает их настоящим эксклюзивом.

    Кракелюр на мебели

    Кракелюр – искусственные трещины на поверхности с помощью специального растрескивающегося кракелюрного лака.

    Эффект старины создаётся, когда сквозь трещины виден нижний тонкий слой базовой тёмной краски. Для этого поверхности зачищают, при необходимости моют, сушат и грунтуют, затем красят и дают просохнуть.

    После наносят контрастную, матовую светлую краску, а затем, толстым слоем, лак. По желанию обработать некоторые места мягкой наждачной бумагой. Готовое изделие покрывают мебельным лаком.

    Особенность стиля прованс

    Прованс – более утонченный аналог американского кантри. Стиль французской глубинки отличается одновременно простотой и изысканностью, элегантностью и скромностью, тяготением к винтажной мебели, наивностью и идиллической умиротворенностью. Он душевен и уютен, как деревенский дом бабушки по детским воспоминаниям. Особенно часто встречается на кухнях, но может украсить и другие помещения: гостиные, столовые, спальни.

    Раритетная или антикварная мебель – это очень изысканно и красиво, однако данное удовольствие далеко не каждому по карману.

    Слегка «выгоревшие» и тусклые тона, простоватые, но практичные и качественные вещи, грубая штукатурка и натуральный текстиль – это и есть дизайн интерьера в духе «французского кантри». Здесь нет места помпезности, нарочитой вычурности и надменной роскоши. Неуместны холодный блеск металла, полированные поверхности и современные мебельные «монстры»-трансформеры. Все по-домашнему уютно и скромно, но в то же время неуловимо изысканно.

    Перед тем как начать состаривать мебель своими силами, необходимо провести тщательную подготовку всех деревянных поверхностей, которые будут подвергаться обработке.

    Инструменты и материалы, применимые в работе

    В зависимости от выбранного метода состаривания мебели могут понадобиться следующие материалы и инструменты:

    Браширование древесины: основные этапы искусственного старения дерева

    На сегодня одним из модных материалов, используемых в отделке любых по предназначению помещений, является состаренное дерево. В природных условиях своего произрастание любое дерево стареет очень медленно, поэтому создана и специально применяется особая техника работы с древесиной – браширования. Этот процесс заключается в искусственном старении необходимого пиломатериала.

    В чем заключается процесс браширования

    Браширование – искусственное старение (состаривание) древесины с использованием различных приспособлений и особых техник. Весь процесс работы заключается в удалении при помощи жесткой, металлической щетки мягких верхних волокон древесины.

    Использование браширования открывает широчайшие возможности по изменению текстуры и цвета самых разных пород древесины. Особая тонировка позволяет выразить эффект патины, когда основная древесина окрашивается в один тон, а поры дерева в совершенно другой.

    Искусственному старению легче всего поддаются такие деревья как: орех, лиственница, ясень, дуб и венге:

    Брашированная древесина ореха Брашированная древесина лиственницы Брашированная древесина ясеня Брашированная древесина дуба Брашированная древесина венге

    Практически не используют для браширования бук, клен, ольху, грушу, вишню. Используя технику браширования можно в итоге получить дерево совершенно с необычной окраской. Из красителей используют черные, фиолетовые, оранжевые, красные, белые, зеленые цвета.

    В процессе искусственного старения нужное дерево подвергается и специальной обработке, необходимой для защиты материала от вредителей и гниения. После окраски заготовки полируют или покрывают лаком. Брашированная древесина широко применяется при изготовлении мебели, с ее использованием часто отделывают внутренние стены домов, создают различные аксессуары.

    К преимуществам искусственно состаренного дерева можно отнести:

    Процесс браширования требует использования специальных инструментов, необходимо соблюдать и всю технологию работы с древесиной. Простоту изготовления специально состаренной древесины самостоятельно можно оценить на четыре балла, но только в том случае, если имеется достаточный опыт и все нужные приспособления при работе с деревом.

    Читайте также:  Как выполнить штукатурку откосов для дверных проемов своими руками

    На видео показан процесс браширования или старения древесины:

    Основные производственные этапы

    Весь цикл браширования состоит из последовательно выполняемых операций:

    Старение древесины в домашних условиях

    Браширование древесины при необходимости можно полностью провести дома самостоятельно. Потребуется приобрести специальные металлические и абразивные щетки, устройства для шлифовки, красители и лак. На производствах искусственное старение проводят при помощи специальных шлифовальных машин и иных устройств, облегчающих весь процесс работы.

    Автоматизирование всего цикла браширования позволяет снизить цену на получаемые в итоге изделия. Стоимость искусственно состаренного дерева на производстве можно оценить на пять баллов, так как в домашних условиях этот процесс несколько затягивается и требует определенных усилий.

    На фото то, что может понадобиться для работы с древесиной

    Используемые для браширования инструменты

    Щетки

    Первичная обработка древесины проводится щетками. Выбирая ручную щетку необходимо приобрести с самой твердой, металлической щетиной. При необходимости некоторые ее подрезают при помощи болгарки, это позволяет металлический ворс сделать более твердым.

    Для получения продольных углублений иногда используют и стамеску. А придать выразительности рисунку помогает наждачная бумага с крупнозернистой поверхностью. Обрабатывают щетками подсушенную древесину, так на влажной волокна в процессе зачистки будут приподниматься.

    Для черновой очистки поверхности деревянной заготовки часто используется болгарка. При этом в начале обработки используют насадки с металлическим ворсом, а в конце с медным. Выпускается и специальная насадка «Пиранья», она представляет собой абразивно-полимерную щетку.

    Эта насадка позволяет удалить мягкие волокна, а твердые оставить, что значительно облегчает подготовительный этап браширования. Помимо болгарки для удаления мягких волокон может использоваться и дрель. Щетки покупают в зависимости от используемых инструментов – для болгарки и дрели они различаются по размерам.

    Станки для состаривания

    На производственных предприятиях весь процесс старения древесины будет занимать короткий отрезок времени, если будут использоваться специальные станки. Комплектация подобных автоматических станков представлена сразу несколькими устройствами.

    Автоматизация работы помогает добиться простоты изготовления состаренной древесины, при этом практичность материала можно оценить на пять баллов.

    Для самостоятельной работы с деревом специальные станки имеет смысл приобретать только в том случае, если предполагается большой объем работы с деревом. На рынке представлено немало моделей, выпускаемых специально для браширования деревянных заготовок.

    К самым популярным из них относят:

    Выбирая шлифмашинку необходимо учитывать удобство ее использования и возможность приобретения подходящих по конструкции к этим устройствам щеток.

    Принцип работы щеточного станка для старения древесины sl-6352:

    Брашировка древесины своими руками

    При большом желании искусственно состаренную древесину можно изготовить и самостоятельн о :

    При достаточном опыте процесс браширования древесины и использование при этом специальных устройств не отличается особой трудностью. При этом можно изготовить самые эксклюзивные изделия, начиная от настенных полок и заканчивая шкафами и кухонными гарнитурами.

    Как самому можно состарить древесину, расскажет видео:

    Патинирование

    Еще один достаточно простой способ старения древесины, который можно использовать и самостоятельно, это патинирование.

    Этот способ легче в исполнении, чем браширование:

    При помощи патинирования и выполнения гнутья древесины, можно до неузнаваемости изменить вид скучных деревянных изделий, при этом простота работ, внешний вид и низкая цена на все приспособления оценивается на пять баллов.

    Нанесение патины на деревянную дверь:

    Состаренная мебель из дерева: как придать эффект старины предметам мебели

    Стили хай-тек и минимализм продолжают активно использоваться в изготовлении мебели и создании интерьера жилых помещений. Однако всё чаще доводится слышать о том, что у этих направлений нет души – они слишком превозносят техническое совершенство и утилитаризм, нивелируя человека.

    В век всемирных сетей и всеобщей «цифровзации» многие хотят видеть «мебель с человеческим лицом». Отчасти это потребность в уюте и душевной теплоте, отчасти – ностальгия по тем временам, когда бабушкин комод и дедушкин шкаф были спутниками беззаботного детства, проведённого в деревне. Поэтому сегодня состаренная мебель производится как на фабриках, так и в домашних условиях.

    Особенности готовой состаренной мебели

    Если вы не любитель работать своими руками, то лучшим вариантом будет приобретение мебели в салонах и прочих точках розничной продажи, либо выбор изготовления на заказ.

    Сегодня многие мебельные фабрики, а также небольшие частные цеха производят мелкосерийную или вообще уникальную состаренную мебель, пользуясь всеми преимуществами промышленных технологий. При изготовлении предметов обстановки под старину используется несколько приёмов.

    Подбор материалов

    Тщательно отшлифованная доска или брус правильных геометрических размеров становится безликой и может быть использована везде. Первым и самым очевидным шагом достичь винтажного эффекта будет использование таких материалов, которые имеют свой «характер», несут на себе печать времени, а также соответствуют стилю тех времён, когда мебельное производство ещё не имело точных станков и деревообрабатывающего оборудования.

    Соответственно, изделия выходили несколько топорными и грубоватыми (по крайней мере, если речь идёт о периоде Средневековья).

    Слово «винтаж» пришло из виноделия – оно означает преимущество марочных вин, выдержанных в течение нескольких десятилетий перед более молодыми продуктами. В одежде, дизайне, меблировке под этим понимают возрождение стилистических традиций предыдущих эпох.

    Например, поставить в кабинете бюро вместо удобного шкафа или письменного стола, а в спальне – высокую кровать с никелированными шарами – явный винтаж.

    Для того, чтобы добиться эффекта состаренной мебели, для её изготовления берут части древесины, в которых сохраняется неровный край, сучки, дефекты структуры – все эти элементы имитируют ручную работу.

    Особенно часто этот приём используется в изготовлении столешниц – при сборке вместо привычного клеёного массива берут слэбы, которые имеют уникальный рисунок и форму. Можно сказать, что стол получается не просто состаренным, но и эксклюзивным.

    Химическое воздействие

    В распоряжении мебельных производств есть химические реактивы, которые воздействуют на древесину особым образом. Они повреждают верхний слой целлюлозы, однако действуют не по все поверхности, а образуют канавки, борозды, пятна и другие «артефакты».

    Уничтожение части древесного массива имитирует повреждение временем, а уникальный узор делает изделие неповторимым. С помощью химического воздействия можно имитировать даже воздействие древогрызущими насекомыми, только сохраняя прочность изделия и делая подобный износ эстетичным.

    Применение кованых элементов

    Состаренная мебель – это не только древесина, но и металлические части, которые активно использовались в XVI – начале XX века. Показателем преклонного возраста обстановки являются кованые петли, окантовка, уголки. Широко используются кованые тёмные петли, ручки, замки.

    Способы состарить мебель своими руками

    К сожалению, у мебели, состаренной на фабриках или уже изготовленной из соответствующих материалов, есть один существенный минус – высокая цена. Однако отказываться от идеи получить оригинальную меблировку не стоит. Многие работы и приёмы, которые придадут изделиям неповторимый винтажный вид, можно проделать своими руками.

    Выбрать нужный объект воздействия

    Если взять лёгкий алюминиевый стул в стиле хай-тек и попытаться сделать из него состаренную мебель, ничего не получится – он несёт в себе идею минимализма и технического прогресса в самой своей основе. Поэтому главное в деле состаривания – найти подходящий элемент обстановки, который после приложения сил приобретёт непротиворечивый цельный облик, ради которого и затевается модификация.

    Лучше всего для состаривания подходят настоящие старые вещи, причём степень и сохранности не имеет большого значения. Стандартную современную мебель также можно сделать старой. Впрочем, нужно отдавать себе отчёт, что далеко не всякий стол или стул подходят для контролируемого состаривания.

    Например, изделие с отслоившимся шпоном уже вряд ли приобретёт нормальный вид даже после удаления верхнего финишного слоя. Неподходящей будет и мебель из древесно-стружечных плит: такой материал не выдерживает обработки, а лёгкое повреждение будет уже не эстетичным, а скажется на функциональности.

    Лучшим объектом приложения сил по-прежнему остаётся мебель из дерева.

    Удаления старого покрытия

    Первым делом стоит удалить старое покрытие. К сожалению, реальность такова, что естественный износ совсем не так эстетичен, как декоративно-художественный. Поэтому старую краску или лак стоит без жалости ликвидировать, чтобы обнажить нижний слой.

    Для удаления краски используется шлифовальная машинка ленточного типа. В зависимости от слоя краски и наличия дефектов поверхности выбирают величину зерна наждачной ленты. Плоские поверхности обрабатываются легче всего. В труднодоступных местах используют наждачную бумагу и ручной труд.

    Трудней всего обрабатывать внутренние угловые стыки. Для того, чтобы удалить там следы лака или краски, удобно использовать сферическую или коническую борфрезу, в просторечии именуемую шарошкой. Вставленная в дрель, эта насадка обеспечит зачистку в самых трудных местах.

    Использование морилки и масла

    Морилка – это жидкий состав на основе воды, спирта или нитро-химикатов. Служит для защиты и декоративного окрашивания древесины. Известные цвета вроде «дуб», «венге», «тёмный орех» получают путём применения морилки на сосновых или буковых заготовках. Специальные пастообразные морилки, которые втираются в древесину, проявляют рисунок.

    Применяя морилку, можно сделать светлую древесину более тёмной, что придаст ей возраста, ведь старая древесины, бывшая в употреблении, всегда тёмная.

    На производстве морённую мебель обычно покрывают прозрачным лаком. Однако для состаренных предметов такое покрытие нежелательно: оно даёт ненужный блеск, который всегда утрачивается старыми вещами.

    Поэтому намного лучше подойдёт специальное масло, которое можно приобрести в профильных магазинах или заказать в интернете. Масло наносится на поверхность и долго втирается в древесину. Обработанная мебель уже не кажется шероховатой, не коробится и не разбухает от действия воды, но и не даёт блеска, отдающего новоделом.

    Браширование

    Этот процесс способен придать даже самой новой древесине порядком изношенный вид. Во время брашрования материал обрабатывается металлическими щётками. Благодаря этому стирается верхний слой, образуются бороздки, выбоины канавки. Брашированная древесина приятна не только на вид, но и на ощупь. Обработка маслом после этой операции придаёт мебели особый состаренный вид.

    Операция очень проста, ведь железную щётку легко приобрести в любом промтоварном магазине, а процесс обработки выполнить вручную. Правда, это потребует некоторого времени и сил, зато и результат порадует исполнителя.

    Для самых ленивых (или поклонников механизированного труда) выпускают специальные щётки. Они надеваются на шпиндель углошлифовальной машины (болгарки) и позволяют провести операцию за считанные минуты. Для брашировки стоит выбирать не чашеобразную, а дисковую щётку, чтобы борозды получились в направлении волокон древесины.

    Окрашивание и шлифовка

    Краска – отличный способ состарить мебель, если сделать всё правильно.

    Первый способ самый простой:

    1. Покрыть предмет красящим составом из краскопульта или нанести кистью.
    2. Дождавшись высыхания, мелкозернистой наждачной бумагой снять слой краски до древесины в нескольких местах.
    3. В качестве стёртых участков чаще всего фигурируют углы, кромки, районы ручек, активно используемые участки столешниц.

    Более интересный способ:

    1. Нанести светлый слой краски на мебель.
    2. Растопить воск и смазать им места, где планируются «потёртости».
    3. Дождавшись высыхания, покрасить мебель вторично, но на этот раз уже тёмной краской.
    4. Тряпкой или губкой мягко отделить участки с нанесённым воском – верхний слой краски моментально снимется, и под ним обнажится предыдущий, контрастный.
    1. Смешать краску с твёрдыми гранулами, например, крупным песком или отсевом.
    2. Нанести слой на древесину и дождаться высыхания.
    3. Удалить выступающие гранулы скребком или шпателем – останутся «содранные» места, имитирующие эффект мебели в годах.

    Использование металлических деталей

    В старой мебели очень часто использовались ручки со всевозможными подвесками и подвижными частями. Также использовались фрагменты фарфора, стекла или керамики. Сходив в строительный гипермаркет, можно разжиться там достойными образцами. К сожалению, выглядят они слишком «ново». Это легко исправить, прокипятив предметы в жёсткой воде – тонкая плёнка солей покроет металл, и он будет казаться патинированным.

    А вот если вы нашли старые ручки и петли, то их можно привести в надлежащее состояние, прокипятив уже с лимонной или уксусной кислотой – она растворит окислы, и изделия станут, как новые. Чтобы немного «приглушить» их обновление, можно хорошенько разогреть их в пламени газовой конфорки.

    Обжигание

    Использовать открытый огонь можно и для того, чтобы состарить ошкуренную деревянную мебель. Для этого используют паяльную лампу или газовый баллон с насадкой. На древесине появятся характерные «выжженные» участки, которые будут подчёркивать естественный узор древесины.

    Способов состарить мебель есть много. Выбирайте те, которые вам по нраву либо реализуемы в конкретном случае. Не бойтесь экспериментировать, ведь ваша работа с точки зрения творчества относится к категории hand-made!

    Видео-совет, как покрасить комод в технике состаривания

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *