Критерии выбора компрессора

Давление

Сразу обращаем внимание на давление. Давление (атм), которое указывается в характеристиках компрессора – характеризует предельное значение, которое вы сможете получить от данного аппарата. На большинстве компрессоров существуют регуляторы давления, и вы его можете регулировать на выходной магистрали, согласно Вашим нуждам, в меньшую сторону. Увеличить давление выше значения, указанного в характеристиках компрессора, разумеется, не получится.

Большинство компрессоров, применяемых на автомойках и автосервисах имеют в паспорте значения давления 8-10 атм. Кроме того, нужно учитывать, что рабочее давление компрессора будет отличаться от пикового, примерно на 20% в меньшую сторону. Паспортное значение давления компрессора указывается в (Bar) или (атм). При этом соотношение между данными величинами следующее:

  • 1 атм = 1,013 Bar
  • 1 Bar = 0.9869 атм

Т.е., по большому счету, не сильно принципиально в какой из данных величин будет выражено давление у конкретной модели компрессора – они очень близки и погрешность в 2-3% в данном случае не значительна.

Таким образом, крайне желательно, чтобы компрессора по паспорту превышало необходимое рабочее давление инструмента на 15-20%.

Так же необходимо знать, что в паспорте указывается производительность на входе в компрессор, т.е. объем “засасываемого” воздуха. А нам нужна производительность на выходе. Чтобы оценить выходную производительность, нужно данные, указанные в описании модели умножить на коэффициент:

Характеристики

При выборе лучших воздушных компрессоров специалисты прежде всего обращают внимание на следующие параметры:

  1. Производительность. От этого показателя зависит объем сжатого воздуха в литрах, который может выдать аппарат за одну минуту (л/мин). Именно этот параметр указывает на максимальное количество одновременно подключенных пневмоинструментов. Производитель обычно указывает максимальное значение этой величины. Поэтому при выборе необходимо обращать внимание на модели с 30–50%-м запасом по мощности, так как последний показатель может значительно меняться из-за разницы температур и конфигурации пневмоприбора.
  2. Мощность. От величины этого параметра зависит, насколько двигатель способен выполнить поставленную задачу. Мощность измеряется в кВт и показывает способность двигателя справиться с поставленной задачей. Максимальная мощность, указанная в технической характеристике агрегата, может на 30 % отличаться от реальных показателей.
  3. Давление. Этот параметр указывает на то, с какой силой компрессор сжимает воздух. При помощи этого показателя можно легко рассчитать, с какими видами пневмоинструмента сможет работать прибор. Величина эта не постоянная и может снижаться на треть.
  4. Время работы. Очень важный показатель, от которого зависит выполнение работы. При выборе компрессора не стоит забывать, что маломощным моделям понадобится значительно больше времени, чтобы, например, подкачать автомобильные колеса. Поэтому есть смысл брать только те модели, непрерывная работа которых заявлена в пределах от 30 минут до одного часа.
  5. Объем ресивера. От этого параметра зависит время проведения работ при выключенном компрессоре.
  6. Вид манометра. Современные агрегаты по перекачке сжатого воздуха оборудованы аналоговым или электронным манометром. Цифровые приборы более предпочтительны, так как имеют значительно меньшую погрешность в измерениях.
  7. Коммуникация. Особое внимание необходимо обратить на длину шлангов и шнура питания. Главный критерий в этом случае — удобное использование. Поэтому лучше брать модели с запасом по длине шнура питания, в комплектацию которых входит витой переходник длиной от 5 до 8 метров.

При выборе лучших воздушных компрессоров специалисты прежде всего обращают внимание на следующие параметры:

Критерии выбора компрессора

Развитие современных строительных технологий постоянно движется вперед, появляется новое оборудование или модернизируется старое. Изменения затронули и область производства компрессорных установок, но чтобы лучше ориентироваться в выборе современных инструментов, следует внимательно ознакомиться с их основными качественными параметрами.

Развитие современных строительных технологий постоянно движется вперед, появляется новое оборудование или модернизируется старое. Изменения затронули и область производства компрессорных установок, но чтобы лучше ориентироваться в выборе современных инструментов, следует внимательно ознакомиться с их основными качественными параметрами.

Сообщества › Все об Инструментах, Станках и Приспособлениях › Блог › Советы по выбору гаражного компрессора

На основе своего опыта и знаний расскажу о компрессорах и как сделать правильный выбор при их покупке. В основном конечно эти советы помогут тем кому они нужны для мастерской или гаража. И сразу уточню речь будет идти только о маслосмазываемых компрессорах способных создавать давление выше 6 атмосфер.

По типу способа сжатия они делятся, на: поршневые, винтовые и турбокомпрессоры.
При их одинаковой производительности поршневые самые дешевые и экономичные как по производительности воздуха в пересчете на киловатт энергии, так и по цене ремонта и покупки. Они также наименее требовательны к чистоте воздуха на всасе. Турбокомпрессоры самые малогабаритные, но при этом намного дороже поршневых. Используются только в виде крупных промышленных установок. Винтовые обычно советуют для замены поршневому они дешевле турбо- и меньше поршневых, но экономичность у них хуже поршневых примерно на 20%.

По типу привода: прямой, через муфту и ременный.

Самые дешевые (до 25тыс. рублей)

и дорогие (от 100 тыс. рублей)

компрессоры используют прямой тип привода. Для дешевых это упрощение конструкции за счет отказа от ремня, шкивов, шпонок, упрощение конструкции вала и т.д. Для дорогих более высокий механический К.П.Д. по сравнению с остальными из за отсутствия шкивов и муфт. Думаю в дальнейшем компрессоры с прямым приводом вытяснят компрессоры с ременным. За ними будушее, но не сейчас.
Недостатком этого типа привода является более высокие требования к качеству изготовления конструкции, к балансировке ротора электродвигателя. Требуется наличие тихоходных электродвигателей или при несоблюдении их (недорогие модели) более быстрый износ деталей и т.д. При включении такой компрессор не оснащенный системой мягкого пуска испытывает ударные нагрузки на свои механизмы. Поэтому желательно наличие защитных механизмов от перегрузки в виде пусковых, предохранительных и противопомпажных клапанов, систем частотного регулирования с мягким пуском. Что значительно поднимает стоимость компрессора с таким приводом.
На дешевых вариантах нет тихоходных двигателей и защитных систем даже у именитых производителей. За счет чего они быстрее выходят из строя чем комрессоры с ременной передачей.

Ременный привод является наиболее оптимальным типом привода по соотношению цена/качество для частных мастерских и гаражного использования.

К его достоинствам можно отнести:
Защита от перегрузки. В случае ее превышения ремень провернется или его порвет.
Качество балансировки ротора электродвигателя не сказывается на долговечности работы головки компрессора. Гибкий ремень сглаживает вибрации.
Не требуется наличия тихоходного двигателя. Скорость вращения можно уменьшить за счет подбора размеров шкивов. Что положительно сказывается на долговечности работы деталей компрессора.
Имеются и недостатки:
Более низкий механический К.П.Д. потери до 30% мощности. Ремень имеет свойство проскальзывать плюс трение о реборды шкива.
Требутся периодическая подтяжка и замена ремня.
Дополнительная нагрузка на подшипники от натяжения ремня (требует более дорогих подшипников).

Привод через муфту. По своим качествам стоит посередине между прямым(дорогим) и ременным. Как по механическому К.П.Д., защите от перегрузок так и по стоимости покупки и эксплуатации. Все зависит от типа установленной муфты: зубчатая, прямая, цепная, кулачковая, фрикционная, комбинированная и т.д

По типу охлаждения: воздушные, жидкостного охлаждения, комбинированные.

Воздушное охлаждение самое простое и дешевое, но при нем невозможно обеспечить равномерный отвод тепла от всех деталей. Поэтому у компрессора с ним будет самая маленькая массогабаритная производительность.

Жидкостное охлаждение за счет более быстрого и равномерного отъема тепла помогает достичь максимальных характеристик массо/габаритной производительности. Но при этом оно намного сложнее воздушного, требует жидкостного насоса, радиатора и т.д. Обычно используется только в промышленности.

Комбинированное охлаждение. Это когда наиболее теплонагруженные детали охлаждаются жидкостью, а наименее воздушным потоком. В качестве примера воздушные компрессоры тормозной системы грузовиков. Являются компромиссом между двумя предыдущими системами охлаждения.

По типу смазки.
Смазка окунанием с разбрызгиванием наиболее простая и поэтому дешевая и смазка под давлением.
Смазка под давлением помогает значительно увеличить срок службы подшипников скольжения за счет создания более устойчивой и толстой маслянной пленки и лучшего отвода тепла от трущихся деталей, но требует наличия маслонасоса.

По количеству цилиндров на каждую ступень сжатия: одно-, двух- и многоцилиндровые компрессоры. Увеличение количества цилиндров помогает сгладить пульсации(скачки) давления компрессора. Чем больше тем лучше.

По количеству ступеней сжатия: увеличение количества ступеней сжатия компрессора помогает повысить производительность более эффективно чем увеличение количества цилиндров. Поэтому при выборе не стоит путать эти два понятия.

По объему ресивера. Тут принцип простой чем больше тем лучше. Увеличение объема ресивера помогает увеличить расход воздуха на величину большую чем производительность компрессора, уменьшить и сгладить пульсации(скачки) давления. Но существует одно но. Есть опасность выхода компрессора из строя при заполнении ресивера, поэтому компрессор должен быть способен критически не перегреваться хотя бы на время нужное для накачки ресивера.
Другими словами увеличение объем ресивера не решения проблемы производительности воздушной системы без соответствующего компрессора.

По способу изготовления, на самодельные и заводские.
Более подробно о самодельных.

Вариант №1 за основу берется голова компрессора заводского производства к ней электродвигатель, газовый баллон и собирается все вместе. Способ хорош только если у вас по какой то причине есть компрессорная голова или электродвигатель. Иначе дешевле будет купить заводской.

Вариант №2 за основу берется 4-х тактный двигатель внутреннего сгорания и переделывается под компрессор. На выходе получается компрессор с жидкостной системой охлаждения и принудительной системой смазки и хорошим ресурсом. Для гаража могут подойти двигатели от мотоцикла Урал (воздушное охлаждение) или двигатель от автомобиля Ока (жидкостное охлаждение).Такие компрессора могут работать непрерывно. С ними уже можно использовать ресивер любого объема.

Вариант №3. Использовать компрессоры от тормозных систем грузовиков+ масло- и жидкостные насосы + вентилятор и радиатор к нему. Получается компрессор с комбинированной системой охлаждения и принудительной системой смазки с возможностью непрерывной работы. И вытекающими отсюда плюсами.

Полезные опции для гаражных компрессоров.

Пусковой (стартовый, разгрузочный) клапан компрессора.
При пуске электродвигателю компрессора нужно преодолеть быстро нарастающее сопротивление воздуха. Основная причина почему он может не включится. Особенно при слабой электросети с пониженным напряжением. Одним из способов борьбы с этим является установка пускового клапана между компрессором и обратным клапаном ресивера. Это позволяет плавно повышать давление перед компрессором и значительно уменьшить динамическую нагрузку на двигатель с компрессором от сопротивления воздуха .

При первоначальном пуске компрессора, стартовый клапан открыт, избыточное давление в воздухопроводе от узла насоса до обратного клапана нарастает более медленно (часть сжатого воздуха стравливается через открытый стартовый клапан), что позволяет запуститься электродвигателю и набирать обороты без дополнительной нагрузки (аналог режима холостого хода). После запуска двигателя давление в воздухопроводе нарастает и при его достижении определенной величины пусковой клапан закрывается. При остановке компрессора, когда компрессор работает в автоматическом режиме или, когда компрессор выключается выключателем на реле давления (прессостате), через выпускной клапан, расположенный на реле давления, происходит сброс воздуха с нагнетательного воздухопровода, пусковой клапан открывается. При включении компрессора цикл повторяется.
Более простой способ разгрузить двигатель при пуске, сделать маленькое дросельное отверстие в воздуховоде между компрессором и обратным клапаном. Но при этом придется смирится с потерями воздуха. Размер которых напрямую зависит от размера отверстия.

Наличие у ресивера, дополнительного выхода. Это позволит без проблем подключить еще один ресивер.

Наличие частотного регулирования у электродвигателя. Позволяет регулировать обороты двигателя без лишних потерь электроэнергии и крутящего момента и обеспечивать его мягкий запуск . У аппаратов ценой до 50000 рублей я его не встречал.

Читайте также:  Леска на газонокосилку: как выбрать и намотать?

Рейтинг фирм производящих компрессоры.
На рынке огромное количество фирм занимающихся компрессорным оборудованием. И качество их изделий сильно разнится. Для себя я составил рейтинг нескольких из них, расположенных по убыванию качества и цены.

Высшая лига. Отличаются высоким качеством и ценой. Аtlas Copco

Выше среднего. Хорошее качество. Хватающего в большинстве с лихвой не только для СТО. Abac, Бежецкий компрессорный завод

Средняя лига. Качественные компрессора которых вполне достаточно для СТО, гаражей, мастерских и домашнего использования. Фирма: Remeza/Fiac/AirCast, NORDBERG и похуже Metabo, Интерскол.

Голимый китай. Качество на троечку. Fubag, Зубр, Aurora, Inforce, Concorde и многое другое.

В результате напрашиваеться вывод оптимальным выбором гаражного компрессора на данный момент является поршневой компрессор, смазка окунанием с разбрызгиванием и принудительным воздушным охлаждением. Если есть сеть с 380 вольт лучше выбрать двигатель с этим напряжением.
С прямым приводом (дешевые модели) для накачки колес, покраски стен, продувки небольших деталей и редкого использования.
С ременным приводом и расходом на выходе 300-500 литров в минуту для работ с гайковертами, покраски кузовных элементов. Расходом выше 500 литров в минуту покраски, работой пневмоболгаркой и пескоструйки. Хотя для пескоструйки лучше 1000 литров в минуту.
Для тех у кого много денег и мало места в гараже можно присмотреться к винтовым.

Модели для гаражного использования в будущем думаю будут с прямым приводом и частотным электродвигателем.
Для себя я выбрал компрессор фирмы Remeza с ременным приводом, пусковым клапаном, рессивером 50 литров и электродвигателем 220 вольт. Присматривался к Бежецкому, но они идут только с электродвигателями на 380 вольт.

Полезные советы по устройству пневмосистемы.

Для работы можно использовать кислородные шланги. Они обойдутся дешевле хороших воздушных.

Елочку для кислородных шлангов нужно брать на 1 мм больше чем диаметр его отверстия.

Червячные хомуты желательно чтобы были изготовлены методом накатки, а не просечки. Они меньше повредят шланг.

Вместо компрессорного масла можно использовать масло для двигателей внутреннего сгорания. Их характеристики очень схожи. Благодаря такой замене компрессор можно будет без проблем запускать при минусовых температурах. Индекс вязкости (температурный диапазон в котором масло остается с одинаковой вязкостью) моторных масел выше компрессорных. Такой показатель как температура вспышки обычно тоже. Да и цена из-за более массового распространения ниже.На работе сервисные специалисты по компрессорам лили в свои Жигули компрессорное масло.

Конечно то что я описал далеко не в полной мере отражает многочисленные конструкции компрессоров и устройств используемых в них. Например байпастный клапан и регулирование им производительности компрессора, синхронные двигатели, оппозитники, дроссельное регулирование, крейцкопфные компрессоры, зачем нужен противопомпажный клапан, прямоточный клапан и т.д. Так как не вижу смысла описывать их здесь.

К его достоинствам можно отнести:
Защита от перегрузки. В случае ее превышения ремень провернется или его порвет.
Качество балансировки ротора электродвигателя не сказывается на долговечности работы головки компрессора. Гибкий ремень сглаживает вибрации.
Не требуется наличия тихоходного двигателя. Скорость вращения можно уменьшить за счет подбора размеров шкивов. Что положительно сказывается на долговечности работы деталей компрессора.
Имеются и недостатки:
Более низкий механический К.П.Д. потери до 30% мощности. Ремень имеет свойство проскальзывать плюс трение о реборды шкива.
Требутся периодическая подтяжка и замена ремня.
Дополнительная нагрузка на подшипники от натяжения ремня (требует более дорогих подшипников).

Выбор компрессора для профессионального использования

Профессиональный пневмоинструмент требует наличия производительного компрессора, способного продолжительное время без перерыва обеспечивать все потребители сжатым воздухом в соответствии с расходом.

Те же грузовые гайковерты требуют свыше 1100 литров воздуха в минуту, сжатого до 8 атмосфер, а с использованием дополнительных ресиверов количество подключаемого инструмента можно увеличить, лишь бы производительность позволяла.

В профессиональной деятельности, например, в ремонтных цехах или шиномонтажках, важна длительная работа компрессора без перерыва.

Тут распространены следующие 2 типа оборудования:

  1. Поршневые ременные компрессоры – обладают высоким коэффициентом полезного действия и увеличенным ресурсом за счет того, что головка работает с меньшей частотой, чем двигатель. В дополнение маховик охлаждает головку, предотвращая перегрев, но подобная конструкция в работе очень шумная.
  2. Винтовые – практически не шумят, обладают высокой производительностью, а главное – способны функционировать в круглосуточном режиме, что делает их в профессиональной сфере востребованными.

Используя пневматический инструмент, следует позаботится, чтобы производительность компрессора была выше, чем расход воздуха самого производительного потребителя, либо же суммы одновременно работающих.

Реальная производительность представляет собой произведение КПД и производительности на входе, указанной в паспорте.

КПД винтовых вариантов составляет 0,95, а ременных поршневых – 0,75.

При выборе компрессора для пневмоинструмента, например, гайковерта, важно помнить, что его рабочее давление должно быть меньше давления при включении агрегата.

В противном случае гарантированы частые простои даже при непрерывно работающем насосе.

Информация о рабочем давлении записана в паспорте к инструменту, а у пескоструя указывается его диапазон.

Что касается размера ресивера, то лучше выбирать варианты с как можно большим объемом.

Дело в том, что вместительные баллоны снижают пульсацию давления воздуха.

Для использования на производстве требуются ресиверы объемом минимум 270 литров.

Варианты с подобными характеристиками способны справится с более масштабной работой, например, если требуется покрасить полностью боковую сторону авто, либо сделать покраску переходом.

Основные характеристики, на которые стоит обратить внимание

Тип

По типу компрессоры делятся на поршневые и винтовые.

Поршневые модели популярны благодаря своей простой конструкции и высокому давлению, а к их недостаткам можно отнести высокие уровни шума и вибрации. Ремонтировать поршневые компрессоры приходится чаще, но из-за простого устройства, опять-таки, ремонт выходит недорогим. Поршневые модели лучше всего показывают себя при нерегулярной работе.

Винтовые бытовые модели сегодня в продаже практически не найти. Их межремонтный ресурс гораздо выше, а уровни шума и вибрации минимальны. К сожалению, сложность конструкции винтовых компрессоров сделала их непопулярными в быту. Кроме того, они гораздо более эффективны именно в промышленных условиях — при постоянной высокой нагрузке.

Производительность

По отношению к компрессорам различают производительность всасывания и эффективную производительность.

Первая определяется количеством воздуха, который перекачивается за единицу времени при давлении на выходе равном входному давлению. Если входное давление выше, производительность всасывания падает на 20-25%.

Эффективная производительность определяется количеством воздуха, который перекачивается за единицу времени при нормируемом давлении на выходе. Этот параметр указывают далеко не все производители.

Какая же производительность нужна компрессору для его использования в быту? Если вы планируете пользоваться краскораспылителем или каким-то другим пневматическим инструментом, то нужно смотреть на его характеристики и требования. Для накачки велосипедных камер хватит самого простого компрессора, а для крупных машин можно присмотреть модель подороже и побыстрее — к примеру, до 300 л/мин (такого компрессора вообще хватит для одновременной работы сразу нескольких пневмоинструментов). Впрочем, даже недорогой маломощный компрессор с этой задачей справится — у него это просто займет чуть больше времени.

Максимальное давление

Этот параметр определяется максимальным стабильным давлением, которое может поддерживать конкретная модель компрессора. В домашних условиях будет достаточно 8-10 атмосфер, на которые рассчитаны почти все поршневые модели.

Объем и расположение ресивера

Чем больше объем ресивера, тем больше сжатого воздуха может накапливать компрессор, и тем реже он будет включаться, чтобы сгенерировать еще. В общем и целом объемный ресивер позволяет немного снизить стоимость ремонта, который вы произведете в будущем.

Чаще всего ресивер располагается горизонтально — такие модели легче передвигаются и стабильнее в работе. Вертикально расположенный ресивер позволяет лишь сэкономить немного места в гараже или подсобном помещении.

Мощность

Мощность компрессора определяет его эффективность и производительность. Она почти всегда соответствует необходимой, но важно учитывать параметры электросети там, где вы собираетесь пользоваться компрессором — убедитесь в том, что она сможет обеспечить нужное количество кВт.

Кстати, также обязательно убедитесь в том, что электросеть обеспечивает нужное компрессору напряжение — 220 или 230 В в случае обычных моделей или 380 В в случае мощных и дорогих.

Количество цилиндров

Чем больше в моторе поршневого компрессора цилиндров, тем тише и стабильнее он работает. Естественно, более сложная конструкция повышает как стоимость самого устройства, так и стоимость его ремонта. О количестве компрессоров бытовой модели волноваться не стоит — их вряд ли будет больше одного.

Безмасляный

Масло используется для смазки многих частей компрессора, но даже специальные фильтры часто не в состоянии защитить от попадания этого масла в нагнетаемый воздух. Безмасляные модели предназначены специально для работы с краскопультами и в других случаях, в которых попадание в воздух посторонних частиц недопустимо.

При этом безмасляные модели значительно дороже и требуют более частого ремонта.

Привод

Приводы компрессоров бывают ременными и прямыми.

Ременные приводы имеют простую конструкцию и весьма надежны — вам придется лишь менять сами ремни. Кроме того, ременные модели не слишком компактны.

Прямые приводы используют для передачи вращения на рабочий блок отдельный редуктор. Он требует дополнительного обслуживания и смазки.

Поршневые модели популярны благодаря своей простой конструкции и высокому давлению, а к их недостаткам можно отнести высокие уровни шума и вибрации. Ремонтировать поршневые компрессоры приходится чаще, но из-за простого устройства, опять-таки, ремонт выходит недорогим. Поршневые модели лучше всего показывают себя при нерегулярной работе.

Критерии выбора при покупке воздушного компрессора

Сфера применения воздушных компрессоров весьма обширна и разнообразна – от продувки карбюратора или подкачки автомобильных шин в частном гараже до трудоёмких работ в ремонтных зонах автосервисов, СТОА, на строительных и прочих производственных площадках.

Вот лишь краткий перечень инструмента и оборудования, для работы которых необходимы воздушные компрессоры:

Совершенно логично, что при выборе воздушного компрессора следует, в первую очередь, учитывать объёмы и характер задач, которые предстоит решать с его помощью.

Используя компрессор в сочетании с самыми различными пневматическими инструментами и приспособлениями, работающими от сжатого воздуха, вы значительно расширяете свои возможности и экономите при этом собственные силы и время.

Самыми простыми в устройстве и эксплуатации, а, соответственно, и самыми бюджетными являются безмасляные поршневые компрессоры.

Благодаря применению специальных материалов и узлов их конструкция максимально упрощена за счет отсутствия системы смазки, что позволяет не только удешевить сам компрессор, но и свести к минимуму его обслуживание, снизить требования к размещению – такой агрегат может работать и в наклонном положении, и даже на боку, выдавая при этом воздух без малейшей примеси масла (чем «грешат» более производительные и выносливые масляные компрессоры).

Недостатком безмасляных компрессоров является то, что при отсутствии смазки снижается ресурс контактирующих деталей, а потому не стоит ждать от этих агрегатов высокой производительности, поскольку большие нагрузки приведут к более быстрому износу компрессионной головки. Помимо прочего, безмасляные компрессоры работают в интенсивном тепловом режиме, а потому не рассчитаны на продолжительную эксплуатацию.

Тем не менее за счет невысокой стоимости (в диапазоне от 100 до 350 долларов), компактных размеров и малого веса такие компрессоры широко используются в автомастерских, частных гаражах и на других площадках с небольшими объемами работ. Потолок производительности безмасляных компрессоров, как правило, не превышает 240 л/мин.

Масляные воздушные компрессоры с прямым (коаксиальным) или ременным приводом, как следует из их названия, отличаются тем, что в картер поршневого привода заливается масло. Следует отметить, что коаксиальные компрессоры, будучи заметно дешевле ременных, отличаются от последних большей шумность и меньшей производительностью.

Читайте также:  Какой диаметр полипропиленовых труб выбрать – виды использования и расчеты

Поэтому основной спрос сегодня наблюдается на более дорогие, но в то же время более производительные и «долгоиграющие» компрессоры с ременным приводом.

Такие компрессоры считаются более надежными, что определяется особенностями их конструкции. Маховик компрессорной головки и двигатель соединены ременным приводом, посредством которого маховик, вращаясь, приводит в возвратно-поступательное движение поршень, в результате чего и вырабатывается необходимый нам сжатый воздух. Положительные отличия ременного компрессора от коаксиального следующие:
• электродвигатель вращается с меньшей частотой;
• диаметр маховика больше, чем диаметр шкива двигателя;
• устройство снабжено надежной системой воздушного охлаждения.

В зависимости от ваших потребностей, компрессор с ременным приводом можно приобрести по цене от 400 до 1000 (с лишним) долларов. Именно эти компрессоры используются сегодня в большинстве автосервисов и СТОА, У их владельцев есть богатый выбор по всем параметрам. Более того, если в той или иной автомастерской или ремонтной зоне автосервиса наблюдается явный дефицит производственных площадей, то существует возможность приобрести одну из моделей компрессора с вертикально расположенным ресивером, который при тех же параметрах (производительности, мощности, объему ресивера и т. д.) занимает значительно меньше места.

Следующая категория поршневых агрегатов – бензиновые компрессоры – отличаются от всех вышеперечисленных одним, но очень важным качеством – автономностью. Эти агрегаты приводятся в действие не электричеством, а компактными двигателями внутреннего сгорания, поэтому применять их можно практически везде, то есть на самых удаленных «полевых» работах, в отсутствие стационарных сетей электроснабжения.

Наконец, самые мощные, производительные, технически совершенные и, соответственно, самые дорогостоящие – винтовые компрессоры.

Агрегаты этой группы отличаются надежностью и большим ресурсом работы при гораздо более низком уровне шума и вибрации, но из-за высокой стоимости их приобретают, в основном, крупные автопредприятия с разветвленной сетью пневмомагистралей.

Следует отметить, что существуют специальные шумозащитные исполнения. Их применяют в тех случаях, когда компрессор размещается непосредственно в цеху или ремзоне автосервиса или СТОА.

Наиболее важные характеристики, которыми следует руководствоваться при выборе и покупке компрессора:
• электропитание (за исключением бензиновых компрессоров);
• мощность электродвигателя или ДВС (кВт или л.с.);
• производительность – количество вырабатываемого воздуха в л/мин;
• рабочее давление в батах;
• объем ресивера в литрах.

Насчет электропитания всё понятно: если в мастерской или гараже имеются только лишь розетки бытовой электросети напряжением 220 В, то выбор очевиден – однофазный компрессор; но если подведено напряжение 380 вольт, то лучше приобрести комбинированный (220/380 В) или трехфазный компрессор с трехфазным или комбинированным электропитанием 220/380 В.

Важное примечание: перед покупкой двухфазного компрессора не лишним будет замерить с помощью вольтметра напряжение в сети вашего гаража, допустим, три раза в сутки. Если и утром, и днём, и вечером напряжение ровное и держится на отметке не ниже 200 Вольт, то всё в порядке. Но если наблюдаются попеременные скачки в диапазоне от 230 до 160 Вольт, то наряду с покупкой компрессора придётся обзавестись ещё и стабилизатором напряжения.

При выборе показателя мощности компрессора с электродвигателем следует первым делом учитывать качество электропроводки: если это нормальная бытовая электросеть, смонтированная профессиональной организацией, то всё ОК. Но если, допустим, к дачному домику провода тянул не совсем трезвый монтёр дядя Ваня, иногда соединяя их скрутками, то лучше ограничить себя в выборе мощности приобретаемого компрессора, иначе вас могут ожидать различные неприятности: серьезное падение напряжения и высокий ток, в результате чего не исключены перегрев проводов и даже возможность пожара.

Одной из самых важных характеристик покупаемого компрессора является его производительность, то есть, проще говоря, количество вырабатываемого сжатого воздуха, измеряемое литрами в минуту.

Здесь определяться надо исходя из параметров имеющегося у вас пневмоинструмента и другого оборудования, работающего от сжатого воздуха. При этом необходимо учитывать тот факт, что некоторые модели компрессоров рассчитаны на одновременное подключение сразу нескольких потребителей, а следовательно, нужно суммировать потребляемые ими объемы сжатого воздуха да ещё надбавить примерно 20-25% сверху, так сказать, про запас.

Следующий фактор – максимальное давление. Оно измеряется в барах или атмосферах (что примерно одно и то же), и для подавляющего большинства имеющихся на российском рынке компрессоров составляет от 8 до 12 бар.

Ну, и последний параметр, который, возможно, следовало бы поставить первым – объем ресивера, измеряемый в литрах. Как показывает практика, чем он больше, тем надежнее работает устройство, и тем стабильнее его производительность.

Итак, исходя из функционала и технических параметров компрессоров различных типов, вам следует сопоставить их с характеристиками имеющегося у вас пневмоинструмента и другого оборудования, приводимого в действие силой сжатого воздуха, затем определить потолок суммы, которую вы намерены потратить на приобретение компрессора или компрессоров, после чего – зайти в соответствующий раздел нашего сайта, сделать окончательный выбор (при необходимости, обсудив его с нашим онлайн-консультантом) и нажать кнопку «Купить в один клик».

Поздравляем с удачным приобретением!

Совершенно логично, что при выборе воздушного компрессора следует, в первую очередь, учитывать объёмы и характер задач, которые предстоит решать с его помощью.

Как выбрать воздушный компрессор

Компрессор – это, по существу, тот же насос, только качает он не воду, а воздух, обеспечивая сжатым воздухом пневматический инструмент. При выборе компрессора нужно исходить из параметров применяемого пневмоинструмента. Например, краскопультам может хватить давления в 4 бара, а вот пескоструйному пистолету и шлифмашинке нужно не меньше 6 бар.
Помимо давления важным параметром является расход воздуха инструментом. В инструкции к каждому компрессору указывается его производительность на входе, тогда как реальные цифры на выходе меньше примерно на 30–35%.
Информацию об объеме перерабатываемого воздуха можно найти в инструкции к каждому инструменту. При выборе важно учесть следующее:

  • давление на выходе не может быть меньше, чем требующееся для пневмоинструмента. Например, пневмодрели необходимо давление 6–8 бар. Это значит, что компрессор, который будет нагнетать воздух, должен обладать максимальным давлением в 8–10 бар. Потери появляются из-за скачков давления внутри пневмосистемы (примерно 2 бара). Если купить компрессор с такими же показателями давления, как у пневмодрели, при перепадах давления он может не «включить» дрель,
  • интенсивность работы компрессора: например, для ремонтных работ по дому несколько раз в год мощная профессиональная техника не требуется,
  • наличие или отсутствие ресивера (емкости для сжатого воздуха) не особенно влияет на работу компрессора, но очень важно для пневмоинструмента. От объема ресивера зависит только время, которое понадобится компрессору на его заполнение. Когда резервуар заполняется целиком, оборудование отключается, и сжатый воздух подается из его накопительного бака.

Основные характеристики

  • Давление воздуха на выходе (бар),
  • Производительность (л/мин),
  • Режим работы (кратковременный, прерывистый, непрерывный).

Обычно компрессор снабжается специальным резервуаром (ресивером), обеспечивающим равномерность подачи газа.

Конструктивно компрессоры делятся на:

  • поршневые,
  • винтовые (роторные).

Привод устройства может осуществляться непосредственно от двигателя – коаксиальные компрессоры – или через ременную передачу. Они работают на масле (масляные компрессоры) или без него (безмасляные). Последние применяются там, где необходим чистый воздух (медицина, пищевая промышленность, покраска).

Классификация

Применение:

Для ремонта квартиры и дома

  • С помощью компрессора можно красить и белить потолок и стены водоэмульсионной краской: здесь нужен краскораспылитель с большим диаметром сопла; такая покраска будет гораздо качественнее, чем при использовании кисти. Кроме того, устройство позволяет шлифовать поверхности,
  • Компрессор может использоваться с любым пневмоинструментом: он надежнее и обладает большей электробезопасностью, чем электро- и аккумуляторные инструменты.

Для загородного дома или дачи

Кроме того, компрессор позволяет применять пневматические ножницы для стрижки кустов и обрезания веток, а также распылитель для быстрой и легкой обработки растений.
При наличии пневмонасадок компрессор используется как пневмоинструмент для укладки паркетных и половых досок, монтажа плинтуса, прибивания вагонки или наличников, обшивки каркаса фанерой и гипсокартоном, ремонта мягкой кровли и даже металлочерепицы.

Для автомобиля и велосипеда
Чтобы накачать шины автомобиля, достаточно включить компрессор и подсоединить к нему шланг и специальный пистолет с манометром. При этом не нужно долго ждать наполнения камер, как при использовании портативных автомобильных насосов: воздушный компрессор справится с этой задачей за несколько секунд. В любом случае важно внимательно прочитать инструкцию к компрессору.
Так же можно накачать велосипедные колеса, мини-бассейны, плавательные матрацы, надувные лодки и круги, различные мячи. Если в компрессоре оставить немного сжатого воздуха, то можно взять его с собой в поездку для быстрой подкачки шин.

Сменные насадки:

Важно!
Компрессор с набором пневмоинструментов и краскораспылителем позволит отшлифовать зашпаклеванные поверхности, покрасить части кузова, очистить колесные диски, открутить любые болты.

  • Давление на выходе – до 3 бар
  • Производительность – до 100 л/мин
  • Отсутствие ресивера
  • Легкость и удобство в обращении
  • Не требует специального подключения
  • Малогабаритный
  • Цена ниже, чем у компрессора с ресивером.
  • Работает только в кратковременном режиме
  • Подходит только для продувки или накачивания.

Важные параметры:

  • Рабочее давление. Для подкачки шин достаточно 3–4 бар. Если же планируется подключение пневматического оборудования, то давление должно быть не менее 6 бар.
  • Производительность компрессора. Ограничивается количеством инструментов, которые можно к нему подключить.
  • Объем ресивера определяет время, в течение которого сжатый воздух может использоваться при выключенном компрессоре.
  • Термореле позволяет следить за режимом работы компрессора.
  • Автомат отключения для поршневого компрессора обеспечивает контроль давления в ресивере.
  • Дополнительное оборудование:
    шланги с манометром и автозажимом для подкачки шин;
    шланги с быстроразъемным подключением пневмоинструментов, покрасочных, пескоструйных, продувочных пистолетов;
    фильтры воздушные и осушительные.

Условия безопасной работы

Внимание!
Защитный набор лучше приобретать в комплекте с устройством.

  • Давление на выходе – до 8 бар
  • Производительность – до 1000 л/мин
  • Ресивер – от 50 л
  • Работает в прерывистом (поршневой) или непрерывном (винтовой) режиме
  • Качественные запчасти
  • Прогрессивные электроузлы
  • Повышенная надежность
  • Высокая цена
  • У безмасляных моделей – ограниченный ресурс и применение, из-за чего в быту они практически не используются.
  • Давление на выходе – от 6 бар
  • Производительность – от 1000 л/мин
  • Может работать в непрерывном режиме
  • Давление на выходе – до 8 бар
  • Производительность – до 1000 л/мин
  • Ресивер – от 50 л
  • Работает в прерывистом (поршневой) или непрерывном (винтовой) режиме
  • Качественные запчасти
  • Прогрессивные электроузлы
  • Повышенная надежность

ПОДБОР КОМПРЕССОРА

– Интенсивность работы

Первое, с чем определяемся – это интенсивность той работы, с которой столкнется компрессор.

Если Вы планируете долговременное и интенсивное использование и подключение нескольких мощных потребителей одновременно, то стоит обратить внимание на ременной компрессор.

Рис. 4 – Ременной компрессор Fubag B5200B/200

Компрессор с коаксиальным приводом обойдется дешевле и прекрасно справится с периодической загрузкой.

Конечно, в долгом режиме работать он не сможет. Его включение – не больше 20 минут. Этого вполне хватит на подкраску чего-либо или подкачку шин. Он идеально подходит для обслуживания дома, собственного гаража, ремонта и небольшой стройки.

Рис 5 – Масляный коаксиальный компрессор Fubag DC 320/50

Если компрессором планируется проводить покрасочные работы, то стоит обратить внимание на безмасляные компрессоры.

Рис 6 – Безмасляный компрессор Fubag OL 231/50

Производительность компрессора

Т. к. компрессор сам по себе техника бесполезная и обретает смысл только в паре с пневмоинструментом, то технические параметры компрессора должны соответствовать параметрам инструмента, который планируется к нему подключать.

Читайте также:  Керамический плинтус: как выбрать подходящий и провести монтажные работы

Важнейший технический параметр – это производительность компрессора. Он измеряется в литрах в минуту (л/мин).

В паспорте и на шильдике компрессора указана производительность на входе, при нулевом давлении в ресивере. Значение давления на выходе, при максимальном давлении, меньше. Чтобы ее посчитать, используйте следующие коэффициенты:

Для коаксиального: 0,6-0,65

Для ременного: 0,7-0,75

Т. е., если в паспорте ременного компрессора стоит производительность 320 л/мин, то рабочая производительность при максимальном давлении составит 320*0,75 = 240 л/мин.

❗Важно❗ Производительность компрессора должна быть в идеале процентов на 20% больше максимальной производительности самого мощного из пневмоинструментов, которые Вы планируете подключать. Иначе компрессор будет постоянно работать без перерыва, давление на выходе будет плавать, а агрегат будет перегреваться.

Если Вы хотите одновременно подключать несколько пневмоинструментов, то необходимо суммировать их производительность.

Узнать производительность пневмоинструмента можно из его паспорта или из таблицы 6, которая приведена ниже.

Давление компрессора

Давление измеряется в барах или атмосферах и они примерно равны. Давление настраивается регулятором выходного давления и его можно понизить до нужного значения. А вот сделать значения(возможно пропущено слово – выше), указанного в характеристиках компрессора, невозможно.

1 атм = 1,013 Bar

1 Bar = 0.9869 атм.

В паспорте и на шильдике указывается максимальное давление, которое выдает аппарат. Рабочее давление компрессора меньше пикового примерно на 20%.

Т. е. у компрессоров с пиковым значением = 8 и 10 бар, рабочее давление, как правило, составляет 6 и 8 бар соответственно. Рабочее давление компрессора должно быть больше рабочего давления для пневмоинструмента как минимум на 1-2 бара (которое также указано в паспорте пневмоинструмента).

Для быстрого расчета производительности приводим таблицу подбора с самыми ходовыми пневмоинструментами для гаража.

Тип инструмента

Рабочее давление, Bar (P)

Средний расход воздуха (л/мин), (Qn)

Окрасочный пистолет (краскораспылитель)

Пистолет для накачки шин

Полировальная, шлифовальная машинка

Таблица 3 – Производительность пневмоинструмента

Основная функция ресивера – снижение частоты перезапуска компрессора и предоставление времени для остывания компрессорной головки. Чем больше ресивер, тем меньше перерывов в работе, тем больше срок службы компрессора, т. к. он снижает скачки давления, которые возникают при запуске электродвигателя, а так же снижают частоту включений и продолжительность работы самого мотора.

Коаксиальные компрессоры обычно имеют ресиверы от 6 до 50 л, ременные компрессоры – 50/100 л. Мощные ременные компрессоры для СТО и производства оснащаются ресиверами200 л / 270 л / 500 л.

Другими словами, если Вам нужен небольшой компрессор для дома, гаража или хобби и Ваши планируемые работы это уход за авто и домом или аэрография, тогда вполне достаточно будет небольшого ресивера на 6 литров.

Если Вы планируете использовать один прибор (шлиф-машинка, пневмодрель, продувочный пистолет), вполне можно остановиться на 24-50 литровом ресивере.

Если же планируются интенсивные работы (покраска) или Вы собираетесь использовать сразу несколько приборов одновременно, то лучше рассматривать объем ресивера от 50 и выше.

Пистолет для накачки шин

Преимущества компрессора с ременной передачей

  • Больший ресурс;
  • Поршневая группа работает с меньшим числом оборотов;
  • Меньше нагревается;
  • Легче запускается при низких температурах;
  • Емкость бака (ресивера) варьируется от 24 до 50 литров.

Агрегат являет собой корпус, изготовленный из чугуна либо алюминия, внутри которого находится цилиндр. Основную подвижную и рабочую часть устройства составляет собственно сам поршень и два клапана. Каждый клапан имеет свое назначение: один из них выполняет всасывающие функции, второй – нагнетающие.

Основные параметры при выборе компрессора

При выборе компрессоров, сперва, стоит обратить внимание на такие показатели, как:

  • мощность;
  • производительность;
  • максимальное давление.

Подробнее разберем, что это за характеристики:

Производительность (л/мин)– данный показатель, определяет количество литров сжатого воздуха на всасывании, которое компрессор способен нагнать за 1 минуту. Эта величина не редко может меняться из-за разницы температуры воздуха, а так же от конфигурации модели. Поэтому, всегда стоит выбирать компрессор с 30-50% запасом по производительности, по сравнению с заявленной величиной производителем.

Мощность (кВт) – величина, которая отображает потенциал к выполнению работы. Соответственно, чем будет выше мощность двигателя, тем быстрее компрессор справится с поставленной задачей. Важно понимать, что на практике действительная мощность всегда меньше, нежели заявленная. Поэтому здесь следует подбирать компрессор с небольшим запасом по этому параметру (примерно на 30%).

Максимальное давление компрессора (Бар) – это то, с какой силой компрессор может сжимать воздух. Эта величина одна из главных показателей, с помощью неё определяется, с каким инструментом сможет взаимодействовать компрессор. Здесь, так же как и на примере с вышеуказанными параметрам, следует понимать, что давление в течении рабочего цикла может колебаться, к примеру, если заявленное давление 10 Бар она может колебаться от 10 до 7.

Теперь перейдем, к эргономическим показателям, т.к. для многих покупателей важным являются габариты компрессора и его мобильность. В таком случае, поршневые компрессоры являются одними из самым компактных, а максимально удобные и легко переносные это безмасляные компрессоры, на модели которых не установлен ресивер.

Многие модели (как поршневых, так и винтовых) оснащены колесами и рукоятками для транспортировки.

По назначению, компрессоры обеспечивают сжатым воздухом пневматический инструмент. Поэтому при выборе компрессора нужно исходить из потребностей вашего пневмоинструмента. Например, краскопультам может хватить давления в 4 Бара, а вот пескоструйному пистолету и шлифовальной машине нужно никак не меньше 6.

Так же важно определить, как часто вы будете использовать компрессор. Если Вы будете эксплуатировать его не чаще чем раз в полгода, то смысла покупать, профессиональную модель попросту нет.

Нужен ли нам ресивер? Ресивер- это емкость, в которой запасается сжатый газ. Когда ресивер заполняется полностью, оборудование отключается, и сжатый газ подается из его накопительного бака. Поэтому, срок службы работы компрессора с ресивером несколько выше, но для не интенсивных «редких» задач без этой опции вполне можно обойтись.

  • небольшие габариты;
  • производительность от 200 до 500 л/мин;
  • автоматическая смазка смежных деталей;
  • оптимальное соотношение цены и качества.
  • максимальное давление 8-10 Бар;
  • мощность 1,5-2,2 кВт;
  • объем ресивера 24-200 литров;
  • поршневой масляный это самый распространенный вид компрессоров.

Объемные аппараты

Принцип работы объемного компрессора заключается в том, что сначала рабочая камера наполняется воздухом, а потом за счет уменьшения ее объема происходит сжатие газа. Чтобы не допускать обратного хода газа, предусмотрена система клапанов. Выделяют несколько типов объемных компрессоров.

  1. Поршневой тип – один из первых видов компрессоров, в котором изменение объема рабочей камеры происходит посредством возвратно-поступательных движений поршня. Такие аппараты отличаются невысокой стоимостью.
  2. Мембранный тип – самые малошумные и компактные компрессоры, перекачка воздуха в которых осуществляется за счет движений эластичной мембраны. Но они обладают небольшой мощностью. Достоинства аппаратов – тихая работа и чистота выпускаемого воздуха, что делает их лучшими для дома, в том числе для аквариума.
  3. Шестереночный тип – в корпусе данных аппаратов находится пара шестеренок, которые соприкасаются в зацеплении и вращаются в противоположных направлениях. Эти устройства востребованы, когда нужна подача газа под небольшим давлением.
  4. Роторно-пластинчатый тип представляет собой залеченный в цилиндрический корпус ротор с подвижными пластинами, ось которого смещена по отношению к оси корпуса. Основные достоинства аппаратов – низкий уровень шума и компактные размеры при высоких показателях производительности.
  5. Винтовой тип. В нем давление нагнетается за счет вращения 1, 2 и более винтов, которые находятся в зацеплении. Основное достоинство аппаратов – возможность беспрерывной работы и небольшие размеры.
  6. Жидкостно-кольцевой тип по строению сходен с роторно-пластинчатым, однако для работы использует жидкость, которая заливается в корпус.


Компрессор может быть оснащен двигателем как внутреннего сгорания (бензиновым или дизельным), так и электрическим. Есть также портативные модели аппаратов для аквариума, которые работают на батарейках.

10 лучших воздушных компрессоров

Поршневые масляные компрессоры повсеместно используются как дома, так на производстве. Это универсальные агрегаты разной мощности и компоновки, к которым можно подключать пневматические инструменты, покрасочное или автомобильное оборудование. Чтобы покупка была удачной, а выбор легким и простым, наша редакций подготовила рейтинг лучших воздушных компрессоров и разделила их на категории:

  • Воздушный компрессор какой фирмы выбрать
  • Лучшие недорогие компрессоры (бытовые)
  • 1. Denzel PC 50-260, 50 л, 1.8 кВт
  • 2. Wester W 006-075 OLC, 6 л, 0.75 кВт
  • 3. КАЛИБР КМК-2100/50У, 50 л, 2.1 кВт
  • 4. PATRIOT Euro 24-240, 24 л, 1.5 кВт
  • Лучшие воздушные компрессоры сочетание цена – качество
  • 1. Fubag DC 320/50 CM2.5, 50 л, 1.8 кВт
  • 2. Quattro Elementi KM 50-380, 50 л, 2,2 кВт
  • 3. Кратон AC-300-50-OFS, 50 л, 1 кВт
  • Лучшие профессиональные компрессоры
  • 1. Fubag VCF/100 CM3, 100 л, 2.2 кВт
  • 2. Denzel PC 3/100-504, 100 л, 3 кВт
  • 3. FIAC AB 100-360, 100 л, 2.2 кВт
  • Критерии выбора компрессора
  • Какой воздушный компрессор все же купить
  1. Для дачи и гаража;
  2. Лучшие в сочетании «цена – качество»;
  3. Для профессионального использования.

В ТОП-10 наши эксперты включили только надежные компрессоры с грамотной, выверенной компоновкой, качественной сборкой и массой положительных отзывов. Каждая модель из рейтинга имеет свои плюсы и минусы, конструктивные особенности. Изучив их, каждый сможет подобрать для себя подходящий вариант для решения предстоящих задач.

  • Fubag. Название бренда – синоним лучшего качества по доступным ценам. Компания предлагает на выбор несколько линеек оборудования различной компоновки. Среди компрессоров Fubag есть модификации различного класса – от бытового до профессионального.
  • Denzel. В поиске выносливой и неприхотливой техники эксперты рекомендуют любые компрессоры данного производителя. Даже бытовые модели с легкостью справляются с небольшими перегрузками и не подводят в трудную минуту.
  • Wester. Несмотря на производство в «Поднебесной», оборудование от Wester полностью соответствует указанным параметрам. Даже маломощные модели оснащают дополнительными опциями, такими как антивибрационные ножки, защита от перегрева.
  • FiAC. Бренд сочетает в себе итальянские технологии и комплектующие и белорусское производство. Именно эта техника, по отзывам покупателей, надежна и стабильна от серии к серии.
  • Кратон. Отечественная марка предлагает пользователям хорошее качество, обеспечивает сервисным обслуживанием и комплектующими.

Делаем оригинальные свечки сами: 10 мастер-классов с фото

Хендмейд набирает все больше популярности. Экстравагантные украшения, картины, игрушки, элементы декора, подарки ‒ это лишь небольшая часть того, что увлеченные мастера и любители создают своими руками. Сегодня мы поговорим о том, как сделать свечку в домашних условиях.

Этот процесс не требует специальных навыков и приспособлений. Ознакомившись с нашими рекомендациями и подробными мастер-классами, приступать к этому увлекательному процессу могут даже новички.

Свечи своими руками сделать гораздо проще, чем можно было бы подумать. А главный плюс такого занятия — необходимые материалы легкодоступны. Если вы хорошенько поищете, найдете их даже в своем доме.

Старинные свечи в канделябрах и их происхождение

Очень красивы старинные подсвечники и люстры, в которых раньше зажигали много свечей. Они состоят из ажурных канделябров – специальных подставок для свечей, которые были ещё у древних этрусков – предшественников римской культуры.

Фигурные декоративные подставки для свечей изготавливали из дерева, металла. В более поздние времена канделябры украшали дополнительными воздушными узорами, хрусталём.

Усиливает воздействие аромат дров, специально положенных в огонь веточек можжевельника или других деревьев, источающих целительные ароматы.

Добавить комментарий