Классификация электродвигателей: типы агрегатов, назначение асинхронного и синхронного оборудования

Недостатки в синхронных устройствах:
  • Сложности с запуском.
  • Сложность конструкции.
  • Затруднения в регулировки частоты вращения.

Недостатки синхронного двигателя, делают более выгодным для использования электродвигатель асинхронного типа. Тем не менее, большинство синхронных двигателей из-за их работы с постоянной скоростью востребованы для установок в компрессоры, генераторы, насосы, а также крупные вентиляторы и пр. оборудование.

Электродвигатели по принципу работы бывают синхронными и асинхронными . Главным их отличием является то, что скорость магнитодвижущей силы статора в синхронных приборах равна скорости вращения ротора, а в асинхронных двигателях эти скорости не совпадают, обычно ротор вращается медленнее поля.

Классификация электродвигателей

В зависимости от назначения, от предполагаемых режимов и условий работы, от типа питания и т. д., все электродвигатели можно классифицировать по нескольким параметрам: по принципу получения рабочего момента, по способу работы, по роду тока питания, по способу управления фазами, по типу возбуждения и т. д. Давайте же рассмотрим классификацию электродвигателей более подробно.

Возникновение вращающего момента

Вращающий момент в электродвигателях может быть получен одним из двух способов: по принципу магнитного гистерезиса либо чисто магнитоэлектрически. Гистерезисный двигатель получает вращающий момент посредством явления гистерезиса во время перемагничивания магнитно-твердого ротора, в то время как у магнитоэлектрического двигателя вращающий момент является результатом взаимодействия явных магнитных полюсов ротора и статора.

Магнитоэлектрические двигатели по праву составляют сегодня львиную долю всего обилия электродвигателей, применяемых в очень многих областях. Они подразделяются по роду питающего тока на:

двигатели постоянного тока,

двигатели переменного тока,

В отличие от магнитоэлектрического двигателя, в гистерезисном двигателе допускается перемещение намагниченности ротора относительно его геометрических осей, и именно данная особенность не позволяет распространять на синхронный режим работы гистерезисного двигателя общие закономерности магнитоэлектрического преобразования.

Двигатели постоянного тока

У двигателя, который питается постоянным током, за переключение фаз отвечает сам двигатель. Это значит, что хотя на электрическую машину и подается постоянный ток, тем не менее, благодаря действию внутренних механизмов устройства, магнитное поле оказывается движущимся и становится в состоянии поддерживать вращающий момент ротора (как будто в обмотке статора действует переменный ток).

Устройство и приницип работы электродвигателя постоянного тока: 1 – якорь, 2 – вал, 3 – коллекторные пластины, 4 – щеточный узел, 5 – магнитопровод якоря, 6 – магнитопровод индуктора, 7 – обмотки возбуждения, 8 – корпус индуктора, 9 – боковые крышки, 10 – вентилятор, 11 – лапы, 12 – подшипники.

Электродвигатель постоянного тока состоит из неподвижной части, называемой индуктором, и подвижной части, называемой якорем. В зависимости от исполнения, место обмотки возбуждения на индукторе могут располагаться постоянные магниты, что позволяет упростить конструкцию, но не позволяет регулировать магнитный поток двигателя, влияющий на его скорость.

По способу создания движущегося магнитного поля, двигатели постоянного тока подразделяются на:

Бесколлекторные двигатели имеют в своей конструкции электронные инверторы, которые и осуществляют переключение фаз. Коллекторные же двигатели традиционно оснащены щеточно-коллекторными узлами, которые призваны чисто механически синхронизировать питание обмоток двигателя с вращением его движущихся частей.

Возбуждение коллекторных двигателей

Коллекторные двигатели по способу возбуждения бывают следующих видов: с независимым возбуждением от постоянных магнитов или от электромагнитов, либо с самовозбуждением. Двигатели с возбуждением от постоянных магнитов содержат магниты на роторе. Двигатели с самовозбуждением имеют на роторе специальную якорную обмотку, которая может быть включена параллельно, последовательно или смешано со специальной обмоткой возбуждения.

Двигатель пульсирующего тока

На двигатель постоянного тока похож двигатель пульсирующего тока. Отличие заключается в наличии шихтованных вставок на остове, а также дополнительных шихтованных полюсов. Кроме того, у двигателя пульсирующего тока имеется компенсационная обмотка. Применение такие двигатели находит в электровозах, где они обычно питается выпрямленным переменным током.

Двигатель переменного тока

Двигатели переменного тока, как ясно из названия, питаются током переменным. Бывают они синхронными и асинхронными.

У синхронных двигателей переменного тока магнитное поле статора движется с той же угловой скоростью, что и ротор, а у асинхронных всегда есть некое отставание (характеризующееся величиной скольжения s) — магнитное поле статора в своем движении как бы опережает ротор, который в свою очередь все время стремится его догнать.

Синхронные двигатели больших мощностей (мощностью в сотни киловатт) имеют на роторе обмотки возбуждения. Роторы менее мощных синхронных двигателей оснащены постоянными магнитами, которые и образуют полюса. Гистерезисные двигатели тоже в принципе относятся к синхронным.

Шаговые двигатели — это особая категория синхронных двигателей с высокой точностью управления скоростью вращения, вплоть до дискретного счета шагов.

Вентильные синхронные реактивные двигатели получают питание через инвертор. Смотрите по этой теме: Современные синхронные реактивные двигатели

Асинхронные двигатели переменного тока отличаются тем, что у них угловая скорость вращения ротора всегда меньше чем угловая скорость вращения магнитного поля статора. Асинхронные двигатели бывают однофазными (с пусковой обмоткой), двухфазными (к ним относится и конденсаторный двигатель), трехфазными и многофазными.

Конструкция трехфазного асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором

Асинхронный электродвигатель состоит и неподвижной (статора) части и подвижной (ротора) частей, которые удерживаются подшипниками 1 и 11, установленными в боковые крышки 3 и 9. Ротор состоит из вала 2, на котором закреплен магнитопровод 5 с обмоткой. Статор двигателя состоит из корпуса 7, к которому прикреплен магнитопровод 6. В пазы магнитопровода уложена трехфазная обмотка 8. Так же к корпусу крепится крышка клеммной коробки 4 и защитный кожух 12 крыльчатки 10.

Фазный ротор имеет трехфазную обмотку, выполненную по типу обмотки статора. Одни концы катушек соединены в нулевую точку («звезда»), а другие – подключены к контактным кольцам. На кольца наложены щетки, осуществляющие скользящий контакт с обмоткой ротора. При такой конструкции возможно подсоединение к обмотке ротора пускового или регулировочного реостата, позволяющего менять электрическое сопротивление в цепи ротора.

Асинхронный двигатель с частотным преобразователем для плавного регулирования скороcти вращения вала за счет изменения частоты и питающего напряжения:

Универсальные коллекторные двигатели

Универсальный коллекторнй двигатель может работать хоть от постоянного, хоть от переменного тока (50 Гц). Имеет последовательное возбуждение, используется в бытовых электроприборах , где требуется скорость вращения более высокая чем максимальные для обычных двигателей переменного тока 3000 об/мин. Как правило, мощность таких двигателей не превышает 200 Вт. Встречается тиристорное управление скоростью вращения универсального двигателя.

Усовершенствованная разновидность универсального двигателя — синхронный двигатель с датчиком положения ротора, где роль коллектора выполняет электронный инвертор.

Асинхронные двигатели переменного тока отличаются тем, что у них угловая скорость вращения ротора всегда меньше чем угловая скорость вращения магнитного поля статора. Асинхронные двигатели бывают однофазными (с пусковой обмоткой), двухфазными (к ним относится и конденсаторный двигатель), трехфазными и многофазными.

Чем асинхронные двигатели отличаются от синхронных

В данной статье рассмотрим принципиальные отличия синхронных электродвигателей от асинхронных, чтобы каждый читающий эти строки мог бы эти различия четко понимать.

Асинхронные электродвигатели более широко распространены сегодня, однако в некоторых ситуациях синхронные двигатели оказываются более подходящими, более эффективными для решения конкретных промышленных и производственных задач, об этом будет рассказано далее.

Прежде всего давайте вспомним, что же вообще такое электродвигатель. Электродвигателем называется электрическая машина, предназначенная для преобразования электрической энергии в механическую энергию вращения ротора, и служащая в качестве привода для какого-нибудь механизма, например для приведения в действие подъемного крана или насоса.

Еще в школе всем рассказывали и показывали, как два магнита отталкиваются одноименными полюсами, а разноименными — притягиваются. Это постоянные магниты. Но существуют и переменные магниты. Каждый помнит рисунок с проводящей рамкой, расположенной между полюсами подковообразного постоянного магнита.

Горизонтально расположенная рамка, если по ней пустить постоянный ток, станет поворачиваться в магнитном поле постоянного магнита под действием пары сил (Сила Ампера), пока не будет достигнуто равновесие в вертикальном положении.

Если затем по рамке пустить постоянный ток противоположного направления, то рамка повернется дальше. В результате такого попеременного питания рамки постоянным током то одного, то другого направления, достигается непрерывное вращение рамки. Рамка здесь представляет собой аналог переменного магнита.

Приведенный пример с вращающейся рамкой в простейшей форме демонстрирует принцип работы синхронного электродвигателя. У любого синхронного электродвигателя на роторе есть обмотки возбуждения, на которые подается постоянный ток, формирующий магнитное поле ротора. Статор же синхронного электродвигателя содержит обмотку статора, для формирования магнитного поля статора.

При подаче на обмотку статора переменного тока, ротор придет во вращение с частотой, соответствующей частоте тока в обмотке статора. Частота вращения ротора будет синхронна частоте тока обмотки статора, поэтому такой электродвигатель называется синхронным. Магнитное поле ротора создается током, а не индуцируется полем статора, поэтому синхронный двигатель способен держать синхронные номинальные обороты независимо от мощности нагрузки, разумеется, в разумных пределах.

Асинхронный электродвигатель в свою очередь отличается от синхронного. Если вспомнить рисунок в рамкой, и рамку просто накоротко замкнуть, то при вращении магнита вокруг рамки, индуцируемый в рамке ток создаст магнитное поле рамки, и рамка будет стремиться догнать магнит.

Частота вращения рамки под механической нагрузкой будет всегда меньше частоты вращения магнита, и частота не будет поэтому синхронной. Этот простой пример демонстрирует принцип действия асинхронного электродвигателя.

Читайте также:  Куда деть старую стиральную машину: обмен на новую, прием сломавшихся стиралок

В асинхронном электродвигателе вращающееся магнитное поле формируется переменным током обмотки статора, расположенной в его пазах. Ротор типичного асинхронного двигателя обмоток как таковых не имеет, вместо этого на нем расположены накоротко соединенные стержни (ротор типа «беличья клетка»), такой ротор называется короткозамкнутым ротором. Бывают еще асинхронные двигатели с фазным ротором, там ротор содержит обмотки, сопротивление и ток в которых можно регулировать реостатом.

Итак, в чем же принципиальное отличие асинхронного электродвигателя от синхронного? С виду внешне они похожи, порой даже специалист не отличит по внешним признакам синхронный электродвигатель от асинхронного. Главное же отличие заключается в устройстве роторов. Ротор асинхронного электродвигателя не питается током, а полюса на нем индуцирутся магнитным полем статора.

Ротор синхронного двигателя имеет обмотку возбуждения с независимым питанием. Статоры синхронного и асинхронного двигателя устроены одинаково, функция в каждом случае одна и та же — создание вращающегося магнитного поля статора.

Обороты асинхронного двигателя под нагрузкой всегда на величину скольжения отстают от вращения магнитного поля статора, в то время как обороты синхронного двигателя равны по частоте «оборотам» магнитного поля статора, поэтому если обороты должны быть постоянными при различных нагрузках, предпочтительней выбирать синхронный двигатель, например в приводе гильотинных ножниц лучше всего справится со своей задачей мощный синхронный двигатель.

Область применения асинхронных двигателей сегодня очень широка. Это всевозможные станки, транспортеры, вентиляторы, насосы, – все то оборудование, где нагрузка сравнительно стабильна, или снижение оборотов под нагрузкой не критично для рабочего процесса.

Некоторые компрессоры и насосы требуют постоянной частоты вращения при любой нагрузке, на такое оборудование ставят синхронные электродвигатели.

Синхронные двигатели дороже в производстве, чем асинхронные, поэтому если есть возможность выбора и небольшое снижение оборотов под нагрузкой не критично, приобретают асинхронный двигатель.

Синхронные электродвигатели широко применяются в электроприводах, не требующих регулирования частоты вращения. По сравнению с асинхронными двигателями они имеют ряд преимуществ:

более высокий коэффициент полезного действия;

возможность изготовления двигателей с низкой частотой вращения, что позволяет отказаться от промежуточных передач между двигателем и рабочей машиной;

частота вращения двигателя не зависит от нагрузки па его валу;

возможность использования в качестве компенсирующих устройств реактивной мощности.

Синхронные электродвигатели могут являться потребителями и генераторами реактивной мощности. Характер и значение реактивной мощности синхронного двигателя зависят от величины тока в обмотке возбуждения. Зависимость тока в обмотке, выдающей напряжение в электрическую сеть, от тока возбуждения носит название U-образной характеристики синхронного двигателя. При 100%-ной нагрузке на валу двигателя его косинус фи равен 1. При этом электродвигатель не потребляет реактивной мощности из электрической сети. Ток в обмотке статора при этом имеет минимальное значение.

При подаче на обмотку статора переменного тока, ротор придет во вращение с частотой, соответствующей частоте тока в обмотке статора. Частота вращения ротора будет синхронна частоте тока обмотки статора, поэтому такой электродвигатель называется синхронным. Магнитное поле ротора создается током, а не индуцируется полем статора, поэтому синхронный двигатель способен держать синхронные номинальные обороты независимо от мощности нагрузки, разумеется, в разумных пределах.

Номинальное напряжение

Номинальное напряжение (англ. rated voltage) – напряжение на которое спроектирована сеть или оборудование и к которому относят их рабочие характеристики [3].

  • где – угловое ускорение, с -2 [2]

Конструкция электродвигателя

Центральный процесс функционирования электрического двигателя постоянного тока (коротко ДПТ) – нагнетание крутящего момента за счет напряжения, подаваемого на роторные катушки. Процесс становится возможным благодаря 4 конструктивным элементам:

  • коллектору;
  • щеточному механизму (2 щетки + 2 пластины/ламели);
  • ротору электрического двигателя (якорь, в синхронном двигателе имеет 1 обмотку);
  • статору, на котором устанавливаются магниты (в электродвигателях постоянного тока – постоянные).


Магнитное поле обеспечивает высокую эффективность работы с одним уточнением, которое формирует сложности устройства механизма. Для обеспечения постоянного движения якоря нужно добиться автоматической смены его полюсов (чтобы притянувшись к противоположному полюсу неподвижного магнита, он сразу менял собственный полюс). Это единственный способ исключить «замирание» якоря и обеспечить его безостановочное движение под действием магнитного поля и инерции.

Классификация электродвигателей: типы агрегатов, назначение асинхронного и синхронного оборудования

В основу работы любых электродвигателей положен принцип электромагнитной индукции. Электродвигатель состоит из неподвижной части — статора (для асинхронных и синхронных движков переменного тока) либо индуктора (для движков постоянного тока) и подвижной части — ротора (для асинхронных и синхронных движков переменного тока) либо якоря (для движков постоянного тока). В роли индуктора на маломощных двигателях постоянного тока нередко используются постоянные магниты.

Все двигатели, грубо говоря можно поделить на два вида:
двигатели постоянного тока
двигатели переменного тока (асинхронные и синхронные)

Все двигатели, грубо говоря можно поделить на два вида:
двигатели постоянного тока
двигатели переменного тока (асинхронные и синхронные)

Электродвигатель. Асинхронные и синхронные электродвигатели. Основные технические параметры, расшифровка обозначения асинхронных и синхронных электродвигателей.

Общие технические требования

Номинальные данные электродвигателей (P, U, I, n, cosφ и др.), следует относить к их работе на высоте до 1000 м над уровнем моря при температуре (t) газообразной охлаждающей среды 40 °С и охлаждающей воды 30 °С, если в стандартах или ТУ не установлена другая температура охлаждающей среды, но не более 33 °С.

Номинальные режимы работы:

а) продолжительный;
б) кратковременный с длительностью периода неизменной номинальной нагрузки 10; 30; 60; 90 мин;
в) повторно-кратковременный с продолжительностью включения (ПВ) 15; 25; 40; 60 %; продолжительность одного цикла 10 мин;
г) повторно-кратковременный с частыми пусками с ПВ 1 25; 40 и 60 %, числом включений в час 30; 60; 120; 240 при коэффициенте инерции (FI) 1,2; 1,6; 2; 2,5; 4; 6,3 и 10;
д) повторно-кратковременный с частыми пусками и электрическим торможением с ПВ 15; 25; 40 и 60 %, числом включен в час 30; 60; 120; 240 при FI 1,1; 1,6; 2; 2,5 и 4;
е) перемежающийся с продолжительностью нагрузки (НП) 15; 25; 40 и 60%; продолжительность одного цикла 10 мин;
ж) перемежающийся с частыми реверсами при эл. торможении с числом реверсов в час 30; 60; 120 и 240 при FI 1,2; 1,6; 2; 2,5; 4;’
з) перемежающийся в двумя или более частотами вращения числом циклов в час 30; 60; 120 и 240 при FI 1,2; 1,6; 2; 2,5 и 4.

Асинхронные электродвигатели

На промышленных предприятиях наибольшее распространение получили асинхронные двигатели с короткозамкнутьм ротором. Существенным недостатком асинхронных двигателей (АД) является довольно значительное и почти не зависящее от нагрузки потребление реактивной мощности, для снижения которой асинхронные двигатели выполняют с малым воздушным зазором между ротором и статором, что усложняет эксплуатацию асинхронных двигателей.

Условия работы асинхронных двигателей в режиме пуска значительно отличаются от условий его работы в нормальном режиме. В режиме пуска в обмотках ротора и статора проходят токи, намного превышающие токи, протекающие в этих обмотках в номинальном режиме.

Длительный ток приводит к перегреву обмоток асинхронных двигателей и может вызвать сгорание обмоток и аварию асинхронных двигателей. для исключения этого следует ограничить пусковой ток АД и уменьшить время его раз гона. Наиболее распространен прямой пуск асинхронных двигателей.

Вращающий момент асинхронного двигателя пропорционален квадрату напряжения, подводимого к обмотке статора АД. Работа АД при пониженном напряжении является ненормальным режимом не только из-за появления токов перегрузки, но и из-за резкого снижения вращающего момента АД, что может привести к останову асинхронного двигателя («опрокидыванию»).

Асинхронные двигатели широко применяют в приводах переменного тока, не требующих Регулирования скорости и работающих при длительной нагрузке (центробежные насосы, вентиляторы и др.), На выбор асинхронных двигателей влияет, в первую очередь, режим работы приводного механизма.

Основные технические данные асинхронных двигателей приведены ниже.

Двигатели трехфазные асинхронные короткозамкнутые серии 4А* с высотой оси вращения 50—355 мм

Основное исполнение: эл. дв. с короткозамкнутым ротором, , привод механизмов основного применения в условиях умеренного климата (У) категорий размещения 2 и З для Продолжительной работы. Электродвигатели изготовляют защищенными (IР2З) и закрытыми обдуваемыми (IР44). Со степенью Защиты IР23 выпускают электродвигатели только основного исполнения; все модификации имеют исполнение IР44.

Электродвигатели могут работать при температуре воздуха от -40 до +40 °С и относительной влажности до 98 % при 25 °С.
Шкала мощностей: 0,06—400 кВт.

Электродвигатели 0,06—0,37 кВт изготовляют на 220 и 380 В; 0,55—11 кВт — на 220, 380 и 660 В; 15—110 кВт — на 220/380 и 380/660 В; 132—400 кВт — на 380/660 В.
Количество выводных концов обмотки электродвигателя до 11 кВт — 3, схема соединения обмоток Δ или У, а для электродвигателя 15 кВт и выше — 6 и Δ/У.
Электродвигатели 4АН (IР2З) допускают запыленность воздуха не более 2 мг/м3, а 4А (IР44) — не более 10 мг/м3.

Читайте также:  Красивый дизайн спальни в частном доме (70 фото): оформление интерьера и отделка из оцилиндрованного бревна в загородном доме

Изоляция по классам нагревостойкости выполняется для двигателей с высотами оси вращения 50—132 мм — класса В, 160—355 мм — класса F.
Электродвигатели со степенью защиты IР54 пылезащищенного исполнения предназначены для эксплуатации в помещениях классов В-IIа и П—II согласно ПУЭ.

Модификации основного исполнения:

1) с повышением пусковым моментом — привод механизмов с большой нагрузкой в момент пуска: компрессоры, дробилки и др.;
2) с повышенным скольжением — привод механизмов с большим моментом инерции, с нагрузкой пульсирующего характера с большой частотой пусков и реверсов;
3) с повышенными энергетическими показателями (η, cosφ) — привод механизмов с круглосуточной работой, при которой особое значение имеет повышение η;
4) с фазным ротором — по условиям пуска и плавного регулирования частоты вращения;
5) малошумные — повышенные требования по уровню шума;
6) многоскоростные — ступенчатое регулирование частоты вращения;
7) встраиваемые — для встраивания в станки и механизмы;
8) по условиям окружающей среды — пылезащищенные, химически стойкие и др.;
9) со встроенной защитой — охватывают весь диапазон высот осей вращения (56—355 мм);
10) повышенной точности — для особо точных станков.

Обозначения типоразмера электродвигателя:

Основное исполнение: 4АА56В2УЗ или 4АН2806У3; 4 — порядковый номер серии; А — асинхронный; Н — обозначение электродвигателя защищенного исполнения IР2З; отсутствие данного знака означает обдуваемое исполнение IР44; А — станина и щиты из алюминия; Х — станина алюминиевая, щиты чугунные; отсутствие знаков означает, что станина и щиту чугунные или стальные; 50— 355 — высота оси вращения, мм; S, L, М — установочные размеры по длине станины; А, В — обозначения длины сердечника (А — первая длина, В—вторая); 2, 4, 6, 8, 10, 12—число полюсов; У – климатическое исполнение электродвигателя; 3— категория размещения.

В обозначениях типоразмера в таблице опущены: индексы материалов станин и щитов (А, Х), число полюсов, климатическое исполнение У и категория размещен 3.

Серия асинхронных электродвигателей АИ более экономична по сравнению с серией 4А. Ряд мощностей электродвигателей этой серии, кВт: 0,37; 0,55; 0,75; 1,1; 1,5; 2,2; 3; 4; 5,5; 7.5; 11; 15; 18,5; 22; 30; 37; 45; 55; 75; 90; 110; 132; 160; 200; 250; 315; 400.

Синхронные электродвигатели

В системах промышленного электроснабжения наиболее целесообразна установка крупных синхронных двигателей (СД) напряжением выше 1 кВ. Они применяются в тех случаях, когда необходимо иметь строго постоянную частоту вращения или нужен мощный двигатель с малой частотой вращения. Имея такие эксплуатационные качества, как высокая перегрузочная способность, большие, чем у АД, КПД и повышенную устойчивость при снижении напряжения, синхронный двигатель успешно используется в мощных установках продолжительного режима (например, для привода насосов в системах водоснабжения и канализации). Когда синхронный двигатель по своей мощности могут обеспечить регулирование напряжения или режима реактивной мощности в узле нагрузки, они должны иметь автоматическое регулирование возбуждения.

Следует отметить, что у синхронных двигателей с тиристорным возбуждением быстро можно погасить поле ротора, что облегчает использование их в схемах электроснабжения с АВР, а также для быстрой ресинхронизации, которую осуществляют по необходимости при выпадении СД из синхронизма. Наиболее распространен прямой пуск синхронных двигателей с невозбужденным ротором. Синхронныех двигателеи имеют более высокую производительность рабочего агрегата, чем АД, поскольку скорость СД не зависит от нагрузки в нормальных режимах работы.

Основные технические данные синхронных двигателей напряжением выше 1 кВ приведены ниже.

Обозначение синхронных двигателей: С синхронный; Д — двигатель; Н — нормальный; З — закрытый; Т — трехфазный; УХЛЗ — климатическое исполнение и категория размещения. У всех двигателей серии СДН cosφ=0,9. Возбуждение, управление пуском и остановом электродвигателей серии СlН осуществляются от тиристорных возбудителей.

Номинальные данные электродвигателей (P, U, I, n, cosφ и др.), следует относить к их работе на высоте до 1000 м над уровнем моря при температуре (t) газообразной охлаждающей среды 40 °С и охлаждающей воды 30 °С, если в стандартах или ТУ не установлена другая температура охлаждающей среды, но не более 33 °С.

Двигатели переменного тока

Электродвигатели переменного тока представлены широкой номенклатурой устройств, которые различают по многочисленным конструктивным и эксплуатационным характеристикам. В зависимости от скорости вращения ротора выделяют электрические машины синхронного и асинхронного типа.

Синхронные двигатели характеризуются одинаковой скоростью вращения ротора и магнитного поля питающего напряжения. Подобный тип электрических двигателей используют для изготовления устройств с высокой мощностью. Кроме этого существует еще одна разновидность синхронного привода — шаговые двигатели. Они имеют строго заданное в пространстве положение ротора, которое фиксируется подачей питания на обмотку статора. При этом переход из одного положения в другое осуществляется посредством подачи напряжения на требуемую обмотку.

Асинхронный электрический двигатель имеет частоту вращения ротора отличную от частоты вращения магнитного поля питающего напряжения. В настоящее время этот тип электродвигателей получил самое широкое распространение как на производстве, так и в быту.

В зависимости от количества фаз питающего напряжения электропривод принадлежит к одной из групп:

  • 1-нофазные;
  • 2-хфазные;
  • 3-хфазные;
  • многофазные.
  • Все возможные макроклиматические районы (В).
  • Холодный (ХЛ).
  • Все морские районы (ОМ).
  • Сухой тропический (ТС).
  • Общий (О).
  • Умеренный (У).
  • Умеренный морской (М).
  • Влажный тропический (ТВ).

Синхронный электродвигатель

Итак, синхронный электродвигатель – это мотор с постоянной скоростью вращения ротора, плюс возможность регулировать эту скорость. Устройство синхронного мотора достаточно сложное. Чтобы в нем разобраться, необходимо рассмотреть фотографию ниже.

Здесь четко показано, что обмотки двигателя располагаются на якоре или роторе агрегата. Концы обмоток выведены и закреплены на токосъемное кольцо, а, точнее, к его секторам. Сам же ток подается на это же кольцо только через графитовые щетки, которые подключены к питающей сети.

Внимание! Концы обмоток подключаются таким образом, что при работе мотора через щетки электрический ток попадал всегда только на одну пару.

У двигателя этой модели больше уязвимых мест, чем у асинхронной.

  • Снашиваются графитные щетки.
  • Плохой контакт между токосъемным кольцом и щетками за счет ослабления пружины, которая прижимает последние к кольцу (коллектору).
  • Изнашиваются подшипники.
  • Образование грязевого налета на поверхности токосъемного кольца.

Теперь переходим к другой позиции – принцип работы синхронного электродвигателя. Вращающийся момент внутри мотора образуется за счет взаимодействия магнитного поля, которое образуется в обмотках возбуждения, и тока, проходящего по якорю агрегата. Но тут есть один момент – изменяющееся направление тока (переменного) будет менять и направление вращения магнитного поля двигателя. Правда, смена вращения будет меняться и в корпусе аппарата, и на якоре одновременно. Вот почему вращение ротора мотора всегда происходит с одинаковой скоростью.

Именно поэтому изменить эту величину можно лишь тем, если изменить напряжение подаваемой на щетки электроэнергии. Вспомните пылесосы, где всасываемую мощность изменяют переключателем, который просто соединен с реостатом. А мощность пылесоса зависит от скорости вращения вала крыльчатки, то есть вала электродвигателя. Чем больше скорость, тем больше мощность всасывания.

Но синхронные электродвигатели в промышленности своего основного места не нашли. Здесь в основном используются асинхронные модели.

  • Снашиваются графитные щетки.
  • Плохой контакт между токосъемным кольцом и щетками за счет ослабления пружины, которая прижимает последние к кольцу (коллектору).
  • Изнашиваются подшипники.
  • Образование грязевого налета на поверхности токосъемного кольца.

Практические рекомендации

Межкомнатные двери, оснащенные другим механизмом — защелкой, нужно открывать по-другому. Для начала попытайтесь провернуть ручку, если никаких изменений не происходит, то возьмите отвертку (при ее отсутствии подойдет пилочка, нож, ложка и так далее) и открутите винты, которые находятся на ручке.

После этого нужно вынуть замок (только замок, без ручки) из дверного полотна. Потом при помощи чего-то заостренного (той же отвертки, карандаша или чего-то подобного) нужно нащупать механизм-защелку (он будет похож на бугорок). Как только нащупали — слегка надавите на него и одновременно с этим поверните ручку, открывая дверь.

В том случае, если дверь захлопнулась, а ключ остался с обратной стороны, то можно воспользоваться любым тонким металлическим предметов, типа спицы или шпильки, чтобы вытолкнуть его.

Межкомнатные двери есть и такие, которые закрываются на замок, и бывает, что дверь захлопнулась, а ключ торчит с другой стороны. В этом случае можно попытаться протолкнуть ключ. Для этого нужно запастись тем, что можно подсунуть под дверь. Лист (картонку, газету и прочее) нужно подложить в щель между полом и полотном таким образом, чтобы с противоположной стороны ключ упал именно на него, но чтобы можно было лист достать с этой стороны.

Затем нужно взять что-то острое и длинное типа вязальной спицы, проволоки и чего-то подобного и пробовать вытолкнуть ключ, но не резко, чтобы он не упал далеко. Как только ключ упал на газету — тяните к себе, поднимайте ключ и открывайте дверь.

Бывают и такие межкомнатные двери, которые оборудованы ручкой с уже встроенной защелкой, так называемой клавишей. Работает такая защелка следующим образом: когда дверь закрыта, нажатие на клавишу запирает ее изнутри, и открыть ее снаружи не представляется возможным.

Читайте также:  Каркас для гамака - разновидности конструкций и этапы изготовления

Иногда случается, что дверь с таким механизмом захлопывается без присутствия человека, когда клавиша нажата. Как открыть захлопнувшуюся межкомнатную дверь данного типа: снаружи необходимо найти под самой ручкой маленькое отверстие и в него попытаться вставить что-то длинное и острое типа спицы или проволоки, даже гвоздь может сгодиться. Этот предмет вернет защелку в нужное положение, и все — дверь открыта.

Существуют и другие варианты: взять нож с длинным лезвием или что-то металлическое тонкое типа линейки, аккуратно загнать сверху ригеля и двигать ножом в разные стороны, этот способ схож с тем, который подразумевает использование пластиковой карты.

Практический метод (из более радикальных, когда дверь не жалко или ни один из способов не сработал) — отжим стамеской или чем-то подобным.

Стамеску при помощи молотка надо загнать между коробкой и полотном и попробовать отжать язычок замка.

Еще один способ вскрытие замка захлопнувшейся двери — это его разборка. Это можно сделать самому, а можно вызвать специалиста.

Еще один радикальный метод — попробовать разобрать весь замок, потом можно будет его заменить — это дешевле, чем замена полностью двери.

Если ни один из способов не помог справиться с проблемой, то остается либо выламывать дверь, либо вызывать мастеров. Можно вызвать сотрудников МЧС, особенно если в комнате кто-то есть.

Чаще всего с проблемой захлопывания приходится сталкиваться в тех случаях, когда замок некачественный или двери установлены не по технологии. Именно поэтому важно не экономить на дверях, комплектующих, фурнитуре и на работе мастеров. Особенно важно это тогда, когда в доме есть дети.

Страшно представить, что ребенок останется в комнате один запертым, ведь не всегда родители (а чаще дома только мамы) могут адекватно оценить ситуацию и действовать уверенно. Чаще начинается истерика, паника и крики, а тут уже сложнее — потеряв обладание над собой, будет совсем сложно справиться с поставленной задачей, здесь нужна холодная голова.


Если ни один из способов не помог справиться с проблемой, то остается либо выламывать дверь, либо вызывать мастеров. Можно вызвать сотрудников МЧС, особенно если в комнате кто-то есть.

Смещение защелки

Одна из эффективных методик открывания двери в комнату. В основном модели, устанавливаемые в проемах внутри жилища, имеют нажимную или поворотную ручку.

  • Без замка. Самые удобные для вскрытия запоры. Достаточно утопить язычок, и дверь распахнется. При монтаже блока между полотном и коробом всегда остается небольшой зазор. Все, что нужно, это немного отжать створку, вставить в щель плоский твердый предмет и попытаться сдвинуть защелку. Как правило, она легко поддается, и если дверь потянуть на себя, она откроется. Что можно использовать? Пилочку для ногтей, кухонный нож, отвертку с тонким жалом или что-то подобное. Пригодится, за неимением лучшего, и банковская (пластиковая) карточка.

Если ребенок изнутри закрылся на щеколду (например, дверь в ванную), а сдвинуть ее самостоятельно по какой-то причине не может (или попросту уснул), то этот способ подходит и для такой ситуации. Немного «поиграв» створкой, получится сместить запор и войти в помещение.

  • С замком. Эти модели, если они не устанавливались самостоятельно, под ключ-секретку, вскрываются легко. Поворот механизма производится любым плоским и узким предметом – все той же тонкой отверткой, петлей из проволоки, скрепкой, заколкой для волос. Достаточно «инструмент» вставить в скважину, и после двух-трех попыток створка распахнется.

В некоторых замках межкомнатных дверей имеется заглушка в виде кнопки. Необходимо захватить плоскогубцами ее «головку» и повернуть в нужном направлении. Защелка обязательно сместится.

  • Попробовать открыть запор ключом схожей конфигурации. Если механизм сильно изношен, то, скорее всего, получится.
  • Выбить или высверлить личинку.
  • Разобрать ручку и сместить планку задвижки изнутри.

Необходимые инструменты

Для того чтобы открыть межкомнатные двери без ключа, может понадобиться следующий инструмент:

  • плоская и крестовая отвертки;
  • молоток;
  • монтировка, стамеска;
  • плоскогубцы;
  • угловая шлифовальная машинка (болгарка);
  • ножовка по металлу.

Если нет возможности применить такие инструменты, то можно воспользоваться любыми подручными средствами. Для отпирания круглой маленькой замочной скважины подойдет разогнутая канцелярская скрепка, вязальная спица, пилочка для ногтей или другие длинные металлические предметы.

  1. За запирающими механизмами на дверях следует хорошо ухаживать (осуществлять текущий ремонт, проверять работоспособность и вовремя смазывать).
  2. Заедающие устройства следует немедленно заменять.
  3. Иметь запасной комплект ключей ко всем дверям. Снабдить их бирками.
  4. Без необходимости не устанавливать на двери сложные запирающиеся механизмы. Иногда можно отдать предпочтение простым шпингалетам, задвижкам и щеколдам (особенно, если в семье есть маленькие дети).
  5. Рекомендуется приобретать замки, которые оснащены устройствами для аварийного открывания дверей.

Что делать, если заклинило замок двери?

Определить дальнейшие действия необходимо, ориентируясь на характер поломки. Определить его можно методом исключения доступных версий. Если ключ отсутствует, открыть створку можно подручными средствами — шпилькой, иголкой.


Если межкомнатная дверь не заперта на ключ, а при нажатии ручки створка не открывается, значит, заклинило язычок.

Что делать, если замок заклинило?

Если сломался замок, вариантов открытия двери может быть несколько:

  • грубая сила. Дверь можно попробовать выбить. Такой вариант рекомендуется только в экстренных случаях, если она захлопнулась, и требуется срочный доступ в помещение. В результате манипуляций чаще всего придётся менять внутренности, деревянную или пластиковую дверь. Если полотно имеет стеклянные вставки, для открытия с другой стороны, разбейте их, поверните ручку или подтолкните полотно, если это магнитный замок. В дальнейшем, для замены стекла, достаточно будет снять удерживающие накладки.
  • разборка замка или ручки. Такой вариант подходит не для любого замка (например, если сломалась защёлка, а механизм удерживают винты, расположенные в торце полотна, разобрать такую систему не получится);
  • использование отмычки. Использование отмычки подходит для скрытия замков, где есть запорные штифты. Например, механизм, с полукруглым ключом. Заклинивший замок открывается при помощи двух заколок-невидимок или канцелярских скрепок;
  • снятие с петель. Самый распространённой вариант открыть захлопнувшуюся дверь, особенно если она без ручки. Обычно полотно крепится при помощи карточных петель, состоящих из двух частей. Если между луткой и полотном имеется достаточный зазор, попытайтесь снять их с навеса. Если двери сидят плотно, раскрутите петли и выньте полотно из коробки в другую сторону. Такой способ не подходит, если используются скрытые петли.

Такими способами можно открыть дверь без ключа

Как разобрать замок межкомнатной двери

Чтобы выбрать оптимальный способ демонтажа замка на двери в комнату, в туалете, в ванную, нужно определить его тип. Существует несколько типов запорных систем:

  • с защёлкой. Они устанавливаются, чтобы блокировать дверь изнутри. Снаружи такого замка находиться заглушка или замочная скважина;
  • с секреткой. Сувальные или цилиндровые системы, они чаще устанавливаются на входную группу. Но иногда их можно встретить и на деревянных дверях;
  • с фалевым язычком и ручкой. Самая простая запорная из систем. Существуют варианты с одним или двойным язычком. Принцип действия механизма — при нажатии ручки, язычок отодвигается, открывая доступ в помещение. Если язычок заел, его можно попробовать открыть при помощи лески ил проволоки. Такой возможен только в случае, если заевший замок правильно расположен относительно стороны двери, с которой вы оказались.

Способ разобрать замок межкомнатной двери

  • грубая сила. Дверь можно попробовать выбить. Такой вариант рекомендуется только в экстренных случаях, если она захлопнулась, и требуется срочный доступ в помещение. В результате манипуляций чаще всего придётся менять внутренности, деревянную или пластиковую дверь. Если полотно имеет стеклянные вставки, для открытия с другой стороны, разбейте их, поверните ручку или подтолкните полотно, если это магнитный замок. В дальнейшем, для замены стекла, достаточно будет снять удерживающие накладки.

Как открыть дверь с другими типами замков

Ручки с автоматическими защелками в виде клавиши устанавливают на двери в туалет или на балкон. Они могут сработать, если дверь резко захлопнулась (например, сквозняком). Для отпирания таких запоров конструкторы предусмотрели небольшое отверстие ниже ручки. Если в него вставить вязальную спицу, гвоздь или шило и нажать, защелка откроется.

В старых домах сохранились замки с сувальдным механизмом. Если по каким-то причинам дверь оказалась закрытой, а ключ вставлен в скважину с другой стороны, то его можно достать способом, описанным в старых детективах. Под дверь надо подсунуть лист бумаги, осторожно вытолкнуть ключ и достать его, вытянув бумагу наружу.

Если захлопнулась современная пластиковая дверь на балкон и не открывается ручкой, то нужно повернуть на 90° декоративную планку, отвинтить крепежные болты и снять ручку. Затем открыть запор, воздействуя непосредственно на запирающий механизм.


В старых домах сохранились замки с сувальдным механизмом. Если по каким-то причинам дверь оказалась закрытой, а ключ вставлен в скважину с другой стороны, то его можно достать способом, описанным в старых детективах. Под дверь надо подсунуть лист бумаги, осторожно вытолкнуть ключ и достать его, вытянув бумагу наружу.

Добавить комментарий