Коллекторный двигатель постоянного и переменного тока

Управление двигателем

На практике применяют различные способы регулирования работы двигателя. Это может быть электронная схема, где регулирующим элементом выступает симистор, который на мотор «пропускает» заданное напряжение. Работает он как мгновенно срабатывающий ключ, открываясь, когда на его затвор поступает управляющий импульс.

В основе принципа действия, реализованного в схемах с симистором, лежит двухполупериодное фазовое регулирование, где к импульсам, которые поступают на электрод, привязано напряжение, подаваемое на двигатель. При этом, частота, с которой вращается якорь, прямо пропорциональна напряжению, подаваемому на обмотки.

Упрощенно этот принцип можно описать такими пунктами:

  • на затвор симистора подается сигнал от электронной схемы;
  • затвор открывается, ток течет по обмоткам статора, вызывая вращение якоря мотора М;
  • мгновенные величины частоты вращения преобразуются тахогенератором в электрические сигналы, формируя с импульсами управления обратную связь;
  • как следствие, вращение ротора при любых нагрузках, остается равномерным;
  • с помощью реле R и R1 осуществляется реверс мотора.

Другая схема – тиристорана фазоимпульсная.


Упрощенно этот принцип можно описать такими пунктами:

Универсальный коллекторный агрегат.

Установки применяются в быту, коллекторный двигатель переменного тока 220в используется в бытовой технике. Мотор потребляет постоянный и переменный ток. Популярность в применении обусловлена реверсом, регулировкой скорости вращения, необходимостью частоты выше 3000 об./мин.

Применяя однофазный коллекторный двигатель переменного тока, обмотки статора и ротора соединяют последовательно или параллельно. Последний вариант соединения уже никто не делает. Универсальный однофазный коллекторный агрегат работает с переменным и постоянным током.

Недостатки универсального механизма:

  • Стоимость агрегата;
  • Сложность обслуживания;
  • Шумность работы, сложное управление, возникновение радиопомех;
  • Полезное действие ниже необходимого, если применяется источник переменного тока;
  • Износ щеток по причине образования искр.
  1. Универсальный коллекторный двигатель;
  2. Коллекторный агрегат (направление движения заряженных частиц в электрическом поле = const);
  • С индуктором на постоянных магнитах;
  • С индуктором на катушках возбуждения:
  • Катушка возбуждения (тип обмотки независимый);
  • Катушка возбуждения (тип обмотки параллельный);
  • Катушка возбуждения (тип обмотки последовательный);
  • Катушка возбуждения (тип обмотки смешанный).

8. Управление коллекторным двигателем в стиральной машине

Для управления коллекторным двигателем, в стиральной машине применяется электронная схема ,силовым регулирующим элементом является симистор (Рис.8), который подает (пропускает) необходимое напряжение на двигатель. Симистор можно представит как быстродействующий выключатель (ключ),с силовыми электродами А1 и А2,а на управляющий затвор G поступают управляющие импульсы открывая его в нужный момент. В электрической схеме, симистор последовательно подключён с коллекторным двигателем.

Принцип действия электронных схем, в которых используется симистор, основан на двухполупериодном фазовом управлении. На графике (рис.9) показано как изменяется величина питающего мотор напряжения в зависимости от поступающих на управляющий электрод симистора импульсов с микроконтроллера.
Таким образом можно отметить,что частота вращения ротора двигателя напрямую зависит от напряжения прикладываемого к обмоткам двигателя.

Ниже представлены фрагменты условной электрической схемы подключения коллекторного двигателя с тахогенератором к электронному блоку управления (EC).
Общий принцип схемы управления коллекторного двигателя таков. Управляющий сигнал с электронной схемы поступает на затвор симистора (TY),тем самым открывая его и по обмоткам двигателя начинает протекать ток,что приводит к вращению ротора (M) двигателя. Вместе с тем, тахогенератор (P) передаёт мгновенное значение частоты вращения вала ротора в пропорциональный электрический сигнал. По сигналам с тахогенератора создаётся обратная связь с сигналами управляющих импульсов поступаемых на затвор симистора. Таким образом обеспечивается равномерная работа и частота вращения ротора двигателя при любых режимах нагрузки, вследствие чего барабан в стиральных машинах вращается равномерно. Для осуществления реверсивного вращения двигателя применяются специальные реле R1 и R2 , коммутирующие обмотки двигателя.

Изменение направления вращения двигателя

Т-тахогенератор
М-ротор (коллекторно-щёточный узел)
S-статор
P-тепловая защита
TY-симистор
R1 и R2– коммутирующие реле

В некоторых стиральных машинах, коллекторный двигатель работает на постоянном токе. Для этого, в схеме управления, после симистора, устанавливают выпрямитель переменного тока построенный на диодах (“диодный мост”). Работа коллекторного двигателя на постоянном токе увеличивает его КПД и максимальный крутящий момент.

В некоторых стиральных машинах, коллекторный двигатель работает на постоянном токе. Для этого, в схеме управления, после симистора, устанавливают выпрямитель переменного тока построенный на диодах (“диодный мост”). Работа коллекторного двигателя на постоянном токе увеличивает его КПД и максимальный крутящий момент.

Какие бывают виды электрических двигателей и чем они отличаются


Если опустить некоторые нюансы, то чем больше ток ротора, тем больше это поле и тем быстрее вращается ротор. Однако это применимо в основном для коллекторных машин постоянного и переменного токов (они универсальны).

Читайте также:  Какой автомат нужно поставить в квартире, если в подъезде стоит на 25 А?

Коллекторный двигатель: Устройство, виды и принцип работы

Большое количество оборудования имеет силовые установки, работающие от электрической сети питания. Коллекторный двигатель это силовая установка, преобразующая электрическую энергию в физическую силу. Отличие коллекторного двигателя от бесколлекторного состоит в наличии коллекторно-щеточного узла.

В зависимости от источника тока, к которому подключается мотор, коллекторные установки делят на два вида:

Недорогие

Коллекторные двигатели постоянного тока производятся большими сериями и широко используются, что делает их дешевле других типов электродвигателей.

Вокруг корпуса двигателя расположены магниты статора. Это постоянные магниты, положительные с одной стороны и отрицательные с другой. В середине двигателя, соединенного с валом двигателя, находятся, по меньшей мере, три проволочных обмотки, соединенных с металлическими пластинами, которые называются якорем.

Ротор

Ротор – подвижный элемент электрического двигателя, запускаемый магнитным полем, совершает вращательные движения вместе с валом. Имеет минимум 3 зуба, один из которых стабильно попадает в область подключения.


Принцип работы статорного электродвигателя (также называется индукционным) тоже основан на формировании магнитного поля статора. Оно образуется во время прохождения токов через его обмотки. Это поле (вращающееся магнитное) формирует магнитное поле ротора через индукцию токов в обмотках его проводников.

Как проверить степень износа щетки

Основной метод связан с визуальным осмотром. В интернете можно встретить советы, рекомендующие прижать при работе двигателя щетку отверткой и оценить изменение оборотов ротора.

Это опасная операция, выполнять которую может только обученный и опытный персонал потому, что:

  • необходимо пользоваться защитными средствами: работа выполняется под напряжением;
  • существует вероятность создания короткого замыкания, ибо проверять придется обе щетки по очереди или одновременно и использовать отвертки с изолированными стержнями и наконечниками.

Если внешний осмотр показал, что длина щетки сильно уменьшена или рабочая поверхность имеет сколы, то ее необходимо просто заменить.


Поэтому желательно использовать заводские щетки от производителя.
Существуют и другие технические решения этого вопроса.

Применение коллекторных двигателей — постоянного тока

Применение коллекторных двигателей работающих от постоянного тока, — можно встретить практически везде в нашем быту. Взять допустим автомобильный стартер, электрическая схема которого представляет из себя тот-же самый коллекторный двигатель, работающий от постоянного тока. В дополнение, автомобильный стартер работает как тяговый электродвигатель, чтобы провернуть маховик двигателя автомобиля. Так-же, коллекторные двигатели постоянного тока применяются в видео и аудио технике, многая аппаратура из которых уже вышла из моды.

коллекторный эл.двигатель постоянного тока КПА-561

коллекторный эл.двигатель постоянного тока 36 В 500W для велосипеда

коллекторный эл.двигатель постоянного тока СЛ-221

Кто-то из нас разбирал в свое время электрические игрушки работающие от батареек, там установлены те-же самые коллекторные мини двигатели, работающие от постоянного тока.

коллекторный эл.двигатель постоянного тока 27 Т SATURN

Многие пользовались или же пользуются электробритвой работающей от батареек, — в этом электроприборе тоже установлен коллекторный двигатель постоянного тока. Если кто-то из Вас разбирал электрический коллекторный мини двигатель, то могут со мной согласиться, что причиной их неисправностей является либо износ графитовых щеток либо износ втулок — в которых крепится вал ротора, а износ втулок приводит к радиальному биению ротора, то-есть, нарушается зазор между сталью статора и ротора двигателя.

  1. коллектор;
  2. щетки;
  3. сердечник якоря;
  4. главный полюс;
  5. катушка обмотки возбуждения;
  6. станина;
  7. подшипниковый щит;
  8. вентилятор;
  9. обмотка якоря;
  10. вал.

Схема автоподстройки оборотов коллекторного двигателя

Тиристорная схема подстройки оборотов коллекторного двигателя

Уровень искрения определен скоростью вращения. Допустим, нагрузка вала мясорубки увеличилась. Обороты временно понижаются. Уровень искрения меняется, вызывая отклик специальной тиристорной схемы управления оборотами. Ключ изменяет угол отсечки напряжения, компенсируя действие нагрузки. Тиристорная схема, показанная фото, контролировала кухонный комбайн Philips. Видим массу защитных реле, не позволяющих включить прибор при открытых крышках, в разобранном виде.

Главной частью схемы выступает тиристор. На снимке отыщем по небольшому металлическому пластинчатому радиатору. Схема по цепочке обратной связи получает информацию о силе искрения, при помощи нее же происходит задание оборотов. Для реализации указанных функций плата содержит парочку переменных резисторов:

  1. Полукруглое сопротивление с крестообразной головкой послужит целям подстройки рабочего режима тиристора. Значение задается углом поворота лабораторией завода, в процессе эксплуатации изменению оператором не подлежит.
  2. Второй резистор переменный. Шлицевая головка связана с ручкой, красующейся на панели управления корпуса. Задается скорость вращения вала. Делается чаще ступенчато.

Сообразно назначению двигателя, питается сложным образом. Коричневый, белый проводки уходят на щетки ротора, прочими тремя задается режим скорости путем подпитки определенного числа витков катушек статора.

Читайте также:  Можно ли ставить микроволновку на подоконник: как встроить микроволновую печь


Имеется второе отличие. При питании постоянным током для создания требуемой напряженности магнитного поля статора хватает меньшего количества витков. Поэтому во многих случаях (как и в нашем) обмотка делится двумя частями. Питание идет переменным током (требуется получить максимум оборотов) – в работу включаются все витки. В противном случае – определенная доля. Становится возможным подключение коллекторных электродвигателей к источнику питания. Важно, потому что многие асинхронные машины подобного обращения не терпят.

Bin-ya › Блог › Моторы для моделей. Немного теории. Часть 1

Бесколлекторные двигатели постоянного тока называют так же вентильными, в зарубежной литературе BLDCM (BrushLes Direct Current Motor) или PMSM (Permanent Magnet Synchronous Motor).
Конструктивно бесколлекторный двигатель состоит из ротора с постоянными магнитами и статора с обмотками. Обращаю Ваше внимание на то, что в коллекторном двигателе наоборот, обмотки находятся на роторе.

Чтобы узнать, почему бесколлекторные двигатели настолько эффективны и имеют высокую мощность, необходимо знать, как работает стандартный коллекторный мотор.

Обычные коллекторные электродвигатели, имеют всего два провода (положительный и отрицательный), которыми двигатель подключается к регулятору скорости. Внутри корпуса двигателя можно увидеть два изогнутых постоянных магнита, а по центру установлен вал с якорем, на котором намотаны обмотки из медной проволоки. С одной стороны вала якоря устанавливается моторная шестерня, с другой стороны вала расположен так называемый коллектор из медных пластин, через который с помощью угольных щеток ток подается к обмоткам якоря.

Как начинает вращаться стандартный коллекторный двигатель.
Когда на обмотки якоря поочередно поступает постоянный электрический ток, в них возникает электромагнитное поле, которое с одной стороны имеет «северный» а с другой «южный» полюс. Поскольку «северный» полюс любого магнита автоматически отталкиваются от «северного» полюса другого магнита, электромагнитное поле одной из обмоток якоря, взаимодействуя с полюсами постоянных магнитов статора, заставляет якорь вращаться. Через коллектор и щетки ток поступает на следующую обмотку якоря, что заставляет якорь вместе с валом мотора продолжать вращение, и так до тех пор, пока к мотору подается напряжение. Как правило, якорь коллекторного мотора имеет три обмотки (три полюса) — это не позволяет двигателю застревать в одном положении.
Недостатки коллекторных двигателей выявляются, когда нужно получить огромное количество оборотов от них. Поскольку щетки должны постоянно находиться в контакте с коллектором, в месте их соприкосновения возникает трение, которое значительно увеличивается, особенно на высоких оборотах. Любой дефект коллектора приводит к значительному износу щеток и нарушению контакта, что в свою очередь снижает эффективность мотора. Именно поэтому серьезные гонщики протачивают и полируют коллектор двигателя и меняют щетки почти после каждого заезда. Коллекторный узел стандартного мотора так же является источником радиопомех и требует особого внимания и обслуживания.

Теперь посмотрим, как работает бесколлекторный двигатель.
Основной особенностью конструкции бесколлекторного двигателя является то, что он по принципу работы похож на коллекторный мотор, но все устроено как бы “наизнанку”, и в нем отсутствуют коллектор и щетки. Постоянные магниты, которые в коллекторном моторе установлены на неподвижном статоре, у бесколлекторного мотора расположены вокруг вала, и этот узел называется ротор. Проволочные обмотки бесколлекторного мотора размещены вокруг ротора и имеют несколько различных магнитных полюсов. Датчиковые бесколлекторные моторы имеют на роторе сенсор, который посылает сигналы о положении ротора в процессор электронного регулятора скорости.

Из-за отсутствия коллектора и щеток в бесколлекторном моторе нет изнашивающихся деталей, кроме шарикоподшипников ротора, а это автоматически делает его более эффективным и надежным. Наличие сенсора контроля вращения ротора также значительно повышает эффективность. У коллекторных двигателей не возникает искрения щеток, что резко снижает возникновение помех, а отсутствие узлов с повышенным трением благоприятно сказывается на температуре работающего мотора, что так же повышает его эффективность.
Единственный возможный недостаток бесколлекторной системы – это несколько более высокая стоимость, однако каждый, кто испытал высокую мощность бесколлекторной системы, почувствовал прелесть отсутствия необходимости периодической замены щеток, пружин, коллекторов и якорей, тот быстро оценит общую экономию и не вернется к коллекторным моторам … никогда!

Помимо базовых размеров и различных параметров, бесколлекторные двигатели могут подразделяться по типу: с датчиком и без датчика. Двигатель с датчиком используют очень маленький сенсор на роторе и кроме трех толстых кабелей, по которому мотор получает питание, имеют дополнительный шлейф из тонких проводов, которые соединяют двигатель с регулятором скорости. Дополнительные провода передают информацию с датчика о положении ротора сотни раз в секунду. Эта информация обрабатывается электронным регулятором скорости, что позволяет мотору работать плавно и эффективно, насколько это возможно. Такие моторы используют профессиональные гонщики, однако такие двигатели намного дороже и сложнее в использовании.

Читайте также:  Как сшить чехол для телефона своими руками

Бездатчиковая бесколлекторная система, как можно догадаться, не имеет датчиков и дополнительных проводов, а ротор таких двигателей вращается без точной регистрации его положения и оборотов регулятором скорости. Это позволяет сделать двигатель и регулятор скорости проще в изготовлении, проще в установке и в целом дешевле. Бездатчиковые системы способны обеспечить такую же мощность, как датчиковые, просто с чуть-чуть меньшей точностью, а это идеальное решение для любителей и начинающих спортсменов.

Чтобы узнать, почему бесколлекторные двигатели настолько эффективны и имеют высокую мощность, необходимо знать, как работает стандартный коллекторный мотор.

Принцип работы электродвигателя. Простыми словами о сложном.

Принцип работы электродвигателя основывается на эффекте обнаруженном Майклом Фарадеем еще в 1821 году. Он сделал открытие, что при взаимодействии электрического тока в проводнике и магнита, может возникнуть непрерывное вращение.


Принцип работы электродвигателя основывается на эффекте обнаруженном Майклом Фарадеем еще в 1821 году. Он сделал открытие, что при взаимодействии электрического тока в проводнике и магнита, может возникнуть непрерывное вращение.

Применение коллекторных двигателей — переменного тока

Разновидности, типы коллекторных двигателей с питанием от переменного тока электросети применяются в различной бытовой технике:

  • стиральные машины;
  • электроперфораторы;
  • электродрели;
  • наждаки электрические;
  • электрические триммеры;
  • домашние пылесосы;
  • электрические фены

и далее. Так-же, данный тип двигателей применяется в :

  • промышленном;
  • пищевом;
  • строительном

и медицинском оборудовании.

коллекторный электродвигатель переменного тока ДК-90

коллекторный эл.двигатель AEG UOZ 112 G 63

коллекторный эл.двигатель ДК 90-60-8МС-2И

коллекторный эл.двигатель дрель

Подробное описание по применению коллекторных электродвигателей переменного тока — может занять много времени, а получить первоначальное представление об их применении, считаю для нас — достаточным.

коллекторный эл.двигатель AEG UOZ 112 G 63

Уход за колерией в домашних условиях

Колерия неприхотлива, обильно цветет, комфортные условия способен создать и начинающий цветовод.

ФакторВесна / ЛетоОсень / Зима
Местоположение/ освещениеЗападные, восточные подоконники. Рассеянное, солнечное, без сквозняков.При необходимости дополнительный свет фитолампой.
Температура+20…+25 °С, без перепадов. Если она будет выше, то корни не могут обеспечить новые побеги необходимыми веществами для роста и развития.+15…+17 °С, когда цветок сбрасывает листья. Если выраженного периода покоя нет, ухаживают как обычно.
Влажность30 % – 60 %. Ставят горшок с цветком на поддон с влажным гравием, керамзитом. Используют увлажнитель воздуха. Не опрыскивают.
ПоливУмеренный, осуществляют теплой, смягченной, отстоянной водой раз в 5 дней, по краю горшка. Следят чтобы грунт не пересыхал. Во время образования бутонов при необходимости поливают чаще, не задевая стебли, листья.Во время покоя – раз в месяц. Если растение не в спячке – 3-4 раза.
ПодкормкиС апреля по сентябрь, раз за 14 дней жидким удобрением для цветущих.Не требуется.

На открытый воздух колерию выносят только летом. Цветок выращивают как ампельный, но по желанию формируют куст. Отрастающие и полегающие стебли прищипывают. Укорачивают верхушку на одну треть высотой 20-30 см продезинфицированным инструментом до начала образования бутонов и срезают верхушки.

Это необходимо для пробуждения почек, образования новых бутонов на боковых побегах.

Осенью увядшие части удаляют, для зимней спячки переставляют в прохладное помещение.

Горшок подбирают пластиковый, но лучше керамический. Он более устойчивый и дольше удерживает влагу, подбирают емкость с дренажными отверстиями, снизу кладут на 2 см кусочки кирпича, галька, керамзит.

Обрезка

Колерия – универсальный цветок, который одинаково удачно смотрится как в форме куста, так и в виде ампельного растения. Придать ему желаемый вид можно при помощи регулярной обрезки, которая не только формирует крону цветка, но и омолаживает его. Основные правила обрезки колерии:

  • проводится весной, до начала вегетации;
  • поврежденные или засохшие побеги удаляются стерильным инструментом;
  • при формировании прямостоящей формы цветка все ветви, достигшие длины в 20-30 см, укорачиваются примерно на треть;
  • для стимуляции роста молодых боковых ростков и, соответственно, образования большего количества бутонов, рекомендуется укоротить все верхушки побегов.

Своевременная обрезка увеличит количество соцветий, придаст цветку ухоженный вид. И напротив, если исключить эту меру – ветви растения некрасиво вытянутся, цветоносов будет значительно меньше.


Пересаживать рекомендуется перевалочным способом, не отряхивая корневища и по возможности не нарушая земляной ком.

Добавить комментарий