Как вязать арматуру. На опыте участников портала

Как и чем связать арматуру? На первый взгляд кажется, что ответ на этот вопрос прост. Берём мягкую отожжённую вязальную проволоку, крючок и приступаем к работе. Но опыт пользователей нашего портала говорит о том, что даже в таком нехитром деле существует масса нюансов, начиная от выбора диаметра проволоки и заканчивая способом связывания. Однако эти “мелочи” напрямую влияют на скорость работы и конечные затраты. Итак, из этой статьи вы узнаете:

Связывание арматуры вязальным пистолетом: за и против

Первое, о чём задумывается любой начинающий застройщик, решивший собрать арматурный каркас – чем его вязать. Кто-то использует для этого самодельные или покупные крючки.

Другие предпочитают использовать плоскогубцы. Третьи полагают, что только покупка специального аккумуляторного пистолета для вязки арматуры решит проблему.

Как показывает практика наших пользователей, в большинстве случаев аккумуляторный вязальный пистолет — слишком дорогое удовольствие для обычной стройки. Помимо высокой цены (брендовые модели стоят 1000 – 2000 $), вязальный пистолет иногда может плохо затягивать проволоку. Причём, к оборудованию придётся покупать специальную проволоку на катушках (недешевую). Попытка «перехитрить» механизм и, после того как фирменная проволока закончится, намотать на катушку обыкновенную, приведёт к поломке оборудования.

Не советую даже пытаться намотать вместо фирменной проволоки простую, купленную на ближайшем рынке. Проверено. Пара таких «заряженных» катушек, и грязная, плохо отожженная проволока сломает вязальный пистолет. Конструкторы предусмотрели защиту от самопальных расходников. Помимо поломки дорогостоящей «игрушки», вы после такого фокуса автоматом слетаете с гарантии.

Несмотря на высокую цену на автоматический вязальный пистолет, на портале есть энтузиасты, которые либо покупают его, либо берут в аренду.

Мне понравилось работать с таким оборудованием. Один вязальный пистолет заменяет несколько человек. Аккумуляторы заряжаются быстро. Только успевай катушки менять. Из минусов отмечу — да, дорого. И пистолет, и катушки стоят денег. Слышал, что пистолетом не везде можно подлезть, особенно в узких местах, но на больших объёмах и при профессиональном применении считаю, что это оправданное приобретение.

Моим трудягам и мне понравилось работать вязальным пистолетом, но удовольствие это дорогое.

Ещё один недостаток вязального пистолета, особенно применительно к нашим условиям строительства — возможность его поломки из-за «кривых» рук рабочих или банальное воровство дорогого инструмента.

Интересен опыт участника портала с ником Синявинский. Пользователь взял в аренду пистолет и полностью в нём разочаровался. По словам участника, у пистолета плохо регулируется сила затягивания проволоки. Проволока путается или наматывается не туда, куда надо. В итоге Синявинский отказался от использования вязального пистолета и нанял «арматурщиков», которые довязали каркас крючками.

Вывод: при всех плюсах вязального пистолета его приобретение или аренда требуют тщательного расчёта — оправданно ли это экономически. Поэтому большинство предпочитают проверенный годами способ — вязать арматуру крючком.

Мои рабочие вяжут арматурные каркасы обычным крючком с вращающейся деревянной ручкой. Цена приспособы – 150 рублей. А всякие автоматические механизмы, включая реверсивные крючки и использование шуруповёрта — это так, баловство. Профессионалы используют крючки.

О плюсах и минусах использования для связывания арматуры т.н. полуавтоматов – крючков с реверсом и аккумуляторных «шуриков» с зажатым в патроне крючком, мы расскажем во второй части статьи. А сейчас подробнее опишем процесс изготовления самодельного крючка и расскажем, как правильно вязать арматуру.

Как сделать самодельный крючок для вязки арматуры

1. Крючок можно сделать самостоятельно или купить готовый. Цена вопроса — 150-200 рублей. Плюсы покупного: стальное «тело» крючка свободно вращается в рукоятке, что значительно укоряет работу.

Плюсы самодельного крючка — сделать его можно за 10-15 минут из того, что есть под рукой. Например, крючок для вязки арматуры делают из гвоздя на «150», электрода, арматуры диаметром 8 мм, держателя малярного валика, у которого отпиливается валик, рукоятки мастерка и т.д.

Вариантов множество. Всё зависит от фантазии и наличия завалявшихся в хозяйстве «ненужный» вещей.

Я сделал самодельный крючок для вязки арматуры из стального прутка. Один конец обточил на конус на точиле и согнул пруток в двух местах. Вместо рукоятки можно поставить обрезок трубки, так удобнее работать, и перчатка не наматывается на приспособление.

Ещё один вариант самодельного крючка предлагает участник портала с ником аlexdomm. Для этого берём старые вилы (если они, конечно, есть в хозяйстве) и отрезаем один штырь. Далее берём трубу диаметром 16 мм, загоняем в неё штырь и расклёпываем/привариваем конец. Рабочую часть заостряем на наждачном круге или при помощи «болгарки».

СпехПервый для изготовления самодельного крючка использовал малярный валик, от которого отрезал всё «ненужное».

Ещё один вариант — сделать крючок из сломанного или ненужного мастерка.

Принцип тот же — отламываем или отрезаем лопатку и обтачиваем рабочую часть крючка на конус.

Крючок я сделал из гладкой арматуры «восьмёрки». Чтобы крючок быстро вынимался из петли, обязательно затачиваем его на конус. «Тело» крючка изгибаем под углом в 20 градусов. Так увеличивается скорость вращения. На ручку для удобства можно надеть кусок шланга.

Как правильно вязать арматуру обычным крючком

Если использовать самый простой крючок, как на фото ниже, то работать с ним неудобно. Слишком низкая скорость, словно заворачивать шуруп отвёрткой. Лучше брать крючок на вращающейся рукоятке. Скорость значительно возрастает, набив руку, перестаёшь рвать проволоку, перекручивая её.

Важно подобрать оптимальный диаметр вязальной проволоки. Слишком тонкая рвётся, узел хорошо не затянуть. Слишком толстая, 2.4-3 мм, тяжело вяжется, быстро устаёт запястье. Поэтому чаще всего используется вязальная проволока диаметром 1.2-1.4 мм.

Пользователи портала советуют — при отсутствии вязальной проволоки взять автопокрышку с металлокордом и сжечь её. Хотя этот способ, скорее, подойдёт на самый крайний случай, т.к. горящая автопокрышка выделяет чёрный едкий дым.

Переходим к вязке арматуры.

Процесс разбивается на ряд последовательных шагов.

1. Сначала разрезаем бухту вязальной проволоки на нужные куски (если проволока не нарезана на куски в связках). Длина проволоки – около 30-40 см.

2. Проволоку складываем пополам.

3. Загибаем проволоку вокруг пальца.

4. Заводим под арматуру.

5. Загибаем концы и вставляем в петлю крючок.

6. Начинаем крутить крючок, захватывая второй конец проволоки.

7. Закручивая узел, тянем крючок на себя.

8. Загибаем получившийся узел.

При вязке арматуры не следует пытаться накрутить как можно больший узел, отрезав длинный кусок проволоки. Задача вязальщика — только захватить концы и, сделав несколько оборотов (2-3 раза), связать узел. На это уходит несколько секунд. Если взять слишком длинную проволоку, увеличивается её расход, а также тратится много времени на создание узла.

Количество оборотов определяется экспериментальным путём. Слишком мало – будет слабо, слишком много – проволока рвётся.

По словам пользователя, для связывания арматуры диаметром от 10 до 14 мм оптимальный диаметр проволоки — 1.2-1.4 мм. 1 мм – слишком слабый узел. Проволока больше 2 мм крутится тяжело. Как вариант: можно крутить «единичку», если сложить проволоку пополам, а потом сложить ещё раз.

В рассмотренном выше варианте вязка арматуры происходит с одним перехлёстом.

Узел достаточен при монтаже горизонтально уложенной арматуры (например, при вязке плиты), но он может оказаться слабым, если нужно связать арматурный каркас, который нужно перенести на место установки.

Вариант усиления узла — вязка петель с попеременным перехлёстом прутков арматуры. Т.е. при вязке каждого узла меняем направление перехлёста проволоки. Например, при вязке 2-х продольных прутков и 1-го поперечного вязки справа и слева должны быть разнонаправлены друг к другу.

Другой вариант — захват уложенных крест-накрест прутков с 4-х сторон. Делается это так:

1. Сгибаем петлю и обводим прутки, подгибая проволоку под нижнюю арматуру.

2. Загибаем петлю пальцами и обводим прутки так, чтобы захватить верхнюю арматуру.

3. Далее вяжем узел, как рассказывалось выше.

При таком способе вязки прутки держаться заметно крепче, чем в первом варианте.

Также можно вязать арматуру, делая две петли — сначала перехлёст на одну сторону, слева направо, затем перехлёст на другую сторону, справа налево.

Узнать все нюансы вязки арматуры можно в теме на FORUMHOUSE «Вяжем арматуру (руками, крючком, пистолетом)». В дневнике пользователя с ником Smart2305 подробно рассказывается, чем стеклопластиковая (композитная) арматура отличается от обычной стальной.

Как вязать арматуру для начинающих: способы, нормы и правила, каркас под фундамент

Существует всего два способа крепления арматуры в каркасе: электросварка и вязка. Мы не будем открывать дискуссию о том, какой из них предпочтительнее. Скажем лишь, что при вязке не снижается прочность рабочих стержней.

Любая сварка ослабляет металл, поскольку создает в нем локальные напряжения. Это негативно сказывается на надежности всей конструкции.

По сравнению со сваркой вязальные работы более трудоемкие.

Несмотря на это, в частном строительстве с его небольшими объемами лучше выбрать их. Особенно, когда речь идет о таких ответственных конструкциях, как фундамент и плиты перекрытия.

Содержание статьи:

В этой статье мы расскажем начинающим строителям о том, как правильно вязать арматуру. Рассмотрим инструменты, материалы и технологии, применяемые для этой работы. Надеемся, что полученная информация поможет вам уверенно обращаться с металлом, собирая прочные и надежные каркасы.

Способы вязки арматуры

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Технология работы крючком

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Нормы и правила выполнения работ

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

Ориентировочные цены

Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).

Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.

Как правильно вязать арматуру вручную (фото и видео)

Прочная арматура- залог надёжного фундамента.

Для того, чтобы построить любое здание необходимо вначале правильно обустроить фундамент, так как основание берет на себя всю нагрузку общей конструкции строения. На него оказывают обширное воздействие те процессы, которые происходят в грунте, также фундамент подвергается воздействию со стороны климатических условий. В этом случае фундамент должен быть наиболее прочным и надежным. Для того, чтобы повысить эти показатели фундамента внутри его опалубки укладывается специальная армирующая сетка. Такой каркас представляет из себя соединённые прутья. Их связывают особым образом. Для того, чтобы каркас получился максимально прочным и качественным необходимо знать то, как правильно вязать арматуру. Данный процесс является непростым занятием. Перед тем, как ответить на вопрос: как вязать арматуру, нужно учесть многие нюансы, соблюдать нормы и правила, а также применять определенные инструменты и знания.

Основная функция армированного каркаса

Главной целью любого фундамента является создание надежной конструкции, которая может выдержать нагрузку здания. Однако в процессе возведения такая конструкция может быть неравномерной. В этом случае есть риск возникновения напряжений во всём каркасе. На это могут влиять толщина грунта, а также небольшие недочеты, которые могут встречаться в проектировке здания. Такие нюансы могут привести к тому, что отдельные элементы конструкции будут отличаться массой от других. При этом будет не равномерно распределяться давление на конструкцию. Фундамент из бетона имеет хороший показатель на сжатие. Однако растяжением он не обладает. Армирующая сетка помогает скоординировать данные нагрузки и правильно их распределить. Она работает, как на сжатие, так и на растяжение.

Почему арматуру вяжут?

При этом армированная сетка повысит прочность каркаса и фундамента в несколько раз. Кроме того с помощью армированного каркаса вы получаете массивный прочный, но в тоже время экономичный по материалу долговечный фундамент.

Как вязать арматуру для фундамента?

Прежде чем приступить к вязанию арматуры, необходимо учитывать то, что армирующий каркас рассчитывается исходя из того, какой массы будет обладать будущее строение, а также от имеющего котлована. От этих показателей будет зависеть выбор сечения, класс арматуры, а также вспомогательных элементов, которые также выбираются с учетом нагрузки здания на фундамент. Монтаж каркаса можно осуществлять в котловане или же около него, если это возможно и удобно.

Какой должна быть правильная каркасная арматура и как правильно вязать арматуру для фундамента?

Как уже было сказано на процесс вязания арматуры влияет её правильный выбор и подбор необходимых расходных материалов. Правила вязания арматуры прописаны в строительных нормах и правилах СНиПа.

Многих интересует вопрос, как правильно вязать арматуру для ленточного фундамента. В этом случае необходимо придерживаться следующих правил к возведению его каркаса и вязанию арматуры.

  1. Каркас арматурного типа устанавливается таким образом, чтобы он не мешал процессу заливки фундамента.
  2. Вязание арматуры осуществляется лишь после того, как был осуществлён тщательный расчет каждого элемента конструкции.
  3. Вязание арматуры не должно создавать подвижных и плавающих соединений, вне зависимости того, какой метод вы применяете для вязки арматуры.
  1. Вы можете заменять элементы каркаса, при этом не нарушая его несущей способности.
Читайте также:  Желтые шторы - 100 фото новинок современного дизайна штор в желтых тонах

Необходимо обязательно создавать слой, который будет защищать металл от коррозии, таким слоем будет бетонная заливка. Для этого необходимо всегда располагать каркас в растворе.

Как вязать арматуру для ленточного фундамента?

Процесс вязания арматуры включает определенные подготовительные и монтажные работы каркаса армирующего типа. Вот основные моменты такой процедуры:

  1. Вначале необходимо подготовить элементы вертикального типа. Хомуты обязательно проверяются с помощью специального инструмента- отвеса.
  2. После осуществляется монтаж нижних горизонтальных частей. Их прикрепляют к вертикальному хомуту с помощью проволок.
  3. Затем осуществляется фиксация верхнего горизонтального пояса.
  4. После чего переходят к установке элементов углового типа. Они помогают связать основание. Им необходимо уделить особое внимание. Ведь эти элементы должны быть наиболее прочны и надежны.
  5. Дополнительные стойки помогут обеспечить жесткость конструкции.
    В том случае, если опалубка еще не подготовлена, её можно сколотить и монтировать, а уже потом уложить каркас армирующего типа. Также стоит уделить внимание трубам, которые укладываются в каркас. В них будут проведены коммуникации.
  6. Следующим этапом является подготовка раствора, а затем его заливка.

В том случае, если каркас собирается в самом котловане, то вначале необходимо установить в грунте специальные прутья. К ним прикрепляются перемычки поперечного типа, а уже потом нижние и верхние арматурные пояса.

Основные методы того, как вязать арматуру для фундамента.

В настоящее время есть несколько способов, того как правильно и надёжно вязать арматуру . При этом каждый из них отличается применением специальных инструментов, а также процессом технологии.

Вот основные методы того, как вязать арматуру:

  1. Сварочный метод.
  2. Вязание вязание при помощи проволоки.
  3. Вязание при помощи хомутов из пластика.

Нельзя дать однозначного ответа на вопрос: вязать или варить арматуру?

Каждый из вариантов обладает своими особенностями и преимуществами. Выбор того или иного варианта, зависит от условий строительства, бюджета, навыков мастера.

Процесс вязания арматуры при помощи сварки.

Данный способ является наиболее распространённым. Его можно использовать при возведении сооружений различного рода, а также для зданий с несколькими этажами.

Вот основные особенности данного метода:

  1. Для процесса сварки необходим специальный сварочный аппарат, а также мастер, который может работать с такой техникой.
  2. Необходимо внимательно обращаться с армирующим каркасом, ведь в процессе сварки металл может нагреться и тем самым в зоне нагрева могут возникнуть трещины.
  3. Для того, чтобы избежать деформации конструкции нужно использовать уплотнитель, а также не гнуть металлические элементы около места сварки.

К преимуществам такого метода относится то, что он является наиболее быстрым, а также помогает соединить каркас в труднодоступных местах.

Вязание арматуры при помощи проволоки.

Основным преимуществом данного метода является то, что для этого процесса не нужно использовать дополнительное оборудование и специально обученных мастеров. При осуществлении вязки проволокой арматурного каркаса от строителей даже не потребуется специальных знаний. В том случае, если в процессе возникнет какая-либо ошибка, её тут же можно исключить. Процесс вязания конструкций с помощью проволоки можно выполнять в опалубке. Однако мастеру всё же необходимо внимательно и аккуратно выполнять процесс вязания.

К недостаткам такой конструкции относится то, что она является более шаткой. Если каркас возводился в не котлована, то его установка требует особой осторожности и внимательности.

Применение хомутов из пластика

К основным преимуществам такого метода относятся быстрота выполнения работы, а также прочность фиксации элементов конструкции. Использование пластиковых хомутов для вязания арматуры также не требует особых знаний. Однако пластиковые хомуты имеют определенную стоимость и их покупка может считаться экономической издержкой. К минусам хомутов относятся также то, что они могут выйти из строя при низких температурах.

При анализе этих вариантов, можно сказать, что процесс вязки проволокой будет иметь большее преимущество, чем тот же самый процесс, но с помощью пластиковых хомутов, так как в первом случае будет меньше затрат. Однако хомуты помогут создать более прочную и надежную конструкцию, даже несмотря на растраты это выгоднее.

Инструменты, которые применяются для вязки арматуры.

Также при ответе на вопрос как правильно вязать арматуру необходимо учитывать то, какие инструменты применять для этого процесса. Каркас пространственного типа можно связывать вручную. Однако это очень долго и потребует много времени и сил. При этом вязать арматуру необходимо только в защитных перчатках. Если вы хотите осуществить вязания арматуры более быстрым и эффективным способом лучше применять специальные строительные инструменты.

  1. Пистолет для вязки арматуры.

Устройство поможет осуществить быстроту работ при вязании арматуры. Помогает создавать один узел за одну секунду. Однако и у пистолета для вязания арматуры есть свои недостатки. К ним относятся большой расход материала, а также невозможность использования устройства в труднодоступных местах. В настоящее время можно купить, как профессиональный вязальные пистолеты, так и альтернативные китайские устройства.

  1. Крючок для вязки арматуры.

Как же вязать арматуру крючком? Если Вас интересует, как вязать арматуру для фундамента крючком, то в начале необходимо разобраться в особенностях такого метода.

Данное устройство имеет вид изогнутого гвоздя. Оно обладает специальной рукоятью, которая обычно выполнена из дерева или пластмассы. При этом такой крючок можно насаживать на шуруповёрт. Данное устройство имеет демократическую цену, но не такую быстроту выполнения работы. Отвечая на вопрос, как правильно вязать арматуру крючком, необходимо обладать определенным навыкам для того, чтобы вязать арматуру при помощи этого инструмента.

Если невозможно приобрести специальный дорогостоящие инструменты можно использовать народные методы. К ним относится изготовление крючков из гвоздей, прутков, старых мастерков или малярных валиков. Кроме того, для процесса вязания арматуры понадобятся клещи. Вы можете посмотреть видео, как вязать арматуру крючком.

Как вязать арматуру для плиты: особенности технологии вязания.

Помимо того, что для правильной вязки арматуры необходимо подобрать хороший материал, расходные элементы, а также инструменты, нужно знать и технологию данного процесса. Основным этапом в процессе вязания арматуры является создание узлов. В этом случае от мастера потребуется определенный навык и знания.

Вот основные виды узлов для вязания арматуры.

  1. Классический узел.

Для создания такого узла понадобится проволока длиной около 300 мм, которую необходимо согнуть пополам. Затем проволоку нужно завести под стержни и разместить её по диагонали. После чего создаётся петля, которая захватывается крючком. Окончательным этапом создания такого узла является прокрутка его концов. Концы проволоки необходимо загнуть внутрь. Такой способ является наиболее распространенным и простым, который применяют многие мастера и строители.

  1. «Мёртвый» узел.

Для создания данного узла необходима проволока чуть длиннее (400 мм). Из неё также сдаётся петля, а затем заводят концы проволоки на хомут, но затем узел вновь загибается. Такой вариант узла является наиболее надежным и прочным, который выдержит даже самые большие нагрузки.

Процесс вязания арматуры — работа для профессионалов.

Если вы хотите осуществить вязания арматуры лучше доверить этот процесс профессионалам. Конечно, передо тем, как вязать арматуру, можно посмотреть видео. Однако мастера осуществят данную процедуру быстро и в короткие сроки. При этом профессиональный строитель учтет наличие и размер опалубки, котлована, а также возможность монтажа самого арматурного каркаса для фундамента. Мастер поможет вам подобрать необходимые расходные материалы для создания армирующей сетки фундамента и то, как лучше осуществить вязание арматуры. Качественный процесс вязания арматуры станет основной прочного фундамента для вашего здания.

Как вязать арматуру крючком и пистолетом — актуальные схемы и нормы

Основания строений (фундаменты) принято называть бетонными. Но это обозначение не совсем верно, так как бетонная смесь заливается в опалубку с заранее установленным металлокаркасом. Он составляет единую конструкцию в фундаменте, для чего выполняется операция вязки арматуры, — скрепления отдельных элементов и изделий различным способом. Наличие каркаса из арматуры – обязательное условие для большинства видов фундаментов.


Металлическим армированием бетонной смеси обеспечивается прочность и долговечность эксплуатации монолитных фундаментов. Марка, сорт, тип и размер арматуры для устройства каркасов выбираются в соответствии с предполагаемыми расчётными нагрузками на опоры.

Виды арматуры

Требования к арматуре для устройства железобетонного фундамента регламентируется ГОСТ10922-2012. Стандарт определяет марку, диаметр сечения, допустимые нагрузки и прочие характеристики арматурной стали, применимые к конкретным условиям строительства. Проектные организации рассчитывают нагрузки на фундамент, составляют оптимальные схемы раскладки арматуры, рассчитывают ее параметры и потребность. Проектирование армирования – непременное условие для фундаментов высотных зданий, общественных сооружений, производственных цехов.

Для небольших строений технология армирования позволяет назначать сечения и методы крепления, исходя из параметров конкретного строительного объекта и места его расположения. Такой подход обусловлен тем, что фундаментная лента, как правило, воспринимает незначительные нагрузки.

В частном малоэтажном домостроении возможно использование усреднённых нормативов, общих принципов армирования.

Раскладка арматуры фундамента предполагает разделение стержней на три основные группы по их пространственному расположению в конструкции армокаркаса:

Поперечные пруты принято называть хомутами.

В частной малоэтажной застройке можно руководствоваться минимально допустимыми размерами сечений:


При строительстве зданий из камня или кирпича рекомендуется укладывать арматуру с добавлением к расчетным нормам 10-20 % по весу, – для дополнительной уверенности в правильности расчетов.

Варианты вязки арматуры

Формирование арматурного каркаса может производиться различными способами:

Важно: возможно применение любого из перечисленных методов. Способ крепления определяется исполнителем с учётом используемых материалов, профессиональных навыков и конкретных условий строительного объекта.

Плюсы и минусы соединений сваркой

Несмотря на то, что разработаны новые технологии соединения арматуры при выполнении фундаментных работ, традиционный метод сварки арматуры широко используется.

Преимущества сварки проявляются:

Сваривание арматурных прутов допускается только в случае применения специальных марок стали. Они обозначаются индексом «С» в конце маркировки, например, А400С. Марки арматурной стали без данного обозначения при сваривании резко снижают показатели прочности и устойчивости к коррозии.

Существует ряд ограничений по применению сварки для устройства фундаментных каркасов, они определены ГОСТ14098 и ГОСТ10922:

Кроме того, специальные стали значительно дороже обычной арматуры. Сварочные работы требуют потребления энергии, – это также снижает рентабельность применения сварочных технологий для устройства фундаментов.В малоэтажном индивидуальном строительстве чаще применяется вязка арматуры.

Преимущества и недостатки метода вязки арматуры проволокой

Ручное механическое скрепление прутов с использованием вязальной проволоки – самый распространённый и недорогой метод. Он не применяется только лишь при очень больших объемах вязки, но оптимален для индивидуального строительства. Простейшее приспособление для связывания арматуры в единую конструкцию – крючок. Преимущества способа:

Недостатком способа можно назвать шаткость изготовленного каркаса, — но это лишь при сборке конструкции вне опалубки с последующим ее переносом. Производя вязку непосредственно на месте монтажа, в опалубке,- проблема недостаточной жесткости каркаса снимается.

Вязка с помощью хомутов

Высокая скорость проведения вязальных работ без специальной подготовки исполнителей, а также достаточная надёжность соединений, — главные аргументы в пользу применения хомутов при армировании фундаментов.

Основные недостатки и ограничения использования хомутов для вязки:

Для индивидуального застройщика, при решении вопроса «как вязать арматуру», оптимальным решением может стать применение пластиковых хомутов..

Какие используем инструменты для вязки арматуры

Кроме основного приспособления для вязки, — крючка, — в работе по армированию необходимы инструменты:

Кроме инструмента могут понадобиться различные шаблоны, «звездочки» и другие приспособления для разметки расстояний между элементами каркаса и точками крепления.

Правильная вязка арматуры крючком

Разложенный по заданной схеме каркас соединяется в таком порядке:

  1. Проволока располагается в углублении профиля, соединения внахлест выполняются в нескольких местах стыка.
  2. Проволока сгибается пополам, укладывается под точкой соединения.
  3. Петля поддевается крючком.

  1. Свободный конец проволоки подводится к крючку, затем с небольшим загибом накладывается на инструмент.
  2. Далее крючок вращается, закручивая проволоку до нужной прочности.
  3. Инструмент осторожно вынимается без ослабления скрутки.

Метод вязки не изменяется принципиально даже при использовании шуруповертов или специальных пистолетов для вязки.

Простой узел

Выполнение простого вязального узла предполагает следующий порядок действий:

  1. Заготавливаются отрезки проволоки длиной 20 см.
  2. Проволока сгибается пополам.
  3. Крючок вводится в петлю, захватывая свободный конец.
  4. Рабочий, удерживая свободный конец, проворачивает крючок до получения плотного соединения.

Для удобства работы крючком на его конец надевается деревянная или иная нескользящая ручка.

Мертвый узел

Мертвый узел формируется, как правило, на вертикальных арматурных стержнях. Он считается более надёжным. Завязывание предполагает следующие этапы:

  1. Проволочная заготовка должна иметь длину около 40 см, сгибается пополам.
  2. Петля запускается снизу будущего узла.
  3. Свободный конец оборачивается сверху, загибается под пруты до совмещения с петлей.
  4. Жало крючка зацепляет свободный конец и проворачивается с необходимым натяжением до срыва петли.

Условие надежности вязки: максимально плотная укладка проволоки по арматуре.

Проффесиональный пистолет для вязки

Вязка значительных по объему работ арматурных каркасов должна быть максимально механизирована. Использование вязального пистолета может на порядок ускорить процесс армирования фундамента.

Автоматический инструмент подносится к точке фиксации и нажимается спуск, – и можно переходить к следующему узлу. На операцию требуются доли секунды.

Инструмент применяется в профессиональном строительстве. Для частного застройщика приобретение подобного инструмента дорого и не окупается за время постройки дома. Вариант приобретения – прокат в специализированных компаниях.

Как пользоваться шуруповертом с крючком

Облегчить работу и ускорить процесс может использование шуруповерта для вязки. Роль крючка может выполнять согнутый кровельный гвоздь, вставленный в патрон вместо биты.
Исполнителю важно научиться подбирать необходимую скорость вращения крючка.

Важно: если усилие затяжки будет чрезмерным, то проволока порвется, если недостаточным – затяжка получится слабой.

Как вязать клещами

Клещи можно использовать как инструмент, вполне заменяющий крючок. Последовательность вязки:

  1. Небольшой рулон проволоки удерживается левой рукой.
  2. Конец проволоки протягивается снизу.
  3. Второй конец захватывается клещами.
  4. Проволока скручивается на 2-3 оборота.
  5. Излишки проволоки откусываются клещами.

Метод вязки клещами может конкурировать по скорости с крючком, при этом проволока расходуется более экономно.

Основные правила армирования фундамента

Технологический процесс армирования регулируется рядом правил:

Перечислены только основные правила правильного армирования.

Армирование углов фундамента

Армирование углов требует соблюдения технологии

Угловые соединения фундамента разделяются на 2 типа: углы здания и примыкания стен. Армирование углов можно выполнить по нескольким технологиям:

Армирование ленточного фундамента «Лапкой»

  • Г-образные хомуты. Вместо лапок используются г-образные детали длиной от 50 диаметров рабочих прутов.
  • П-образные элементы. Для соединения необходимы два изделия длиной от 50 диаметров основного стержня. Каждый хомут соединяется с параллельными прутами и внешним перпендикулярным.
  • Тупые углы. Внешний прут изгибается под нужным углом и усиливается дополнительно привязанными стержнями. Внутренний элемент связывается с внешним.
  • Читайте также:  Виды покраски стен: создание дизайна и как не ошибиться с цветом

    Схема армирования тупых углов

    В углах и примыканиях фундаменты принимают наибольшие нагрузки. Простой вариант вязки прямых углов недопустим, потому что не обеспечивает надлежащую прочность конструкции.
    Видео по армированию углов:

    Заключение

    Армирование фундаментной ленты относится к скрытым видам работ. На строительных предприятиях по окончании этапа вязки каркаса составляются приемочные акты, подтверждающие качество выполненных работ. Это подчеркивает важность процесса.

    Для индивидуального строительства не требуется подписание подобных документов. Но застройщик должен знать, как правильно вязать арматуру и осознавать чрезвычайную важность армирования для прочности и долговечности строения.

    Особенности вязки арматурных каркасов

    Железобетон потому так и называется, что внутри бетонного блока находится стальной каркас. Особенностью такого композитного материала является то, что коэффициент расширения при изменении температуры окружающей среды и у бетонной смеси, и у стальных конструкций один и тот же. Поэтому главная задача при размещении армирующих конструкций в опалубку, куда будет заливаться бетон – правильное скрепление элементов арматурного каркаса.

    1. Нормы и правила вязки арматуры
    2. Способы вязки арматуры
    3. Как изготовить крючок своими руками
    4. Выбор вязальной проволоки

    Нормы и правила вязки арматуры

    Давайте разберёмся, для чего такие нормы нужны и какие последствия могут быть, если эти нормы и правила не соблюдаются. И как вязать арматуру, чтобы полученное железобетонное изделие получило проектную прочность.

    Люфт, свободное перемещение (пусть даже в ограниченных пределах) арматурных сеток после заливки формы бетонной смесью вызовет напряжение в конструкции железобетонного изделия. Что рано или поздно скажется на его прочности. Поэтому элементы арматуры нужно надёжно фиксировать друг к дружке.

    Для этой цели применяется

    1. Сварка элементов
    2. Вязка проволокой
    3. Скрепление пластиковыми хомутами.

    Вязать или варить?

    Иногда выбор: вязать арматуру или варить не совсем правомерен, т. к. сварку целесообразно применять при изготовлении каркасов, усиливающих фундаменты таких сооружений, как плотины, многоэтажные дома и габаритные коттеджи с углублениями под ледники, подземные гаражи и пр. Только в этих случаях оправдан найм сварщика – а это уже дополнительные расходы, увеличивающие затраты. При этом и сама арматура должна быть предназначена именно для сварочных работ – в противном случае любой другой металл в местах сварки приобретает повышенную хрупкость, что в дальнейшем может сказаться на качестве железобетонного изделия в целом. При этом руководствуются ГОСТ 14098-2014 «Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций», а сталь берётся с маркировкой «С». Например – А400С.

    Пластиковые хомуты дороги сами по себе, не выдерживают отрицательных температур, поэтому применяют их в основном в летнее время и при частном строительстве с небольшими объёмами вязки арматуры.

    Вязка арматуры под ленточный фундамент

    При закладке ленточных фундаментов, которые в большинстве случаев применяют в частном строительстве, основным способом скрепления горизонтальных продольных и поперечных, а также вертикальных прутков арматурного каркаса является вязка крючком. Реже – пластиковыми хомутами. При этом рабочие горизонтальные пруты, несущие на себе основную нагрузку в фундаменте, укладывают вдоль фундаментной ленты, поперёк укладывают пруты, называемые «хомутами», а вертикальные стержни, почти равные высоте фундаментной ленты, крепятся, как видно из названия, строго вертикально, и должны иметь поперечное сечение не менее 8 мм. Вяжут обычно сначала верха и низа арматурного каркаса, а потом начинают связку с одним из них вертикальных составляющих.

    При образовании прямого угла (стыке элементов фундамента под две стены, расположенные под углом друг к дружке) элементы конструкции укрепляются дополнительными диагональными прутками усиления с сечением не менее 10 мм. Вязание арматуры на угловых переходах осуществляется с большими нахлестами арматуры (делается Г-образное или Т-образное армирование, так как простая последовательная связка вызовет перекос конструкции и её внутреннее напряжение).

    Угловое усиление диагональными прутками

    Крючок очень удобен при вязке арматуры непосредственно в опалубке – в этом случае конструкция не будет подвергаться дополнительным деформациям и станет надёжной составляющей в ж/б изделии в целом.

    Схема ленточного фундамента может быть представлена как врытая вертикальными стенками в землю бетонная конструкция, своими очертаниями повторяющая очертания стен будущего дома. Кроме того, заливаются бетоном на арматуре также части фундамента, на которые будут опираться и внутренние перегородки.

    Вязка арматуры для монолитной плиты

    В частном строительстве, когда не требуется обустройство подвалов, погребов и иных подсобных помещений под домом, применяют простой метод создания фундамента – опорная монолитная плита. Для её создания делают хорошо выровненную песчано-гравийную подушку, на которой вяжут объёмный арматурный каркас.

    Шаг между горизонтальными прутьями для такой плиты выбирают от 20 до 40 см, толщина плиты, а значит – и вертикальный размер опорных прутков – от 20 до 30 см. От диаметра прутка арматуры зависит и способ вязки арматуры для опорной монолитной плиты: мёртвыми узлами, простыми, когда делается одинарный нахлёст, или комбинированным способом.

    Таблицы

    Существуют таблицы нахлёста прутков, регламентирующие разные аспекты работы с арматурой. То есть по способам её соединения в зависимости от марок бетона (вязка, сварка), нагрузок, которые испытывают железобетонные изделия, длиной прямой анкеровки, сечения арматурного прутка и т. д. Кроме того, в современных таблицах приводятся расчёты использования двусторонней серповидной в сечении арматуры, изготавливаемой по европейским стандартам (взамен российской с кольцевым сечением), которая обходится дешевле традиционной. Учитывая, что вес арматуры и бетона обычно соотносится примерно как 1 : 1, использование арматуры новых стандартов оказывается на 20-30% выгоднее.

    Длина нахлеста для сжатой зоны бетона:

    Сечение арматуры А400, ммДлина нахлеста в зависимости от марки бетона, мм
    В20 (М250)В25 (М350)В30 (М400)В35 (М450)
    10355305280250
    12430365335295
    16570490445395
    18340550500445
    22795670560545
    25890765695615
    28995855780690
    321140975890790
    36142012201155985

    Для растянутой зоны:

    Сечение арматуры А400, ммДлина нахлеста в зависимости от марки бетона, мм
    В20 (М250)В25 (М350)В30 (М400)В35 (М450)
    10475410370330
    12570490445395
    16760650595525
    18855730745590
    221045895895775
    2511851015930820
    28132511401140920
    321515130011851050
    361895162514851315

    Способы вязки арматуры

    В большинстве случаев проще и дешевле (и не менее эффективно) скреплять элементы арматурного каркаса при помощи вязки проволокой. Приспособления для вязки арматуры могут выглядеть по-разному, вязать можно

    Из недостатков отмечают недостаточную жёсткость полученного каркаса. Но эта проблема решается вязкой арматуры непосредственно в опалубке, в этом случае каркас не нужно никуда переносить, и расшатывания конструкции не произойдёт.

    Пластиковые фиксаторы

    Узлы и скрутки

    Прутки арматуры, из которых формируется горизонтальная её составляющая, или горизонтальный и вертикальный пруток, крепятся один к другому сложенной вдвое диагональной петлёй. При этом ушко, полученное путём сгиба проволоки вдвое, захватывается крючком, а сложенные вместе два свободных конца проволоки наматываются рукой парой оборотов на самый кончик крюка. Затем крюк проворачивают 2-3 раза, соединяя тем самым петлю проволоки и её свободный сдвоенный конец до того момента, пока прилегающие один к другому прутья полностью, без зазоров и люфтов, взаимно не прижмутся.

    В случае связки двух горизонтальных и одного вертикального прутков арматуры петлю для связки делают крестообразной, то есть взаимно диагональной. И затягивают крючком также до полного притягивания всех трёх элементов арматурного каркаса друг к другу.

    Как изготовить крючок своими руками

    Чаще всего на рабочих местах сами арматурщики изготавливают крючки для вязки арматуры «под себя», в соответствии со своими предпочтениями и ориентируясь на привычную им форму инструмента или его размеры. Иногда выбор делается исходя из материала крючка: так, некоторых не устраивает излишняя мягкость электродной стали, и на крючок они пускают жало длинной отвёртки.

    Для самодельного крючка на выходе металлического стержня из рукоятки делается небольшой, под углом в 10-15 угловых градусов, изгиб, а затем после 12-15 см следующего прямого участка жала делается в той же плоскости ещё один изгиб, примерно под 90⁰. Затем идёт плавное искривление (закругление), уже после которого следует немного заострённый участок (сам крючок) длиной 1,5-2 см.

    Пруток берётся гладкий, без рёбер (какие бывают у прутков разного диаметра по ГОСТ 34028-2016), желательно из арматуры, на которую шла легированная сталь, для избегания коррозии прутка, поперечным сечением не более 0,5 см.

    Выбор вязальной проволоки

    Обвязочная проволока для скрепления между собой элементов арматуры выпускается по ГОСТ 3282-74 под общим названием «Проволока стальная низкоуглеродистая». Стандарт регулирует все её технические характеристики, включая точность параметров, механические свойства, тип, размер, цвет и прочее.

    Бывает оцинкованная и без цинкового покрытия, тёмного цвета или светлая. Цвет зависит от условий отжига, снимающего с проволоки излишние напряжения в металле. Чёрная получается после простого отжига в условиях взаимодействия с кислородом воздуха на открытом пламени и появления на поверхности металла слоя оксидов и окалины. Светлая отжигается в среде инертных газов и не имеет на поверхности оксидной плёнки.

    Диаметр выпускаемой по ГОСТ 3282-74 проволоки может быть от 0,16 до 10 мм без цинкового покрытия и от 0,2 до 6 мм – с покрытием.

    Существует прямая зависимость диаметра проволоки для связывания арматуры с диаметром самой арматуры. Так, для прутков арматуры с диаметром не более 10 мм применяют обвязочный материал с диаметром не менее 0,8 мм. Самые же ходовые размеры сечений – от 0,8 до 1,2 мм. В многоэтажном строительстве и при возведении объёмных инженерных нежилых сооружений используют обвязочную проволоку с сечением от 1,4 до 2 мм.

    Интересный факт: Опытные арматурщики предпочитают, однако, один «универсальный» размер – 1,2 мм. Просто если прутки арматуры по толщине превышают 16 мм, проволоку складывают вдвое.

    Длина отрезков, которые готовят заранее, распиливая бухту обвязочной проволоки «болгаркой» — около 40 см. при сгибе вдвое получается двойной хомутик с петлёй на одной конце и двумя свободными кончиками на другом. Такая длина является самой комфортной для большинства видов и способов скрепления элементов арматурного каркаса между собой.

    Как правильно вязать арматуру: способы и правила, советы для начинающих

    Вязка арматуры – это один из основных этапов работы, по созданию арматурного каркаса. Соединяя арматуру, создаётся армирующая конструкция, благодаря которой, бетон получает большую прочность как на сжатие, так и на растяжение. Выполнив неправильно соединение прутов, готовая монолитная конструкция не получит проектную прочность. Для того чтобы этого избежать, разберём как правильно вязать арматуру соблюдая все нормы и правила, и каким инструментом можно выполнить работу, это будет полезно для начинающих арматурщиков, и для строителей с опытом.

    Способы вязки арматуры

    Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:

    1. Вязка проволокой.
    2. Сварка.
    3. Пластиковые хомуты.

    Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?

    Преимущества и недостатки соединения сваркой

    Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной. Обычно её использовали при монтаже громоздких каркасов, которые усиливают фундамент для многоэтажных домов и габаритный коттеджей.

    Подобный метод имеет некоторые недостатки:

    1. Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
    2. Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
    3. Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.

    Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.

    Плюсы и минусы соединения методом вязки

    Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:

    1. Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
    2. Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
    3. Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
    4. Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
    5. Себестоимость работы намного ниже.

    Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой. Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.

    Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами

    Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.
    Недостатки, у данного способа следующие:

    1. Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
    2. Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
    3. Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
    4. Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
    5. Температура. Лопаются при отрицательных температурах.

    На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.

    Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними

    Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:

    1. Ручной крючок.
    2. Вязальный пистолет.
    3. Шуруповёрт.
    4. Клещи.


    Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.

    Читайте также:  Выбираем цветы для клумбы: портулак, астильба, герань – посадка и уход в открытом грунте

    Как правильно вязать арматуру крючком?

    Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.

    В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.

    Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.

    Простой узел связки арматуры крючком

    Самый распространённый и простой узел, выполняется следующим образом:

    1. Чтобы соединить пруты между собой, нужно взять проволоку длинно 15–20 см, и согнуть её пополам.
    2. Согнутая проволока снова сгибается, но не до конца, должен получиться крючок.
    3. Просовываем проволоку под арматуру, которую необходимо связать.
    4. Дальше в ход идёт сам крючок. Его нужно вставить в полученную петлю и зацепить свободный конец проволоки.
    5. Делается один оборот. При этом важно придерживать свободный конец.
    6. Натянув крючок на себя, докручиваем проволоку до её отрыва.

    Обратите внимание! Чтобы не покупать вязальный крючок, можно сделать его своими руками. Потребуется кусок стального прута, а ручку можно изготовить из пластика или дерева. Сделав его один раз, можно постоянно пользоваться инструментом для вязки. Пошаговую инструкцию по изготовлению крючка своими руками смотрите тут.

    «Мёртвый узел»

    Данный узел применяется для армирования конструкций, состоящих из прутов арматуры и хомутов, это балки и колонны. Так как он надёжно фиксирует арматуру в угол хомута, арматурщики назвали его «мёртвым» узлом. Чтобы быстро и качественно выполнить такой узел, необходимо много практиковаться. Рассмотрим, инструкция по выполнению узла:

    1. Берём проволоку длиною 20–40 см, её размер зависит от диаметра используемой арматуры, и сгибаем пополам.
    2. Запускаем проволоку, петлей вперёд, под низ арматуры слева от хомута, оставляя 2–4 см для завершения узла.
    3. Заводим проволоку наверх хомута и загибаем опять под низ арматуры.
    4. Крючок вставляем в петлю и зацепляем свободный конец проволоки.
    5. Тянем крючок на себя и одновременно делаем несколько оборотов, пока не почувствуем что проволока зажалась, или пока не оторвётся петля.

    Следует отметить! Для того чтобы этот узел надёжно зафиксировал арматуру в угол хомута, проволоку следует как можно плотнее прижимать к арматуре и углу хомута, иначе завязка получится ненадёжной.

    Проверить качество узла, можно подёргав хомут рукой, если шатается, то выполнен неправильно или до конца не затянут. Затягиваем либо делаем дополнительную завязку простым узлом.

    Выполняя армирование сложных конструкций, например, полукруглых балок, узлы можно комбинировать. Сначала делается «мёртвый» узел, а потом два простых крест-накрест, как на фото ниже.

    Специальный пистолет для вязки

    Для вязки арматуры – это идеальный инструмент. С ним процесс выполняется намного быстрее и проще. Собирать металлический каркас с ним удобней всего. Единственный нюанс заключается в том, что подобный агрегат стоит не дешёво. Вот почему он используется на масштабных строительных объектах. Минимальная стоимость – 30 тыс. рублей.

    Он выглядит как обычная дрель. Только в него вставляется рулон с проволокой. Для вязки нужно направить пистолет на место стыка и нажать на курок. Он сам выполнит вязку за считанные секунды. Это самый простой и доступный вариант, как связать арматуру.

    На заметку! На 1 узел, связанный при помощи крюка, уходит 9 сек. Если взять автоматизированный крюк, то потребуется 7 сек. А вязка при помощи пистолета занимает всего 1 секунда на 1 узел.

    Но и у этого способа есть свои минусы:

    1. Не везде им можно добраться, для выполнения вязки.
    2. Стоимость.
    3. При исправлении армирования, крючком узел уже не развяжешь.
    4. Не выполнишь вязку арматуры большого диаметра.

    Использования шуруповёрта с крючком

    Чтобы ускорить процесс и сделать его автоматизированным, используется модернизированный шуруповёрт. Достаточно вставить в него самодельный крючок. Для этой цели подходит шиферный гвоздь. Он зажимается в шуруповёрте и готов к работе.

    Принцип его работы ничем не отличается от предыдущего варианта. Отличием является только то, что процесс значительно ускоряется. А если у шуруповёрта есть регулировка скоростей, то его настраивают так, чтобы при максимальной натяжке проволоки она не обрывалась.

    Вязка арматуры клещами

    Данный способ вязки хорош тем, что в процессе работы экономится проволока, за счёт того, что можно связать в одну, и не надо делать петли, как для вязального крючка.

    Из минусов следует отметить:

    1. Требует больше практики, для скоростной вязки.
    2. Скорость вязки в 2 раза меньше чем у крючка.
    3. При вязке в 2 проволоки получается жёсткий с острым концом узел, необходимо носит спецобувь, а то можно пробить ногу.

    На видео ниже, показано какой скорости, можно достичь вязкой клещами, но для этого нужно очень много практики. Профессиональный арматурщик, делает завязку за 3–4 сек.

    Выбор проволоки для вязки арматуры

    Проволока – один из важных элементов работы. А это значит, что от её выбора зависит качество будущего каркаса, его прочность и скорость выполнения работы.


    Согласно строительным нормам СНиП, а также положению из ГОСТ 3282-74, проволока должна соответствовать прописанным требованиям. Вот некоторые из них:

    Совет от мастера! За свой 10-летний стаж, в монолитном строительстве, хочу сказать, что самая популярная и удобная для работы проволока имеет диаметр – 1,2 мм. А самым подходящим инструментом для вязки арматуры являет ручной крючок, доказано практикой.

    Основные правила вязки арматуры под ленточный фундамент

    Ленточный фундамент необходимо усиливать при помощи арматурного каркаса. Он предотвращает разрушение бетона при деформирующих и линейных нагрузках.

    От качества армирования зависит прочность, надежность и долговечность фундамента, а также всей постройки. Соединять прутки арматуры в каркасе можно при помощи сварки или вязки.

    Вязка применяется чаще. В этой статье рассмотрим технологию, схемы, правила выполнения и особенности вязки арматуры под ленточный фундамент.

    Какую арматуру используют?

    Первым этапом создания армирования является выбор арматуры. По материалу изготовления арматура, используемая для фундаментных каркасов делится на металлическую и композитную. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы.

    Металлическая

    Металлические прутки применяются в строительстве фундаментов давно.

    Это классический проверенный вариант материала. При возведении частных домов применяется металлическая арматура, изготовленная по ГОСТу 5781-82.

    Арматура, соответствующая данному стандарту делится на 6 классов. Чем выше класс, тем прочнее материал.

    Арматура всех классов кроме первого изготавливается преимущественно с рифленой поверхностью. Благодаря рифлению прутки лучше схватываются с бетоном.

    В малоэтажном строительстве применяется в основном материал 3 класса с диаметром 12-18 мм. Из него выполняют продольные элементы каркаса, которые несут основную нагрузку армирования.

    Для хомутов, перемычек и дополнительных элементов используется гладкая арматура первого класса. Она дешевле более прочных аналогов, при этом хорошо гнется, облегчая работу мастера.

    Композитная

    Это современный материал, применяемый в строительстве бетонных конструкций только в последние годы.

    Сырьевой основой изготовления композитных прутков может быть:

    Композитная арматура дороже металлической. Но ее популярность растет, так как она обладает более привлекательными характеристиками. Из трех основных вариантов композитного материала наиболее востребованной стала стеклопластиковая арматура. Ее цена ниже стоимости двух других вариантов, а показатели прочности достаточно высокие.

    Композитный вид материала в отличие от металлической имеет низкую теплопроводность. Поэтому каркасы из нее не повышают уровень теплопотери здания через фундамент. Кроме того, композитные прутья не подвержены негативному воздействию перепадов температуры и повышенной влажности. Поэтому она более долговечна.

    С композитным материалом проще работать. Он легче металлического, а в процессе вязки и укладки не оставляет следов ржавчины на руках и одежде. Но сказать однозначно, что композитное армирование лучше металлического нельзя. При выборе материала следует сравнивать все свойства.

    Главные отличия композитного (полимерного) материала от металлического:

    1. Композитные прутья можно только связывать, их нельзя соединять сваркой.
    2. Полимерные материалы при сильном нагревании теряют упругость, чего не происходит с металлом.
    3. Упругость стеклопластика в обычном состоянии в разы меньше, чем у металла.
    4. Стеклопластик является слабогорючим самозатухающим материалом, в то время как металл относится к материалам негорючим.
    5. По показателю теплопроводности выигрывает стеклопластик.
    6. Композитная арматура не проводит электричество.
    7. Стеклопластик не поддается коррозийным процессам.
    8. Полимерные прутья в 3,5 раза легче металлических.
    9. Прочность на растяжение у композитной арматуры на порядок выше.

    Правила

    Перед началом вязки арматуры в каркас, необходимо подготовить продольные и поперечные прутки, а также хомуты и проволоку.

    Все это нарезается под определенную длину.

    Кроме этого для правильной обвязки следует подготовить схему, по которой будет сооружаться каркас. Расчет материала осуществляется на основании выбранной схемы.

    Можно ли сваривать?

    Металлические прутья каркаса могут соединяться путем вязки или сварки. Оба варианта допустимы. Сварка требует меньше времени и усилий. Но имеет явные недостатки – при сварке металл теряет прочность.

    Кроме того, сварка дает жесткое соединение, которое может негативно повлиять на бетон при усадке. Еще один недостаток сварки – сварочные швы могут со временем под механическим воздействием разрушиться, и каркас станет неэффективным.

    Профессиональные строители предпочитают сверке обвязку. Это более трудоемкий вариант соединения, если выполнять его вручную.

    Но он обеспечивает: гибкую фиксацию,не нарушающую целостность бетона при усадке, подвижности почвы, вибрациях.

    Прутья сохраняют изначальные характеристики, так как не подвергаются перегреванию.

    Зависит ли схема вязания от этажности строения?

    Принцип вязки арматуры от размеров здания не зависит. Но, чем массивнее здание и основательнее армирующий каркас, тем более высокие требования к проволоке для вязки.

    Для надежности вместо проволоки иногда применяют пластиковые хомуты. Они дороже, но крепче проволоки. Для легкого одноэтажного дома достаточно простой вязки сложенной вдвое проволокой.

    Способы фиксации и схемы обвязки

    Варианты вязки для металлической и композитной арматуры немного отличаются. Существует еще способ установки арматуры, при котором используются дополнительные пластиковые фиксаторы. Рассмотрим подробнее разные приемы вязки.

    Металлической арматуры

    Порядок действий:

    Можно использовать другой вариант:

    1. купить специальные крепежные элементы с двумя петлями по краям;
    2. наложить элемент на место соединения прутьев;
    3. обхватив скрещение прутьев соединить петли;
    4. вставить крючок сразу в две петли;
    5. проворачивать крючок до полного прилегания проволоки к узлу.

    При строительстве массивного здания имеет смысл применять не проволочные, а пластиковые соединительные элементы в виде готовых хомутов.

    Их достоинства:

    Есть у пластиковых хомутов и свои недостатки:

    Иногда соединение элементов выполняется при помощи готовых скоб из упругой стали. Они имеют форму скрепки, легко устанавливаются, обеспечивают надежное крепление. Но стоят достаточно дорого.

    Стеклопластиковой

    Стеклопластиковые прутья можно связать металлической проволокой. Но чаще используются пластиковые крепления. Это могут быть защелкивающиеся крепежи или затягивающиеся хомуты.

    Применение композитного материала для армирования существенно увеличивает бюджет строительства. Если застройщик не стремится максимально снизить затраты, он может закупить и пластиковые крепежи.

    Применение фиксаторов

    Пластиковые фиксаторы для удержания прутьев в определенном положении относительно всей конструкции, называются бобышками. Их применяют в качестве калибраторов для боковых прутков, как временные фиксирующие элементы или как подставки под нижние продольные прутья.

    При заливе ленточного фундамента между стенками опалубки и прутьями арматуры должно сохраняться расстояние в 50 мм. В большинстве случаев бобышки используются для сохранения этого расстояния.

    Ниже представлена схема различных способов вязки арматуры:

    Методы

    Вязать арматуру можно разными методами:

    1. вручную;
    2. при помощи инерционного полуавтоматического крючка;
    3. с применением специального вязального пистолета.

    Ручная

    Схема вязания от инструмента не зависит. Выше описана вязка вручную, то есть при помощи обычного крючка.

    Такой инструмент можно приобрести в строительном магазине или изготовить самостоятельно. Его делают из заточенной арматуры. Ручку наплавляют растопленным пластиком.

    Сам крючок может иметь практически любой изгиб и длину. Мастер выбирает наиболее удобную для себя конфигурацию крючка опытным путем.

    Данный вариант применяется при самостоятельном возведении небольших построек, когда важна экономичность процесса, и нет необходимости спешить.

    Полуавтоматом

    Инструмент, работающий по инерционному принципу, тоже имеет форму крючка. Его применение ускоряет и упрощает процесс. Стоит он недорого, продается в строительных магазинах.

    Принцип действия такого инструмента следующий:

    Полуавтомат применяется профессиональными строителями при возведении частных домов.

    Использование вязального пистолета

    Пистолет – это полноценное строительное оборудование. Он выполняет вязку автоматически.

    При создании каркаса пистолет просто подносится к месту соединения, после этого нужно нажать на рычаг или кнопку (в зависимости от модели инструмента).

    Пистолет обмотает соединение проволокой, затянет ее и обрежет. Вся процедура занимает несколько секунд.

    Используется такое оборудование преимущественно на крупных объектах. При возведении небольших коттеджей своими руками приобретение подобного дорогостоящего инвентаря будет нецелесообразным.

    В видео советы и руководство по обвязке арматуры шуруповертом и крючком:

    Расчет количества материала

    Для расчета основного материала, то есть рифленой арматуры для продольных элементов каркаса, а также легкой арматуры для перемычек осуществляется при помощи специальных онлайн калькуляторов. Но для точной сметы необходимо посчитать еще и расход дополнительных материалов.

    Проволока

    Обычно при обустройстве фундаментов применяется отожженная проволока стальная, марки ВР с диаметром от 1,2 до 1,8 мм. Для расчетов расхода проволоки тоже может быть применен калькулятор. Однако при вязке проволочные отрезы могут рваться или теряться.

    Кроме того, этот расходный материал может пригодиться для других этапов строительства, а стоимость его небольшая. Поэтому строители рекомендуют закупать проволоку с большим запасом – от 50%.

    Например, нужно построить здание с каркасом из 4 продольных прутьев. Общая длина фундаментной ленты будет равна 150 метрам. Шаг между поперечинами – 30 см.

    Количество внешних и внутренних углов – 4. Количество участков примыкания ленты – 2. В результате расчетов выясняется, что вязка должна будет проводиться в более чем 2000 точках.

    При учете, что на каждое соединение пойдет 30 см проволоки диаметром 1,2 мм получается, что минимальный расход будет около 5,5 кг. Значит с запасом нужно закупить не менее 10 кг проволоки.

    Пластиковые хомуты

    Пластиковые хомуты рассчитываются по количеству соединений с небольшим запасом в 10-15%. Если предполагается 2100 соединений, следует закупить минимум 2350 хомутов. Они стоят дорого, а другого применения для них в строительстве нет. Поэтому при большем расходе лучше докупить недостающее количество.

    Дополнительные детали для фиксации — «бобышки»

    Шаг установки бобышек примерно как у поперечин. Но устанавливаются они обычно только в одной или в двух плоскостях – под основанием каркаса или по бокам от него.

    Поэтому расход их меньше, чем расход проволочных или пластиковых вязальных материалов. Так, если при установке каркаса из 4 продольных прутьев будет произведено 2100 вязок углов, то точек установки бобышек под каркас будет в 2 раза меньше.

    Большой запас здесь не нужен. Достаточно 10-15%.

    Возможные ошибки и их последствия

    Для опытного строителя вязка арматуры с предварительными расчетами материалов не представляет особой сложности. Ошибки допускают в основном частные застройщики, не имеющие навыков подобных работ.

    Самые распространенные ошибки:

    Основная сложность в обустройстве фундамента заключается в том, что после завершения строительства всего здания исправить ошибки будет невозможно.

    Важно участие квалифицированного специалиста как минимум на этапе проектирования. Технологию расчетов, укладки каркаса и вязки его отдельных элементов нарушать нельзя.

    Заключение

    При сооружении арматурного каркаса для ленточного фундамента лучше использовать в качестве метода соединения прутьев вязку, а не сварку.

    Вязка должна быть выполнена в строгом соответствии с технологией. Вязать прутья можно при помощи ручного или полуавтоматического инструмента. На крупных объектах используется специальный ввязочный пистолет. Расчет расхода всех материалов для каркаса можно провести самостоятельно или с применением строительных онлайн калькуляторов.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *